[аят 235]
В отношении женщины, соблюдающей идду, не следует поступать по-другому, кроме как согласно указаниям шариата.
235. И нет греха на вас в том, что намекаете о сватовствеженщинам или скрыли в своих душах. Знал Аллах, что, поистине, вы вскоре вспомните их. Но неуславливайтесь с ними тайно, если только скажете имречь достойную. И не решайтесь на союз никахом, покапредписанная [идда] не достигнет своего срока. Изнайте, что, поистине, Аллах знает то, что в вашихдушах. Остерегайтесь же Его! И знайте, что, поистине, Аллах — Прощающий, Кроткий!
Из предыдущих аятов мы узнали, что другому мужчинезапрещено (харамно) свататься к соблюдающей идду женщине или жениться на ней, потому как на нее полное право имеетдавший ей развод муж, и что это право сохраняется, пока незавершится срок идды, и что ее муж имеет право навозвращение к ней больше всех.
В этом же аяте речь идет о сватовстве к женщине, котораясоблюдает идду после смерти мужа. Прежде всего недозволяется (предписано харамным) открыто свататься к такойженщине, потому что она находится в трауре — соблюдаетидду. Следует проявить уважение к ее покойному мужу и несыпать соль на рану его родных и близких. Однако, согласноуказанию священного аята, не будет греха в сватовстве кженщинам, соблюдающим идду после смерти мужа, если этобудет сделано намеками, а не в открытую.
«И нет греха на вас в том, что намекаете о сватовствеженщинам или скрыли в своих душах».
Как сватаются намеками? При сватовстве намеками говорят освоих намерениях косвенно, например, такие слова, как «Ясобираюсь жениться, если нашлась бы подходящая женщина, ябы женился Трудно приходится без жены». Праведные люди в прошлом поступали именно так.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом отАбдуррахмана ибн Сулаймана, а тот — от своей тети (поматери) Сукайны бинти Ханзала, Сукайна говорит:
«Когда я пребывала в идде, ко мне зашел Абу ДжаъфарМухаммад ибн Али и сказал:
— Ты знаешь, что я близок к Посланнику Аллаха саллаллахуалайхи васаллам, знаешь о правах моего деда на мне, и что я вИсламе с давних времен.
Я сказала ему:
— О Абу Джаъфар, да простит тебя Аллах. Как ты можешьсвататься, будучи настолько ученым человеком, тогда как япребываю в идде?!
— Когда я делал такое? Я всего лишь сообщил тебе о своейблизости к Пророку алайхиссалам. Когда скончался Абу Салама — муж Умму Саламы, Посланник Аллаха саллаллаху алайхивасаллам вошел к ней и так долго сидел, говоря о своемположении перед Аллахом, что циновка вдавилась в его руку, идаже тогда это не посчиталось за сватовство, — сказал он».
Эти истории могут послужить примером сватовства путемнамеков.
Под словами: «И нет греха на вас в том, что… скрыли в своихдушах», подразумевается утаивание в себе намерения осватовстве. Потому что: «Знал Аллах, что, поистине, вы вскоревспомните их». Поэтому утаивание в душе намерения осватовстве Он не счел грехом. Однако Он запретил тайнодоговариваться о браке с женщиной, выжидающей идду:
«Но не уславливайтесь с ними тайно».
Потому что это — непристойность, измена по отношению кпамяти покойного мужа и бесстыдство перед ВсевышнимАллахом, который сделал идду ваджибом.
«Если только скажете им речь достойную».
То есть можно говорить речи, не являющиеся порицаемыми, развратными и противоречащими шариату Аллаха.
«И не решайтесь на союз никахом, пока предписанная[идда] не достигнет своего срока».
Особый акцент в предложении делается на слово «решаться». Это значит, что во время идды нет дозволения не только набрак, но даже и на принятие решения о нем. Брак, заключенный во время идды, расторгается. Заключивших такой брак мужчину и женщину разведут.
«И знайте, что, поистине, Аллах знает то, что в вашихдушах. Остерегайтесь же Его!»
Большинство таких шариатских положений, как брак, сватовство, талак и идда непосредственно связаны с сердцем, с чувствами. В этом всегда нужно стремиться идти попредписанной Аллахом линии. Всевышний Аллах также знает ио том, что происходит в душе человека. Так пусть человек незабывает и об этом. Даже если никто не будет знать — Аллахведает, так пусть остерегается Его.
В то же время, если человек ранее совершал некоторыепоступки по неведению, то пусть не теряет надежду. Потомучто Сам Всевышний Аллах в конце этого аята говорит:
«И знайте, что, поистине, Аллах — Прощающий, Кроткий!»
Следующие аяты рассматривают еще один, новый вопрос касательно семейных отношений. Это развод до духула.
Слово духул означает «вхождение». А в шариате такназывается вхождение жениха к невесте после сочетанияникахом, их уединение вдвоем и соитие, то есть начало ихсемейной жизни.
Как известно, после заключения никаха мужчина и женщина становятся мужем и женой. К ним начинают применяться положения шариата о никахе и талаке. До сих пор разговор шел о разводе после духула. В некоторых случаях, после заключения никаха происходит развод еще до того, как состоится духул. Последующие аяты рассматривают именно эту ситуацию.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....