Суббота Зуль-каада 10 1445 | Суббота мая 18 2024

[аяты 142 – 143]

 

В предыдущих аятах рассматривался вопрос о том, которая из религий истинна. И было вынесено решение, что истинна религия Ислам. Выяснилось, кто ближе к Ибрахиму алайхиссалам, и попутно была поведана история строительства Каъбы.

В последующих аятах будут рассматриваться вопросы о том, которая кибла предпочтительнее, в какую сторону необходимо повернуться при совершении намаза и другие вопросы. Эти рассуждения приводятся в качестве опровержения каверзным кривотолкам иудеев, которых они распространяли по поводу киблы.

Как известно, когда Пророк алайхиссалам вознесся в Миърадж, намаз был предписан фардом. С тех самых пор мусульмане совершали намаз, обратившись лицом в сторону Величественной Каъбы. После того как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершил хиджру и прибыл в Лучезарную Медину, намаз стал совершаться в сторону Байтул Макдиса (то есть в сторону Заповедной Мечети в Иерусалиме). Это продолжалось шестнадцать или семнадцать месяцев. Совершение намаза, направляясь в сторону Байтул Макдиса происходило по повелению Аллаха, которое не было указано в Куръане. Затем Всевышний и Всемогущий Аллах ниспослал специальный аят и вновь сделал Величественную Каъбу киблой.

С этим процессом мы поближе познакомимся в ходе изучения следующих аятов.

 

142[1]. Вскоре скажут глупцы из людей: «Что отвратило их от своей киблы, к которой обращались?» Скажи: «Аллаху [принадлежит] восток и запад. [Он] наставит, кого пожелает, к прямому пути!»

Этот священный аят извещает об одном важном деле, которое произойдет в будущем. Когда настанет время и по велению Аллаха кибла будет изменена с Байтул Макдис на Величественную Каъбу, то есть когда мусульмане оставят прежнюю киблу и обратятся к другой:

«Вскоре скажут глупцы из людей: “Что отвратило их от своей киблы, к которой обращались?”»

«Глупцы из людей» – это иудеи. Когда они увидят, что мусульмане перестали совершать намаз в сторону Байтул Макдиса и направились в сторону Каъбы, то скажут «Что же отвратило их от своей киблы?». Одна из причин, почему Всевышний Аллах заранее дает знать о появлении подобных неприятных толков, заключается в том, чтобы предотвратить их негативные последствия. Потому что предупрежденный человек будет готовиться к таким вопросам. Причинять вред мусульманам, ослаблять их веру в свою религию, в свой Куръан и в своего Пророка, сеять смятение в их сердцах – это в обычае у иудеев. И Всевышний Аллах Сам поучает тому, как надобно отвечать им, если они начнут сеять смуту и в отношении киблы.

«Скажи: “Аллаху [принадлежит] восток и запад. [Он] наставит, кого пожелает, к прямому пути!”»

Значит, Владыка всех миров Аллах сделает величественной в положении ту сторону, которую пожелает. И кого из людей пожелает, того направит на правильную дорогу, наставит на праведный путь. Раз уж Сам Аллах пожелал и сделал Каъбу киблой, значит так тому и быть.

Избрание этой киблы соответствовало великому качеству исламской уммы. Следующий аят, указывая на это, служит воззванием к мусульманам. Также аят поясняет мудрость временного изменения направления киблы.

 

143. И вот так Мы сделали вас васатыйной (срединной) уммой, чтобы вы были свидетелями над людьми и чтобы был Посланник свидетелем над вами. И Мы сделали киблу, к которой ты обращался, только для того, чтобы узнать, кто следует за Посланником, а кто обращается вспять. И это действительно велико [для людей], кроме как для тех, которых наставил Аллах на праведный путь. И Аллах не делает тщетной вашу веру! Поистине, Аллах к людям действительно Сострадательный, Милосердный!

Всевышний Аллах объявляет в этом аяте, что сделал мусульман васатыйной уммой. Слово васат, которое мы пояснили в смысловом переводе как «срединный», имеет значения «хороший», «срединный», «центр» и «справедливый». Так как оно больше используется в значении «срединный», то для смыслового пояснения мы выбрали именно это значение. Срединное называется приемлемым и хорошим потому, что все, что располагается с краю по причине своего нахождения больше подвержено всяким воздействиям извне и вероятность искажения или порчи для него выше. Но середина не портится и сохраняется в хорошем состоянии. А причина придания слову васат – «средний» значения «справедливости» заключается в том, что «середина» располагается на одинаковом расстоянии от всех краев и не нарушает равновесия, склоняясь в какую-нибудь одну сторону.

