[аяты 246-247]
В священных аятах, что будут далее, начинается история, связаннаяс совершением сынами Исраила усердствования — джихада на путиАллаха.
246. Разве ты не знал о вельможах из сынов Исраила послеМусы, когда сказали [они] своему пророку: «Пошли намцаря, будем сражаться на пути Аллаха»?! Сказал: «А можетли быть, когда будет предписано вам сражение, а вы небудете сражаться?». Сказали: «А что же с нами, что нестанем сражаться на пути Аллаха? Ведь мы выдворены изнаших жилищ и от наших детей». Когда же предписалосьим сражение, отвернулись, кроме немногих из них. И Аллах — Знающий несправедливых.
Всевышний Аллах начинает этот священный аят с упоминания знатииз народа Мусы алайхиссалам.
«Разве ты не знал о вельможах из сынов Исраила послеМусы…?!»
После того, как Муса алайхиссалам скончался, группа из вельможсынов Исраила, их лидеров, руководителей:
«…сказали [они] своему пророку: “Пошли нам царя, будемсражаться на пути Аллаха”?!»
То есть эти знатные люди пришли к своему пророку и сказали: «Пошли нам царя, будем сражаться на пути Аллаха». Они желали, чтобы пророк им назначил царя, под началом которого они стали бы сражаться. Эти их слова показывают, что на тот момент в ихсердцах пробудилось чувство иймана. Они придерживаются мысли, дескать, мы являемся обладателями иймана, мы на истинном пути, а неверные находятся на ложном пути, так что Сам Аллахподдержит нас. Поэтому они хотят «сражаться на пути Аллаха». Но они не осознают, что одним лишь желанием дела не свершаются. Эту истину понимают пророки Аллаха в силу хидаи — наставленияна истинный путь от Него. Поэтому пророк сказал:
«А может ли быть, когда будет предписано вам сражение, авы не будете сражаться?».
Сейчас вы пребываете в приволье, вы раззадорены друг другом ипотому говорите, чтобы я назначил вам царя, что вы хотитесразиться на пути Аллаха. Если же действительно наладить этодело, то война станет обязательным (фард) для вас и тогда неостанется пути назад. Обратившийся вспять станет грешником.
Эти рассуждения еще больше распалили разгоряченную группу. Они изложили причины, по которым пришли к решению вступить ввойну:
«А что же с нами, что не станем сражаться на пути Аллаха? Ведь мы выдворены из наших жилищ и от наших детей».
То есть обратной дороги нет. Если не будем сражаться, то позорнам всем. Ведь неверные прогнали нас с наших земель, разлучилинас с нашими детьми.
«Когда же предписалось им сражение, отвернулись, кроменемногих из них».
От прежнего интереса, отваги и желания не осталось и следа. Такова человеческая природа — в толпе умы некоторых личностей могут быть увлечены сознанием толпы и, став отважнее друг друга, они начинают говорить все, что придет в голову. Делают различныесамоотверженные предложения. А когда «получают по голове», всеначинают спасать себя. Только те, кто имеет всестороннеевоспитание на основе иймана, остаются непоколебимыми. Люди, которые руководят общиной, должны хорошо учитывать это. Неследует обманываться увлеченностью большинства.
«И Аллах — Знающий несправедливых».
Из этого аята мы узнаем, что те, кто бежит вспять, когда на ихголовы падают трудности, являются совершающими зулм, то естьнесправедливыми. Всевышний Аллах знает об их несправедливостии воздаст им соответствующим наказанием.
247. И сказал им пророк их: «Поистине, Аллахдействительно послал вам Талута царем». Сказали: «Какможет быть у него власть (царство) над нами, тогда как мыимеем больше прав на царство, чем он, и не даровано [ему]изобилие в имуществе?». Сказал: «Поистине, Аллах избралего над вами и увеличил ему обширность в знании и теле. ИАллах дает Свое царство [тому], кому пожелает». И Аллах — Всеобъемлющий, Знающий.
Согласно требованию сынов Исраила, для руководства ихдействиями в сражении, что будут вести они на пути Аллаха, былизбран царь.
«И сказал им пророк их: “Поистине, Аллах действительнопослал вам Талута царем”».
Тогда сыны Исраила еще раз проявили свое истинное лицоподстрекателей. Они сами требовали назначить им царя, а когда этоих требование было принято во внимание и Талут был назначеннад ними царем, то вместо того, чтобы принять его с согласием, онивзбунтовались против воли Аллаха. Они стали игнорироватьцарство назначенного Аллахом Талута, объявили, что егоназначение было ошибочным. Почему?
«Сказали: “Как может быть у него власть (царство) над нами, тогда как мы имеем больше прав на царство, чем он, и недаровано [ему] изобилие в имуществе?”».
Стало быть, то, что Талут не был из династии царей, стало причиной их игнорирования его. К тому же, по их мнению, учеловека, который становится царем, должно быть много добра ибогатства. А у Талута не было и этого. Как же он может быть царем?
Несмотря на эту неверную позицию сынов Исраила, их пророкизлагает причину, в соответствии с которой Аллах назначил Талутанад ними царем:
«Сказал: “Поистине, Аллах избрал его над вами и увеличилему обширность в знании и теле. И Аллах дает Свое царство[тому], кому пожелает”. И Аллах — Всеобъемлющий, Знающий».
Пророк сынов Исраила терпеливо, не горячась, постаралсяобъяснить им истину. Он сказал, что, во-первых, отрицаемого имиТалута избрал царем Сам Аллах. Ни он — пророк, ни любой другойчеловек не выбирали. Во-вторых, Аллах щедро одарил его знаниямии статью. Это самое необходимое для царствования. А не богатство, как говорят сыны Исраила. К тому же Аллах даровал Свое царствотому, кому пожелал. Он Сам Владыка, распоряжается по Своемуведению. И не станет спрашивать у них.
«Аллах — Всеобъемлющий, Знающий».
Он объемлет все, в том числе и нас с вами, и вопрос, по поводукоторого мы с вами спорим. Он — Охватывающий Все Своим Всеобъемлющим Знанием, Ведающий Обо Всем. Он распоряжаетсявсем по Своему желанию.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....