Суббота Зуль-каада 10 1445 | Суббота мая 18 2024

[аяты 50 - 59]

 

Последующие аяты напоминают о том, что произошло после того, как сыны Исраила вышли из Египта:

 

51. И вот Мы договорились с Мусой на сорок ночей, а потом вы взяли себе [для поклонения] тельца после него [после ухода Мусы], будучи несправедливыми.

52. Потом Мы простили вас после этого, — быть может, вы будете благодарны!

В соответствии с повелением Всевышнего Аллаха Муса алайхиссалам освободил и вывел сынов Исраила из Египта. Затем Всевышний Господь условился со Своим Пророком о встрече для непосредственной беседы — прямого речевого обращения. Как только Муса алайхиссалам в соответствии с договоренностью ушел в условленное место, сыны Исраила признали тельца в качестве бога, сделали его себе божеством. Эта история подробно приводится в тафсире суры «То Ха». Здесь же коротко упоминается, чтобы напомнить им, что даже после такого тяжкого проступка, Аллах проявил милосердие к ним и они были помилованы, что является великим благом. В то же время, им напоминается, что они, не повиновавшись Аллаху и Его Пророку Мусе, которые освободили их от гнета Фиръавна, избрали себе божеством тельца, тем самым совершив зулм — несправедливость по отношению к себе.

 

53. И вот Мы дали Мусе книгу и различение, — быть может, вы наставитесь на праведный путь!

 

И это тоже одно из великих благ, дарованных сынам Исраила. То, что посланному им Пророком Мусе алайхиссалам были дарованы книга (то есть Таурат) и различение (то есть шариат для различения хорошего и плохого, действительного и недействительного), поистине, является великим благомДарованием этих благ преследовалась цель: быть может, сыны Исраила внемлют хидае — наставлению на праведный путь, и пойдут по этому пути.

Но в действительности их природа оказалась порочной и они не последовали по правильному пути. Было похоже, что если не применить к ним более жесткие меры, они не исправятся.

 

54. И вот сказал Муса своему народу: “О народ мой! Поистине, вы поступили несправедливо к самим себе, взяв себе тельца (богом). Так покайтесь же Создателю вашему и убейте самих себя: это — лучше для вас пред вашим Создателем. Так, принял [Он] ваши покаяния [простил]: поистине, Он — Премного Принимающий Покаяния, Милосердный!”

 

Несмотря на то, что принятие тельца в качестве божества является великим постыдным делом для человека, для его разума, сыны Исраила посчитали такое дело достойным для себя и этим совершили зулм — несправедливость по отношению к себе. Теперь, вплоть до Судного дня этот позор останется пятном великой вины на них.

В начале этого священного аята Муса алайхиссалам напоминает сынам Исраила об этом их бесчестии.

«О народ мой! Поистине, вы поступили несправедливо к самим себе, взяв себе тельца (богом)...».

И все-таки даже такую большую вину Аллах по Своей милости может простить. Поэтому Муса алайхиссалам призывает свой народ покаяться перед своим Создателем.

«Так покайтесь же Создателю вашему и убейте самих себя: это — лучше для вас пред вашим Создателем».

Значение, которое мы перевели как «Создателю вашему» в арабском тексте выражено словом БариъикумБариъ является одним из сифатов — качеств-атрибутов Аллаха, который означает: «Создающий из ничего, приводящий в существо; Создающий тварей с отсутствием у них различий». Ввиду чрезвычайной тажести совершенного сынами Исраила греха, и тауба — покаяние за него становится соответственно тяжким — убить самих себя. Это не означает, что каждый должен совершить самоубийство, а подразумевает убийство сынами Исраила друг друга. Вернее, как приводится в риваятах, речь идет об убиении теми, кто не поклонялся тельцу, тех, кто поклонялся ему. Для воспитания народов с порочной природой, похожих на сынов Исраила, необходимы подобные жесткие меры. Сыны Исраила исполнили это дело. То есть, они убили самих себя. И только после этого Аллах принял их покаяние.

«Так, принял [Он] ваши покаяния [простил]: поистине, Он — Премного Принимающий Покаяния, Милосердный!»

И это тоже является великим благом, дарованным Всевышним Аллахом сынам Исраила.

Из этого аята мы узнаем, что вне зависимости от того, кто совершил грех, никто не остается без наказания.

Сколько бы Всевышний Аллах не проявлял заботу, сколько бы Он не прощал и не миловалсыны Исраила постоянно превышают во всем пределы и следуют всякими нечестивыми путями. Они вновь совершили ошибку. Об этом Всевышний Аллах напоминает им в нижеследующих аятах:

55. И вот вы сказали: О Муса! Мы никогда не поверим тебе, пока не увидим Аллаха явно. И поразила вас молния, тогда как вы смотрели.

 

Даже после стольких событий сыны Исраила не образумились. Даже став свидетелями множества чудес от Мусы алайхиссалам, даже освободившись благодаря нему от гнета Фиръавна, сказали:

«О Муса! Мы никогда не поверим тебе, пока не увидим Аллаха явно».

То есть они сказали, дескать, если не покажешь нам Самого Аллаха, мы не поверим в твое пророчество. Так как сыны Исраила были материалистами, они верили только в то, что осязали сами, а все остальное отрицали. Также их природу испортило и то, что они долгое время жили в унижениях под зулмом Фиръавна. Если человек длительное время живет в бесчестье, он становится таким вот низменным. Это уничтожает даже имеющееся в природе человека благое и создает в нем черту, свойственную рабам. А человеку с такой чертой свойственно склонять голову, когда он находится под гнетома когда отступает гнет — потерять голову от вольности, если же ему достаются еще блага и добро — предаваться высокомерию. В наше время эта черта наблюдается у тех народов, которые долгое времясмиренно воспринимали унижения под гнетом.