Из аята вытекает смысл, что «по причине того, что вы сами являетесь срединной уммой, Мы сделали вашу киблу такой же».

Сведения, о которых люди не знали в пору ниспослания этого священного аята, стали известны сейчас. Ученые географы из мусульман, размышлявшие над смыслом некоторых аятов Священного Куръана, провели научные изыскания и выяснили, что Священная Мекка, являющаяся киблой мусульман, является также центром, серединой суши на Земле. На основе этой, открытой спустя четырнадцать столетий, научной истины, был создан прибор, определяющий киблу. Следовательно, священный аят имеет смысл «именно по причине того, что вы сами являетесь срединной уммой, Мы сделали вашу киблу такой же».

«И вот так Мы сделали вас васатыйной (срединной) уммой, чтобы вы были свидетелями над людьми и чтобы Посланник был свидетелем над вами».

Значит, еще одной причиной того, что исламская умма является срединной уммой, является ее избрание свидетелем над остальными людьми. Так как исламская умма является срединной, благой, справедливой уммой, она, находясь посередине, будет справедливо свидетельствовать о хороших деяниях других сообществ. А Пророк Мухаммад алайхиссалам будет свидетельствовать о своей умме. Чтобы представить, каким будет это свидетельство, ознакомимся с несколькими хадисами.

В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Абу Зухайра Сакафи, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Вы можете распознать ваших хороших и плохих (людей).

Сахабии сказали:

– Каким образом, о Посланник Аллаха?

Он сказал:

– Посредством слов восхваления или хулы. Вы свидетели Аллаха на земле».

Значит, свидетельство справедливых, истинных, богобоязненных мусульман непростое. Кого обладающие такими качествами мусульмане назовут «хорошими», те являются хорошими, а кого назовут «плохими» – являются плохими.

В хадисе, переданном Хафизом ибн Мурдавайхи, Пророк Мухаммад алайхиссалам сказал:

«В Судный день я со своей уммой буду смотреть на людей с вершины холма. Каждый человек пожелает стать одним из нас. Если умма какого-либо пророка объявит его [своего пророка] лжецом, мы будем свидетельствовать, что он исполнил повеление своего Господа».

В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Абу Саъида радияллаху анху, Пророк Мухаммад алайхиссалам сказал:

«В Судный день Нух будет вызван и спрошен:

– Ты доставил (весть)?

Он скажет:

– Да.

Затем будет вызван его народ и ему (народу) будет сказано:

– Доставил ли он вам (весть)?

Они скажут:

– К нам не приходил ни предостерегающий, и никакой другой человек.

Тогда Нуху будет сказано:

– Кто засвидетельствует о тебе?

Он скажет:

– Мухаммад и его умма.

Это и есть значение слов: «И вот так Мы сделали вас васатыйной (срединной) уммой…». Васат (средний) – означает справедливый. Вы будете вызваны и засвидетельствуете, что он доставил, а затем я буду свидетельствовать о вас».

Улемы подробно, детально описали, что понятие «срединная умма» имеет еще многие и большие значения. Исламская умма и вправду является срединной уммой в полном смысле слова. Под словом «срединный» означает хороший, предпочтительный, умеренный, справедливый, и наконец, означает умеренность в эмоциях.

Исламская умма в вероубеждении и представлении считается срединной, справедливой и лучшей уммой. Она не отклоняется подобно иным уммам (например, христианам) только в духовную сторону. Или как еще другие (к примеру, иудеи) не увлекается только материальным миром. Но, исходя из природы человека, придерживается справедливого и наиболее предпочтительного срединного отношения касательно духовного и материального аспектов.

В мышлении и эмоциях исламская умма также является срединной, справедливой и лучшей уммой. Она не из тех умм, которые твердо придерживаются только того, что знают, и отвергают другие знания и опыты. Или, наоборот, не следует за первым встречным и не подражает никому. Но умеренно, посредством научных изысканий и опытов, соответствующих своим правилам, она также признает и достижения других и пользуется ими.

