Аяты 16 - 20
16. Они — те, которые купили заблуждение за наставление на истинный путь. Не прибыльна была их торговля, и не наставились они на путь истины.
В этом аяте Всевышний Аллах в божественных выражениях поясняет, что мунафики оставили хидаю — наставление на путь истины и выбрали путь низости — заблуждения. Если бы они захотели, то хидая была в их руках и они могли бы пользоваться ею. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам наряду с другими призывал также и их. Но они упустили хидаю и выбрали заблуждение. То есть за наставление на истинный путь купили заблуждение. Однако эта их коммерческая сделка не принесла им прибыли. К тому же они не оказались в числе тех, кто последовал хидае — наставился на путь истины.
О лицемерах имеется еще множество аятов. Мы их изучим, иншааллах, в свое время. А сейчас давайте приведем пару примеров того, какое им давал описание Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
В хадисе, переданном имамом Бухари от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Признаков мунафика три: если говорит — то неправду, если обещает — то не выполняет, и вероломствует в отношении аманата».
В хадисе, переданном имамом Бухари от Ибн Амра радияллаху анху, говорится: «Есть четыре вещи, у кого они имеются, тот является полным мунафиком. У кого есть хоть одно из этих качеств, то пока не оставит его, один из атрибутов лицемерия будет присущ этому человеку. Он совершает вероломство в отношении аманата, говорит ложь, если обещает, обманывает, а когда спорит, ведет себя безнравственно».
Катада радияллаху анху, описывая мунафика, сказал: «Он — человек безнравственный, его сердце отвергает сказанное языком, утром он в одном состоянии, вечером в другом, вечером в одном состоянии, утром в другом, колеблется словно корабль, качающийся на ветру».
Имам Малик сказал: «Мунафик времен Пророка алайхиссалам — на сегодняшний день является зиндиком ».
Вернемся опять к тафсиру аятов. Всевышний Аллах, после изложения правды о мунафиках, приведения примеров их слов и поведения, чтобы еще больше обличить их, приводит две аналогии.
Первая аналогия:
17. Они подобны тому, кто зажег огонь, а когда он [огонь] осветил все вокруг, Аллах лишил их света [огня] и оставил их во мраке — они [ничего] не видят.
Данный священный аят в стиле метафоры еще точнее описывает мунафиков. Пример таков, что один человек зажег огонь. Когда зажженный им огонь только-только осветил все вокруг, Всевышний Аллах отнял у этого пламени свет, и человек, зажегший огонь, вновь оказался в кромешной тьме. Действительно, мунафики, в отличие от кафиров, вначале услышали призыв Ислама. Они произнесли слова свидетельствования веры в Исламе, даже хорошенько прислушивались к наствлениям, сказали, что уверовали, а также совершали ибадат. А потом все бросили, стали отрицать и оказались во тьме неверия, нифака, сомнений. И в настоящее время немало таких, кто уже оказался или вот-вот окажется в таком положении.
18. Глухие, немые, слепые, и они не возвратятся.
Вследствии своего лицемерия они не способны слышать благое — ибо глухи, не могут говорить — ибо немы и не могут видеть — ибо слепы. Теперь они не свернут с пути лицемерия.
Вторая аналогия:
19. Или [они подобны оказавшимся под] дождевой тучей с неба. В ней — мрак, гром и молния. Они затыкают уши пальцами от ударов грома, боясь прихода смерти. И Аллах объемлет неверующих.
20. Молния чуть ли не отнимает у них зрение; как только она им осветит, они движутся при нем. А когда опускается над ними мрак, они стоят. И если бы Аллах пожелал, то лишил бы их слуха и зрения. Воистину Аллах на всякую вещь Могущественен.
В этих двух аятах Всевышний Аллах уподобляет удивление, сомнение и общее психическое состояние мунафиков положению несчастного человека, оставшемуся на улице, когда загремел гром, сверкнула молния, небо покрыла тьма и пошел сильный дождь. Он, придя в ужас от страха, пытается скрыться от молнии, затыкает пальцами уши и думает, что это спасет его от смерти.
Они во тьме неверия и притворства: во время разряда молнии, воспользовавшись ее светом, они могут ступить пару шагов, но после молнии снова застывают во тьме. Улемы отметили, что в аяте под дождем подразумевается религия Ислам. Ибо, подобно тому, как дождь оживляет землю, так и Ислам оживляет сердца. Тьма — сомнение и неуверенность в сердцах мунафиков. Гром — вести о мучениях и страданиях, обещанных неверным и мунафикам. Свет разряда молнии — человеческие чувства, еще сохранившиеся в их душах. Удар грома — несчастья и беды, которые их постигнут.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Абу Саъида ал-Худри радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Сердца бывают четырех видов: прозрачно чистые, излучают свет словно лампа, зачехленные, с завязанными концами чехла, перевернутые и изменчивые. Прозрачно чистое сердце — это сердце верующего человека, в нем есть свет. Зачехленное сердце — это сердце неверного. Перевернутое сердце — это сердце настоящего мунафика — лицемера. А в изменчивом сердце есть и ийман, и нифак. Ийман в нем подобен растению, которое получает пользу от чистой воды. Нифак в нем подобен ране, из которой течет гной вперемешку с кровью. Что из двух одержит верх над другим, то и завладеет сердцем».
Зиндик — (زنديق)безбожник, еретик; неверный.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....