Суббота Зуль-каада 10 1445 | Суббота мая 18 2024

Аяты 16 - 20

16. Они — те, которые купили заблуждение за наставление на истинный путь. Не прибыльна была их торговля, и не наставились они на путь истины.

В этом аяте Всевышний Аллах в божественных выражениях поясняет, что мунафики оставили хидаю — наставление на путь истины и выбрали путь низости — заблуждения. Если бы они захотели, то хидая была в их руках и они могли бы пользоваться ею. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам наряду с другими призывал также и их. Но они упустили хидаю и выбрали заблуждение. То есть за наставление на истинный путь купили заблуждение. Однако эта их коммерческая сделка не принесла им прибыли. К тому же они не оказались в числе тех, кто последовал хидае  наставился на путь истины.

О лицемерах имеется еще множество аятов. Мы их изучим, иншааллах, в свое время. А сейчас давайте приведем пару примеров того, какое им давал описание Пророк саллаллаху алайхи васаллам.

В хадисе, переданном имамом Бухари от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Признаков мунафика три: если говорит — то неправду, если обещает — то не выполняет, и вероломствует в отношении аманата».

В хадисе, переданном имамом Бухари от Ибн Амра радияллаху анху, говорится: «Есть четыре вещи, у кого они имеются, тот является полным мунафиком. У кого есть хоть одно из этих качеств, то пока не оставит его, один из атрибутов лицемерия будет присущ этому человеку. Он совершает вероломство в отношении аманата, говорит ложь, если обещает, обманывает, а когда спорит, ведет себя безнравственно».

Катада радияллаху анху, описывая мунафика, сказал: «Он — человек безнравственный, его сердце отвергает сказанное языком, утром он в одном состоянии, вечером в другом, вечером в одном состоянии, утром в другом, колеблется словно корабль, качающийся на ветру».

Имам Малик сказал: «Мунафик времен Пророка алайхиссалам — на сегодняшний день является зиндиком[1]».

Вернемся опять к тафсиру аятов. Всевышний Аллах, после изложения правды о мунафиках, приведения примеров их слов и поведения, чтобы еще больше обличить их, приводит две аналогии.

Первая аналогия:

17. Они подобны тому, кто зажег огонь, а когда он [огонь] осветил все вокруг, Аллах лишил их света [огня] и оставил их во мраке — они [ничего] не видят.

Данный священный аят в стиле метафоры еще точнее описывает мунафиков. Пример таков, что один человек зажег огонь. Когда зажженный им огонь только-только осветил все вокруг, Всевышний Аллах отнял у этого пламени свет, и человек, зажегший огонь, вновь оказался в кромешной тьме. Действительно, мунафики, в отличие от кафиров, вначале услышали призыв Ислама. Они произнесли слова свидетельствования веры в Исламе, даже хорошенько прислушивались к наствлениям, сказали, что уверовали, а также совершали ибадат. А потом все бросили, стали отрицать и оказались во тьме неверия, нифака, сомнений. И в настоящее время немало таких, кто уже оказался или вот-вот окажется в таком положении.

18. Глухие, немые, слепые, и они не возвратятся.

Вследствии своего лицемерия они не способны слышать благое — ибо глухи, не могут говорить — ибо немы и не могут видеть — ибо слепы. Теперь они не свернут с пути лицемерия.

Вторая аналогия:

19. Или [они подобны оказавшимся под] дождевой тучей с неба. В ней — мрак, гром и молния. Они затыкают уши пальцами от ударов грома, боясь прихода смерти. И Аллах объемлет неверующих.

20. Молния чуть ли не отнимает у них зрение; как только она им осветит, они движутся при нем. А когда опускается над ними мрак, они стоят. И если бы Аллах пожелал, то лишил бы их слуха и зрения. Воистину Аллах на всякую вещь Могущественен.

В этих двух аятах Всевышний Аллах уподобляет удивление, сомнение и общее психическое состояние мунафиков положению несчастного человека, оставшемуся на улице, когда загремел гром, сверкнула молния, небо покрыла тьма и пошел сильный дождь. Он, придя в ужас от страха, пытается скрыться от молнии, затыкает пальцами уши и думает, что это спасет его от смерти.

Они во тьме неверия и притворства: во время разряда молнии, воспользовавшись ее светом, они могут ступить пару шагов, но после молнии снова застывают во тьме. Улемы отметили, что в аяте под дождем подразумевается религия Ислам. Ибо, подобно тому, как дождь оживляет землю, так и Ислам оживляет сердца. Тьма — сомнение и неуверенность в сердцах мунафиков. Гром — вести о мучениях и страданиях, обещанных неверным и мунафикам. Свет разряда молнии — человеческие чувства, еще сохранившиеся в их душах. Удар грома — несчастья и беды, которые их постигнут.

В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Абу Саъида ал-Худри радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Сердца бывают четырех видов: прозрачно чистые, излучают свет словно лампа, зачехленные, с завязанными концами чехла, перевернутые и изменчивые. Прозрачно чистое сердце — это сердце верующего человека, в нем есть свет. Зачехленное сердце — это сердце неверного. Перевернутое сердце — это сердце настоящего мунафика — лицемера. А в изменчивом сердце есть и ийман, и нифак. Ийман в нем подобен растению, которое получает пользу от чистой воды. Нифак в нем подобен ране, из которой течет гной вперемешку с кровью. Что из двух одержит верх над другим, то и завладеет сердцем».

 

 



[1] Зиндик — (زنديق)безбожник, еретик; неверный.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (13)...

Для новообращенных мусульман...

По случаю окончания священного месяца...

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...