Исламская умма также является срединной, справедливой и лучшей уммой в дисциплине и порядке. В ней дисциплина и порядок устанавливаются не только через чувства, совесть и нравственность. Или же дисциплина и порядок не устанавливаются только через законы, принуждение, применение силы, разные наказания. А наряду с усилением духовного воспитания человека и укоренением в его сознании, уме и совести основ нравственности, богобоязненности и дозволенного, применяет еще и существующие положения. Потому как не каждый излечивается духовным путем и путем совести.

Исламская умма и в области связей и отношений является срединной и справедливой, лучшим сообществом. В ней ситуация не похожа на ту, что была при строе безбожников, то есть общество не притесняет права личности. И не такова, как при капиталистическом строе: человек не притесняет права общества, напротив, у граждан есть свои права и обязанности, в то же время у общества также есть свои права и обязанности.

Исламская умма и по своему месторасположению считается срединной уммой. Ее кибла, иными словами, ее религиозный центр находится на географическом центре земли – ровно посередине между востоком и западом, севером и югом.

Исламская умма и с точки зрения эпохи считается срединной умой. Всевышний Аллах ниспослал Ислам после того, как человечество, родившись и прожив периоды детства, отрочества и молодости, достигло зрелости. А теперь эта умма в своем срединном состоянии будет свидетелем всему человечеству вплоть до Судного дня, пока человечество не состарится.

Являясь васатыйным – срединным сообществом, исламская умма будет свидетельствовать о всех людях и установит между ними справедливость, различит истину и ложь. Об этой умме во всех ее делах будет свидетельствовать ее пророк Мухаммад алайхиссалам.

Следующая фраза в священном аяте излагает мудрости изменения киблы:

«И Мы сделали киблу, к которой ты обращался, только для того, чтобы узнать, кто следует за Посланником, а кто обращается вспять».

Знание Всевышнего Аллаха беспредельно, Он знает обо всем до того, как это случится. «Знание» в аяте относится к людям. То есть эти слова высказываются в таком общем смысле: «Сначала Мы сделали киблой Байтул Макдис, чтобы вы узнали – отличили тех, кто повернется вспять и выйдет из религии, и тех, кто последует за Пророком».

Как уже ранее напоминалось, после того как намаз был предписан фардом, мусульмане совершали намаз обратившись к Величественной Каъбе. После хиджры Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, по особому повелению Всевышнего Аллаха, кибла была повернута в сторону Байтул Макдис. Улемы выдвинули суждение о том, что в этой перемене заключена большая мудрость. В Исламе все должно быть искренне – с ихласом, только ради Аллаха. Сердце должно быть предано искренне только Аллаху, в нем, кроме Ислама, не должно оставаться ихласа и последования ничему другому – ни кибле, ни нации, ни земле, ни истории.

А арабы в период джахилии проявляли свой ихлас в отношении многих вещей и гордились ими. И венцом того, что пробуждало в них гордость, был Байтуллах – Каъба. Арабы кичились тем, что Каъба расположена на их земле, что со времен Ибрахима алайхиссалам люди со всех прилегающих земель прибывают к Каъбе для совершения хаджа. Они считали, что Величественная Каъба является их собственностью и потому они стоят выше других. Другие народы также думали подобным образом. В результате Байтуллах превратился в «байтул-араб» – то есть не «Дом Аллаха», а «дом арабов». Они стали почитать его не на основе вероубеждения, а на основе фанатизма, соперничества.

И вот на основе этой самой приверженности, могли быть такие, кто бы сказал, что, мол, этот Пророк совершает намаз, обратившись к нашей Каъбе, почитает ее, поэтому мы последуем за ним. Для того чтобы подготовить людей почитать Байтуллах только на основе вероубеждения, избавившись от подобных ошибочных предубеждений, приверженности и других заблуждений, очистившись от нечистот джахилии, кибла была временно повернута в сторону Байтул Макдис. Тогда последовавшие за Пророком на основе национализма и приверженности отделятся от тех, кто последовал на основе истинного вероубеждения, покорившись Аллаху. А также сердца, мысли и представления мусульман очистятся от всего недостойного, что не подобает им. Те, кто принял Ислам не по причине чего-то, интересовавшего их, а лишь ради Аллаха, в любой ситуации, даже если кибла поменяется, будут следовать за Пророком алайхиссалам.

