236. И нет греха на вас, если дали развод женщинам, коих вы не коснулись или коимне назначили махр. И дайте им в пользование — и на состоятельном своя мера, и набедном своя мера — пользованием по достоинству. Как должное на благодетелях.
В этом аяте речь идет о том, что будет, если дать талак после заключения никаха, когда еще неоговорен размер махра, и до духула. Прежде всего было изложено, что дача талака в такойситуации не является грехом:
«И нет греха на вас, если дали развод женщинам, коих вы не коснулись или коим неназначили махр».
Потому как в человеческой среде по разным причинам случаются всякие ситуации. Несомненно, такой развод станет тяжелым ударом для невесты и ее родных. Это большое горе, когда она снадеждой выходит замуж и ожидает с большим чаянием новую жизнь, но получает развод, дажене успев начать семейную жизнь. К тому же, что скажут друзья и недруги, родные и близкие? Учитывая именно такие ситуации и по причине неоговоренности махра, на основе этогосвященного аята в шариате была установлена необходимость обеспечения этой невесты выгодой — вручения ей поощрительной финансовой выплаты, называемой мутъа.
Размер мутъа зависит от стороны жениха. Будет хорошо, если, исходя из своих возможностей, дадут ей как можно больше.
Согласно преданиям, имам Хасан радияллаху анху в качестве мутъа дал десять тысячдирхамов
. Наши ученые древности, посчитав по меркам своего времени, сказали: богатыйпокупает для нее одного слугу, а бедный дает три комплекта одежды. Если делать так, стороненевесты будет легче. Их сердца утешатся. И они избавятся от всяких разговоров со стороныдрузей и недругов. Потому как вручение такого количества имущества является признаком того, что на девушке нет вины, что сторона юноши ее уважает, но разводится по причинебезвыходности. Наряду с этим, сторону жениха также не следует слишком перегружать. В аятеговорится:«И дайте им в пользование — и на состоятельном своя мера, и на бедном своя мера — пользованием по достоинству».
Сторона жениха должна действовать по-доброму, «по достоинству». Также должна поступить исторона невесты. В конце аята еще раз подчеркивается то, что творение блага — предоставлениематериальной выгоды — есть высокая степень:
«Как должное на благодетелях».
В следующем священном аяте рассматривается вторая ситуация, когда дается развод до духула, но уточнен размер махра:
237. И если вы дали им развод раньше, чем прикоснулись к ним, но уже назначили иммахр, то — половина того, что вы назначили, разве только простят или простит тот, вруках которого союз никаха. И если простите — [это] ближе к богобоязненности. И незабывайте о благоволении между вами. Поистине, Аллах — то, что совершаете, Видящий.
Значит, если талак дается до духула, когда уже конкретно оговорен размер махра, невестеотдается половина условленного махра.
«И если вы дали им развод раньше, чем прикоснулись к ним, но уже назначили иммахр, то — половина того, что вы назначили».
Если бы духул состоялся и они жили как муж и жена, то женщина получила бы весь махр. А так какэтого не случилось, она получает половину. Это — закон шариата, однако Священный Куръанвзывает и к великодушию:
«Разве только простят или простит тот, в руках которого союз никаха».
То есть если получившая развод женщина скажет, дескать, я не возьму половину махра, чтопричитается мне по праву, или вместо невесты простит ее уполномоченный представитель (тоесть валий — его Священный Куръан называет «тот, в руках которого союз никаха»), жених может ине давать половину махра. Было бы хорошо, если мусульмане взяли себе за правило прощатьвсегда, когда у них есть возможность. Именно поэтому Всевышний Аллах им говорит:
«И если простите — [это] ближе к богобоязненности». Да, «И не забывайте облаговолении между вами».
Закон позволяет не только соблюдать установленную норму, но и проявлять человеческиедостоинства. И это также является одним из способов стимулирования к богобоязненности. Вкакую бы ситуацию мусульмане ни попадали, они не должны забывать о достоинствах иблаговолении между собой. Талак — развод мужа с женой нехорошее явление. Но не следует попричине развода оскорблять друг друга, совершать непотребные дела и распространять всякиеслухи.
«Поистине, Аллах — то, что совершаете, Видящий».
И на основании этого увиденного и осуществит расчет. Поэтому даже в неприятном для васвопросе развода не поступайте несообразно положениям шариата.
Дирхам — серебряная монета, вес которой равен весу 50 ячменных зерен с обрезанными концами, что составляет 2,975 г серебра.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....