[аят 108]
Обращение в предыдущих аятах было направлено к правоверным и в нем содержались предостережение и напоминание. Когда распространенные иудеями в целях смуты слухи подействовали на некоторых правоверных мусульман и они попытались задать Пророку алайхиссалам всякие никчемные вопросы, Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:
108. Или желаете спросить вашего Посланника, как был спрошен до этого Муса?! А кто заменит веру неверием, то действительно сбился с прямого пути.
Как известно, иудеи заведомо, сознательно, умышленно задавали различные вопросы. Они спрашивали у своего пророка – Мусы алайхиссалам о пустяках, задавали вопросы, выходящие за рамки приличий. Они часто обращались к нему с такими вопросами и просьбами, как: «Покажи нам Аллаха», «Низведи с неба такую-то пищу», «Каким образом мы должны зарезать корову?». В предыдущих аятах мы уже ознакомились с известием о том, что эти их вопросы в итоге погубили их.
Всевышний Аллах запрещает мусульманам задавать праздные и досужие вопросы, подобно тем иудеям. Он говорит:
«Или желаете спросить вашего Посланника, как был спрошен до этого Муса?!»
Тем самым Аллах указывает, что скверно спрашивать Пророка алайхиссалам о том, о чем сыны Исраила спрашивали у Мусы алайхиссалам. В то же время Всевышний Аллах называет это дело заменой иймана куфром – веры неверием:
«А кто заменит веру неверием, то действительно сбился с прямого пути».
В одном из хадисов, подкрепляющих этот смысл, говорится, что Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам отвращал от разглагольствований – вроде разговоров на тему «он сказал то, он сказал это», растраты имущества и задавания большого количества вопросов.
Великие сподвижники беспрекословно следовали этим указаниям.
Баро ибн Азиб радиаллаху анху сказал:
«Мы не могли задавать некоторые вопросы Посланнику Аллаха алайхиссалату вассалам – а протекал целый год – и мы желали: кабы пришли бедуины и спросили!»
Абдуллах ибн Аббас радиаллаху анху сказал:
«Я не видел никого, кто был лучше сподвижников Мухаммада алайхиссалам, они задали ему только двенадцать вопросов, все они приведены в Куръане...».
К чему приводит стремление задавать много вопросов мы уже видели в прошедших аятах, на примере сынов Исраила. А в этом аяте это дело было оценено как смена веры неверием, иймана куфром. Вновь и вновь задавая вопросы, сыны Исраила достигли лишь этого результата.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....