Суббота Зуль-каада 12 1446 | Суббота мая 10 2025

236. И нет греха на васесли дали развод женщинамкоих вы не коснулись или коимне назначили махрИ дайте им в пользование — и на состоятельном своя мераи набедном своя мера — пользованием по достоинствуКак должное на благодетелях.

В этом аяте речь идет о том, что будет, если дать талак после заключения никаха, когда еще неоговорен размер махра, и до духула. Прежде всего было изложено, что дача талака в такойситуации не является грехом:

«И нет греха на васесли дали развод женщинамкоих вы не коснулись или коим неназначили махр».

Потому как в человеческой среде по разным причинам случаются всякие ситуации. Несомненно, такой развод станет тяжелым ударом для невесты и ее родных. Это большое горе, когда она снадеждой выходит замуж и ожидает с большим чаянием новую жизнь, но получает развод, дажене успев начать семейную жизнь. К тому же, что скажут друзья и недруги, родные и близкие? Учитывая именно такие ситуации и по причине неоговоренности махра, на основе этогосвященного аята в шариате была установлена необходимость обеспечения этой невесты выгодой — вручения ей поощрительной финансовой выплаты, называемой мутъа.

Размер мутъа зависит от стороны жениха. Будет хорошо, если, исходя из своих возможностей, дадут ей как можно больше.

Согласно преданиям, имам Хасан радияллаху анху в качестве мутъа дал десять тысячдирхамов[1]. Наши ученые древности, посчитав по меркам своего времени, сказали: богатыйпокупает для нее одного слугу, а бедный дает три комплекта одежды. Если делать так, стороненевесты будет легче. Их сердца утешатся. И они избавятся от всяких разговоров со стороныдрузей и недругов. Потому как вручение такого количества имущества является признаком того, что на девушке нет вины, что сторона юноши ее уважает, но разводится по причинебезвыходности. Наряду с этим, сторону жениха также не следует слишком перегружать. В аятеговорится:

«И дайте им в пользование — и на состоятельном своя мераи на бедном своя мера — пользованием по достоинству».

Сторона жениха должна действовать по-доброму, «по достоинству». Также должна поступить исторона невесты. В конце аята еще раз подчеркивается то, что творение блага — предоставлениематериальной выгоды — есть высокая степень:

«Как должное на благодетелях».

В следующем священном аяте рассматривается вторая ситуация, когда дается развод до духула, но уточнен размер махра:

 

237. И если вы дали им развод раньшечем прикоснулись к нимно уже назначили иммахрто — половина тогочто вы назначилиразве только простят или простит тотвруках которого союз никахаИ если простите — [это] ближе к богобоязненностиИ незабывайте о благоволении между вамиПоистинеАллах — точто совершаетеВидящий.

Значит, если талак дается до духула, когда уже конкретно оговорен размер махра, невестеотдается половина условленного махра.

«И если вы дали им развод раньшечем прикоснулись к нимно уже назначили иммахрто — половина тогочто вы назначили».

Если бы духул состоялся и они жили как муж и жена, то женщина получила бы весь махр. А так какэтого не случилось, она получает половину. Это — закон шариата, однако Священный Куръанвзывает и к великодушию:

«Разве только простят или простит тотв руках которого союз никаха».

То есть если получившая развод женщина скажет, дескать, я не возьму половину махра, чтопричитается мне по праву, или вместо невесты простит ее уполномоченный представитель (тоесть валий — его Священный Куръан называет «тотв руках которого союз никаха»), жених может ине давать половину махра. Было бы хорошо, если мусульмане взяли себе за правило прощатьвсегда, когда у них есть возможность. Именно поэтому Всевышний Аллах им говорит:

«И если простите — [это] ближе к богобоязненности». Да, «И не забывайте облаговолении между вами».

Закон позволяет не только соблюдать установленную норму, но и проявлять человеческиедостоинства. И это также является одним из способов стимулирования к богобоязненности. Вкакую бы ситуацию мусульмане ни попадали, они не должны забывать о достоинствах иблаговолении между собой. Талак — развод мужа с женой нехорошее явление. Но не следует попричине развода оскорблять друг друга, совершать непотребные дела и распространять всякиеслухи.

«ПоистинеАллах — точто совершаетеВидящий».

И на основании этого увиденного и осуществит расчет. Поэтому даже в неприятном для васвопросе развода не поступайте несообразно положениям шариата.

 

 



[1] Дирхам — серебряная монета, вес которой равен весу 50 ячменных зерен с обрезанными концами, что составляет 2,975 г серебра.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (7)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (8)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (15)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

Рамадан шагает по...

Рамадан стучится в каждый дом....