Суббота Джумад-аль-ахир 22 1447 | Суббота декабря 13 2025

‎108. Сура «Кавсар»‎. Ниспослана в Мекке. Состоит из З аятов

Название этой священной суры взято от слова кавсар ‎из первого аята. Лексически оно означает «обильное ‎добро», «изобильное добро». Арабы употребляют это ‎слово в отношении всего, что велико по количеству и ‎ценности, по достоинству и значимости. В этой суре под ‎словом «кавсар» подразумевается все множество хоро‎шего, что даровал Аллах, Пречист Он и Всевышний, ‎Пророку алайхиссалам в обоих мирах. Как отмечает ‎один из знаменитых муфассиров Абу Хайян, для объяс‎нения значения слова «кавсар» было упомянуто два‎дцать шесть наименований благ.‎

В хадисе, переданном имамом Тирмизи, говорится: ‎‎«Кавсар – это река в раю, с берегами из золота, жем‎чужным и рубиновым руслом, ароматным песком из ‎мускуса, вода в ней слаще меда и белее снега. Кто вы‎пьет из нее хоть раз, больше не почувствует жажды ни‎когда».‎

Имам Муслим и имам Тирмизи передают хадис от ‎Анаса ибн Малика радияллаху анху, где сказано сле‎дующее:‎

‎«Однажды Посланник Аллаха сидел среди нас и, немного помолчав, затем улыбнулся и поднял голову. Мы ‎спросили:‎

‎– Что заставило Вас улыбнуться, о Посланник Алла‎ха?‎

Он ответил: ‎

‎– Мне только что была ниспослана сура, – и прочи‎тал суру: «Бисмиллахир рахманир рахим. Иннаа ‎аътойнакал Кавсар». – Затем спросил нас:

– Знаете ли ‎вы, что такое Кавсар?‎

Мы ответили: ‎

‎– Аллах и Его Посланник лучше знающие.‎

Тогда он сказал: ‎

‎– Это река, обещанная мне моим Господом. В ней ‎много добра и благ. Это водоем, из которого в Судный ‎день придут и будут пить при мне люди моей уммы. ‎Число его чаш равно числу звезд. Но среди них выры‎вают одного человека. Я (заступаюсь за него и) говорю: ‎‎«Он из моей уммы!». И тогда мне отвечают, что я не ‎знаю о том, что он совершал после меня».‎

Ибн Аббас радияллаху анху говорил: «Кавсар – ‎обильное добро». По этому поводу Пророк саллаллаху ‎алайхи васаллам сказал, что обильным добром счита‎ются дарованные в этом мире: пророчество, Куръан, ‎знания, большая численность уммы, победоносность ‎над врагами, множество фатхов, а также предстоящие ‎на том свете: шафаат (заступничество), райский водоем ‎‎(куда стекает река Кавсар), макаму махмуд (статус вос‎хваленности и возвеличенности) и подобное этому все ‎остальное добро – все это Кавсар.‎

Эта сура относится к самому Пророку Мухаммаду ‎саллаллаху алайхи васаллам. Всевышний Аллах в этой ‎суре дает ему благие обещания. Кроме того, Он обеща‎ет ему устранить всех его врагов и недругов, стереть их ‎имена, а также призывает возблагодарить за дарован‎ные блага.‎

Известно, что сыновья у Мухаммада саллаллаху ‎алайхи васаллам умерли в младенчестве. Кафиры, вра‎ги Пророка и его религии, использовали в своих инте-‎ресах даже это обстоятельство, пытаясь оговорить ‎предводителя мусульман, принизить его достоинство и ‎авторитет и тем самым показать в неприглядном виде ‎Ислам. Это известная тактика неверных, которую они ‎применяют с древних времен и по сей день. Они гово‎рили, что Мухаммад «куцый» – лишен потомства, так ‎как у него нет сына, который мог бы продолжить его ‎дело, а потому у него и у его дела нет будущего. Они ‎полагали, что после его смерти забудут и о нем, и о его ‎религии.‎

Всевышний Аллах успокаивает Своего любимого ‎Пророка и в качестве опровержения домыслов врагов ‎указывает, что религия достойнее потомства.‎

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, ‎МИЛОСЕРДНОГО!‎

‎1. Поистине, Мы даровали тебе Кавсар!‎

Выше мы уже говорили, что толкователи разъясняют ‎арабское слово «кавсар» как «обильное добро». Это ‎проявляется в пророчестве, Куръане, мудростях, много‎численности уммы мусульман, в праве шафаата и в ‎многочисленных благах, дарованных Пророку саллалла‎ху алайхи васаллам.‎

‎2. Совершай же намаз Господу твоему и зака‎лывай!‎

За такое благо, как Кавсар, любые благодарения Ал‎лаху являются малочисленными. Поклоняться Ему од‎ному, совершать намазы, закалывать только во имя Ал‎лаха животное и кормить его мясом бедных и обездо‎ленных является лишь одним из видов выражения бла‎годарности Аллаху.‎

‎3. Поистине, ненавистник твой – он куцый.‎

Всевышний Аллах – исполняющий Свои обещания. ‎Воистину, всем врагам, неверным обрублены хвосты, то ‎есть они истреблены, – таков здесь смысл слова «ку‎цый». Их имена были стерты и стираются, и так будет ‎всегда. А если и будут вспоминаться имена врагов Ис‎лама, то только с проклятьем.‎

А дело Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам не ‎обрублено – оно продолжается и будет продолжено до ‎Судного дня. Ибо во всех уголках земли более чем пол‎тора миллиарда человек считают себя членами его ум‎мы. Они, мусульмане, любят его больше, чем своих ‎родных детей, родителей, родственников и даже самих ‎себя.‎

Из книги Шейха Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф "Тафсири Хилал"

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

О гадании и прорицании (2)...

Продюсер «Фитны» принял...

Бывший член так называемой «Партии...

Поведай мне об...

Передается от Умара ибн Хаттаба...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...

Израильская полиция задерживает...

Полиция Израиля начала задерживать в...