Конечно, нелегко оставлять что-то, связанное с чувствами и эмоциями, духовными ценностями, обычаями и традициями. Но лишь уверовавшие в Аллаха, благодаря Его руководству, не испытывают трудностей. Поэтому, в аяте было сказано:

«И это действительно велико [для людей]кроме тех, которых наставил Аллах на праведный путь».

Да, несомненно, тем людям, которые не веруют в Аллаха и не пребывают на прямом пути, будет очень трудно. Они не верят в Аллаха и потому боятся людей, их сплетен. Боятся обычаев. Боятся чиновников и других вещей. И только те, у кого есть твердый ийман, выполняют повеления Аллаха и оставляют остальное.

Это одна из премудростей, почему Всевышний Аллах перевел на некоторое время киблу с Каъбы на Байтул Макдис. Повиновавшиеся этому повелению мусульмане под руководством Пророка алайхиссалам, без слов стали совершать намаз, обратившись в ту сторону.

Как обычно, иудеи стали распространять клевету и подстрекательства. Они сказали: «Если религия Мухаммада истинна, то почему же он не продолжает совершать намаз, обратившись в сторону священного дома своих предков – Каъбы. Почему он совершает намаз, обратившись в сторону нашей киблы – Байтул Макдис, это же доказательство превосходства нашей религии над его религией».

Пророк алайхиссалам выполняет приказ Аллаха, он не обращает внимания на слова иудеев. В таком положении в течении шестнадцати или семнадцати месяцев намаз совершался в сторону Байтул Макдис. Затем были ниспосланы изучаемые нами и последовавшие за ними аяты, и кибла была обращена в сторону Величественной Каъбы. Иудеи вновь стали распространять кривотолки: «Если их киблой является Каъба, что же тогда будет с их намазами, которые они совершали, обратившись в сторону Байтул Макдиса? А что будет с теми, кто совершал намаз, обратившись в сторону Байтул Макдиса, и умер до изменения киблы?» Подобными вопросами они стали морочить головы мусульманам. Когда словесные подстрекательства и инспирации осуществляются продолжительное время, они подействуют на любого человека. Наверное, пересуды иудеев широко распространились в Лучезарной Медине и так подействовали на некоторых мусульман, что и они между собой стали задавать подобные вопросы. Некоторые задали эти вопросы даже и Пророку алайхиссалам.

В этом аяте фраза «И Аллах не делает тщетной вашу веру!» служит в качестве ответа именно на этот вопрос. Раз все происходило согласно повелению Аллаха, значит, Аллах примет и намазы, совершенные в сторону Байтул Макдиса.

Если обратить внимание, то эти сплетни, козни и подстрекательства относятся к намазу, однако в аяте, ниспосланном в качестве ответа на них, говорится: «И Аллах не делает тщетной вашу веру!», то есть на место намаза ставится ийман. Потому что перед Аллахом намаз состоит из иймана, а ийман из намаза. Данный аят – яркое подтверждение этому. Нужно помнить о том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Между правоверным и кафиром стоит намаз». То есть пусть человек, не совершающий намаз, страшится стать кафиром.

Аллах всегда проявляет милосердие в отношении идущих на Его пути, не делает их ийман напрасным. Потому что:

«Поистине, Аллах к людям действительно Сострадательный, Милосердный!»

Сколько мусульмане ни страдали от козней и упреков в период совершения намазов в сторону Байтул Макдиса, еще более неспокойно было на сердце у Мухаммада алайхиссалам. Наряду с другими мусульманами он тоже желал, чтобы киблой была Величественная Каъба. Он частенько смотрел на небо и ожидал ниспосылания об этом подтверждающего священного аята. Но будучи в высшей степени благовоспитанным, он не спрашивал открыто у Аллаха решить это дело, вознося непосредственно молитву или другим способом. Он сильно надеялся и ожидал, когда Сам Аллах решит этот вопрос. Как приводится во многих хадисах, именно в этот промежуток времени Всевышний Аллах ниспосылает нижеследующий аят и объявляет о том, что назначил киблой Масджидул Харам, то есть Величественную Каъбу. Вместе с тем, Он предостерегает мусульман от козней иудеев. Раскрывает истинную личину, сокрытую под их хитростью и коварством.

 

 



[1] С этого аята начинается 2-джуз Священного Куръана.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (13)...

Для новообращенных мусульман...

По случаю окончания священного месяца...

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...