Всевышний Аллах достойно наказал сынов Исраила за такое проявление сомнений с их стороны.

«И вас поразила молния, тогда как вы смотрели».

То есть сыны Исраила были поражены молнией и они наблюдали, как сами погибали на глазах друг у друга.

Милосердие Всевышнего Аллаха безгранично, и Он еще раз проявил милосердие к ним, воскресил.

56. Потом Мы воскресили вас после вашей смерти, — быть может, вы будете благодарны!

В свое время эта история также будет изложена более подробно. Сейчас же ограничимся лишь кратким упоминанием.

Всевышний Аллах не только воскресил их. Но еще проявил дополнительное милосердие.

57. И Мы осенили вас облаками и низвели для вас манн и салвы[1]. Кушайте из чистых благ, чем Мы вас наделили! И не были они несправедливы к Нам  но к самим себе были несправедливы.

Это случилось, когда сыны Исраила находились в безжизненной пустыне, под палящим солнцем. Как известно, когда воздух нагревается и солнце накаляет все вокруг, пустыня превращается в сущий ад. В такой ситуации Всевышний Аллах даровал сынам Исраила Свое очередное благо.

«И Мы осенили вас облаками и низвели для вас манн и салвы. Кушайте из чистых благ, чем Мы вас наделили!»

Как передается в риваятах, Всевышний Аллах направил в эту жаркую пустыню одно облако, которое, приплыв, прикрыло тенью головы сынов Исраила. Таким образом они обрели успокоенье и наслажденье. Аллах низвел им для еды и питья манну и салвы —перепелов. Существует много определений того, что такое «манн», данных муфассирами.

Согласно Ибн Касиру рахматуллахи алайхи, «Манн — это такая вещь, которая, если есть ее саму, является пищей и сладостью, если употребить, добавив в воду, становится питьем. Можно также смешивать ее и с другими продуктами».

Низведя их, Всевышний Аллах сказал им:

«Кушайте из чистых благ, чем Мы вас наделили!» Суда по смыслу этого воззвания, сыны Исраила, похоже, и в этом случае остались недовольными и не проявили благодарности. Именно поэтому Всевышний Аллах в конце аята говорит:

«И не были они несправедливы к Нам — но к самим себе были несправедливы».

Всевышний Аллах даровал сынам Исраила еще множество других благ, о них Он напоминает в последующих аятах и показывает новые грани, которые кроются в природе этого народа.

58. И вот Мы сказали: «Войдите в это селение и ешьте в нем, где пожелаете, на удовольствие. И входите во врата, совершая саджду, и говорите: «Хиттатун!» — Мы простим вам ваши прегрешения и непременно приумножим благодетелям».

Как уже несколько раз отмечалось, описание этих событий подробно приводится в других сурах, здесь же они упоминаются вкратце. В этом аяте под «селением» в фразе «Войдите в это селение» подразумевается священный Иерусалим. Сынам Исраила, которые долгое время были скитальцами в Египте, Всевышний Аллах даровал родину и сказал: «Войдите в это селение». Более того, Он им еще говорит:

«и ешьте в нем, где пожелаете, на удовольствие», чем оказывает большую милость.

Вместе с тем, Всевышний Аллах также указывает, в каком положении им необходимо входить:

«И входите во врата, совершая саджду, и говорите: Хиттатун!», то есть было сказано войти благочинно, говоря слово хиттатун, что означает «помилуй, прости мои грехи».

Из этого явствует, что когда Аллах дарует блага, обязательно нужно благодарить Его. Благодарность должна быть выражена как словом, так и делом.

Если сыны Исраила войдут в селение, совершая саджду и испрашивая прощения своих грехов, произнося при этом указанное Аллахом слово, то Он обещает им прощение. Он сказал:

«Мы простим вам ваши прегрешения и непременно приумножим благодетелям».

Итак, что сделали сыны Исраила в ответ на это?

59. И заменили те, которые совершили несправедливость, слово, которое сказано им, другим. И низвели Мы на тех, которые совершили несправедливость, наказание с неба за то, что были нечестивы.

Сыны Исраила, в природе которых пустило корни нечестие, вновь совершили беспутство. Они заменили указанное Всевышним Аллахом слово и вместо хиттатун произнесли другое слово. Хадис, переданный от Пророка Мухаммада алайхиссалам, поможет нам точно узнать, каким словом они заменили настоящее слово.

Как передает имам Бухари от Абу Хурайры радиаллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Сынам Исраила было сказано, войдите во врата, склонившись в саджде и произнося хиттатун. Они же вошли, волочась на ягодицах, и заменили слово, выговаривая хаббатун фи шаъратин[2]».

Из данного хадиса проясняется, что они поступали наперекор и в делах, и в словах. Когда им было велено войти, склонившись ниц в саджде, они вошли, волочась на ягодицах. Когда им было велено, скажите «хиттатун», они сказали «хаббатун фи шаъратин». Этот их поступок явился зулмом — несправедливостью, и фиском — выходом из повиновения Аллаху. Поэтому Всевышний Аллах низверг на них с неба мучения. Из поучений в этих двух аятах мы узнаем, что одним из проступков сынов Исраила было выполнение повеления Аллаха не так, как было приказано, а в искаженном виде.

 

 



[1] Салва — перепел (одна из малых полевых птиц семейства фазановых).

[2] Хаббатун фи шаъратин — досл. «зернышко ячменя в куче зерен».

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (13)...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Для новообращенных мусульман...

По случаю окончания священного месяца...

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...