Воскресенье Зуль-каада 11 1445 | Воскресенье мая 19 2024

 

[аят 158]

 

 

В следующем аяте речь пойдет о поминании Всевышнего Аллаха, ибадате Ему, то есть о саъй. Саъй относится к ибадатам, требующим терпения и выносливости.

Во времена джахилии на холме Сафа был установлен идол с названием Асаф, а на холме Марва — именуемый Наила. Паломники, совершая саъй, когда доходили до них, возвеличивали этих идолов. Когда пришла религия Ислам и объявила борьбу против ширка, новые мусульмане, полагая, что совершение саъй между Сафа и Марвой тоже относится к деяниям ширк, перестали совершать саъй. Всевышний Аллах ниспослал этот аят, изложив истину, и тем самым исправил это представление:

158. Поистине, Сафа и Марва — из символов (религии) Аллаха. И кто совершает хадж к Дому или совершает умру — то нет греха на нем, что он совершит таваф (саъй) обоих. Кто же добровольно изберет благо, то, поистине, Аллах — Благодарящий, Знающий!

Так как мусульмане были воспитаны на основе вероубеждения тавхида — единобожия, они были против всякого проявления ширка. И они оставили саъй между холмами Сафа и Марва, которому на самом деле Аллах обучил Ибрахима алайхиссалам, именно по причине идолов, установленных на них мушриками. Они по-своему совершили иджтихад и стремились отделиться от всего, что относится к джахилии и перейти к чистому исламскому духу, исламской жизни. Однако Всевышний Аллах в этом аяте исправляет их ошибку и поясняет, что если не принимать в расчет установленных многобожниками идолов, совершаемый между холмами Сафа и Марва саъй является символом — обрядом религии Аллаха, частью ибадатов хадж и умра.

«Поистине, Сафа и Марва — из символов (религии) Аллаха».

Необходимо также отметить, что саъй между Сафа и Марвой имеет непосредственное отношение к Величественной Каъбе. Саъй всегда делается после совершения тавафа Каъбы. Саъй не является отдельным ибадатом, поэтому Аллах в аяте и называет этот обряд «тавафом», то есть относит саъй как составную часть к тавафу.

В аяте Всевышний Аллах говорит:

«И кто совершает хадж к Дому или совершает умру — то нет греха на нем, что он совершит таваф (саъй) обоих».

Этот аят служит доказательством, на основе которого в нашем шариате совершение саъйа между холмами Сафа и Марва определено в качестве деяния ваджиб. В аяте, вместо слов «является ваджибом», говорится «нет греха на нем, что он совершит таваф (саъй)» по той причине, что, как мы уже ранее говорили, мусульмане перестали совершать саъй, думая, что раз на обоих холмах существуют идолы, то совершение саъйа является делом мушриков, то есть грехом. Поэтому Всевышний Аллах говорит, выполняйте саъй, это не греховно.

В этом событии есть еще одно поучение о том, что не следует не ведая, отменять все обряды, называя их устаревшими и пережитками, а необходимо сначала узнать предписание Аллаха об этом.

Впервые между холмами Сафа и Марва совершила саъй супруга Ибрахима алайхиссалам, мать Исмаила алайхиссалам, мать правоверных Хаджар. Согласно повелению Аллаха Ибрахим алайхиссалам оставил ее вместе с ее грудным ребенком — Исмаилом на месте сегодняшней Заповедной Мечети. Хаджар осталась в одиночестве с младенцем. После того, как у нее закончилась вода, она поднялась на холм Сафа в поисках воды. В сильную жару на стороне Марвы ей померещилась вода, а когда она в темпе саъй добежала туда, это оказалось миражом. Таким образом, в поисках спасения, она семь раз перебегала между двумя холмами. Вдруг она увидела, что из-под ступней плачущего Исмаила, из-под земли пробивается и течет вода. Подбежав, она преградила воде путь руками, произнося «Зам, зам!», что означает «Стой, стой!». Именно поэтому, человек, совершающий саъй между Сафа и Марвой, должен проявлять смиренность и действовать, подобно матери правоверных Хаджар, искренне ожидая спасения от Аллаха.

В длинном хадисе, переданном имамом Муслимом от Джабира радияллаху анху, в частности говорится:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам после того, как выполнил таваф Каъбы, вернулся к углу Каъбы, где расположен Хаджарул Асвад и поцеловал его, затем вышел из двери Сафа, произнося “Иннас Сафа вал Марвата мин шаъаириллахи” и, сказав “начну с того, чему положил начало Аллах”, он приступил к совершению саъй».

В конце аята говорится:

«Кто же добровольно изберет благо, то, поистине, Аллах — Благодарящий, Знающий!»

Сразу же привлекает внимание такой атрибут Аллаха, как Его благодарность. Ибо на самом деле благодарить должны мы. В этом же аяте Аллах описывает Себя как Благодарящего. Это означает, что даже за малые деяния раба Он наградит его возданием ему множества савабов.

 

 

 

 

Самое читаемое

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...

Куръан – последняя...

Слово «Куръан» в переводе означает...

Федерация исламских организаций...

Брюссель. – Председатель Федерации исламских...

Израильская полиция задерживает...

Полиция Израиля начала задерживать в...

Обнаружена самая ранняя...

Самый ранний текст священной книги...

Особенности исламской цивилизации

Каждая цивилизация имеет свои отличия...