Далее в аятах следует изложение различных состояний поминания, благодарения и неверия:
153. О вы, которые уверовали! Просите помощи посредством терпения и намаза. Поистине, Аллах с терпеливыми!
Слова «терпение» и «терпеливые» в арабском тексте аята выражены словами, исходной формой которых является слово сабр. Сабр охватывает намного большее значение, чем просто русское «терпение». Сабр — это удерживание себя в рамках самоограничения, отвращение нафса от его страстей, побуждение его к обременительным для него ибадатам и проявление терпения, выносливости, самоотверженности при различных трудностях и невзгодах .
Всевышний Аллах возложил на Исламскую умму огромную ответственность — призывать весь мир к божественному пути. Это крайне трудное дело. Чтобы исполнить эту миссию с огромной ответственностью, необходим по меньшей мере такой же огромный сабр — терпение.
В Священном Куръане многократно повторяется призыв к сабру. Потому что сабр необходим и в повиновении Аллаху, и в предохранении от грехов, и для преодоления препятствий на пути, и для обуздания порочных страстей, и при немощности и т. п. Один из улемов прошлого отметил, что в целом сабр может быть трех видов:
Первый: сабр в предохранении от предписанных харамными Аллахом вещей и от грехов.
Второй: сабр для формирования повиновения и приближенности.
Третий: сабр при постижении горестей и трудностей.
Значит, для того чтобы одолеть эти трудности правоверный раб-мусульманин должен обладать терпением — сабром в большом количестве. Однако у всего есть предел и, как и все остальное, сабр тоже может иссякнуть, ослабеть, и в таких случаях на помощь приходит намаз. Намаз является помощником, неиссякаемым источником спокойствия и умиротворения, прибавляющим силу и мощь, поддерживающим сердца, увеличивающим терпение. Он является средством, связующим слабого, немощного человека с истинным источником силы и помощи — Всевышним Аллахом. Когда бы Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам ни беспокоило какое-либо дело, он спешил совершить намаз. По этой причине Всевышний Аллах призывает исламскую умму к терпению — сабру и намазу, когда она стоит перед трудностями и тяготами. А вслед за этим утверждает:
«Поистине, Аллах с терпеливыми!»
В одном из своих хадисов Пророк Мухаммад алайхиссалату вассалам сказал:
«Дела правоверного удивительны: что бы Аллах ни предвидел для него, все становится благом. Если приходит радость, он возносит благодарения — становится благостно. Если приходит горе, проявляет терпение (сабр) — становится благостно».
В другом хадисе, переданном имамом Тирмизи, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал, что «мусульманин, который общается с людьми и проявляет терпение, когда они причиняют боль, лучше мусульманина, который не общается с ними и не проявляет терпения при причинении боли ими».
Принимая во внимание то обстоятельство, что мусульмане, объединившиеся вокруг Посланника Аллаха алайхиссалам в Лучезаной Медине и построившие общество с особыми качествами, стояли в начале долгой и трудной борьбы по распространению на весь мир религии Аллаха — Ислама, Священный Куръан, в целях их духовной и моральной подготовки к этому делу, указывает им, как нужно относиться к предстоящим трудностям.
Также слову сабр (صبر ) приводятся такие определения: 1. Рагиб сказал: «Сабр — это удерживание нафса так, как того требует разум и шариат, или сдерживание от того, от чего требуют сдерживания те оба». 2. Мунави дал такое определение: «Сабр — это проявление терпения и выносливости при чувственных и умственных трудностях и страданиях».
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (13)...
Началась кампания по распространению Ислама...
По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...
Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...
Слово «Куръан» в переводе означает...