[аят 258]
До этого излагалось, что люди разделились на две категории: некоторые стали неверными, а иные — правоверными.
Ниже следует описание некоторых их состояний, в частности, описывается, как превысившие пределы неверные отрицаютАллаха и Его сифаты (атрибуты).
258. Разве ты не знал того, который препирался сИбрахимом о его Господе из-за того, что дал ему Аллахвласть? Вот Ибрахим сказал: «Мой Господь — Тот, Который дает жизнь и умертвляет». [Тот] сказал: «Я[тоже] даю жизнь и умертвляю». Сказал Ибрахим: «Поистине, Аллах приводит солнце с востока, приведиже его с запада». И ошеломился тот, который проявилневерие. И Аллах не наставит на праведный путь людейнесправедливых».
Этот аят повествует о споре между Ибрахимом алайхиссалам иодним царем, правившим во времена Ибрахима алайхиссалам. Священный Куръан, как обычно, не упоминает имени тогоцаря, потому как назидание заключается не в его имени, а вего суждении. Спор же был о Господе миров. Неверный царь, судя по его словам, не сомневается в существовании Аллаха, однако подвергает сомнению Его атрибуты, Его сифаты. Вчастности, он отрицает сифаты, упоминаемые в Аятул Курси. Но что же привело его к такому суждению? По какой причинеон стал настолько непокорным, что начал спорить с одним изсамых величайших пророков Аллаха — Ибрахимомалайхиссалам о Господе миров?
«…из-за того, что дал ему Аллах власть?…»
В сущности, он должен был благодарить Аллаха за дарованноеему царство и достояние. Однако неверие — вещь скверная, ипосему, когда неверному даруется власть, господство, царство, то он начинает выходить за рамки, превышает пределыдозволенного. Даже притязает на божественность. Забывает, что он всего лишь немощный раб. Не желает ведать, ктодаровал ему это благо. Вместо признательности иблагодарения проявляет неблагодарность. Это весьма скверно. Именно поэтому в воззвании Всевышнего Аллаха, обращенногок Своему Пророку Мухаммаду алайхиссалам посредством этогоаята, имеется и значение осуждения такого состояния:
«Разве ты не знал того, который препирался сИбрахимом о его Господе из-за то, что дал ему Аллах власть?»
Какое же это скверное дело отрицать сифаты Аллаха ивыступать против Него по поводу дарованных Аллахом же благ! При изучении последующих предложений аята станетеще яснее, насколько скверно поступать так.
«Вот Ибрахим сказал: “Мой Господь — Тот, Которыйдает жизнь и умертвляет”. [Тот] сказал: “Я [тоже] даюжизнь и умертвляю”».
Ибрахим алайхиссалам неспроста упомянул о том, чтооживлять и умерщвлять является делами Всевышнего Аллаха. Мы, слабые рабы, каждую секунду становимся свидетелями ситуаций с оживлением и умерщвлением. Кто-то приходит в жизнь, кто-то покидает жизнь и встречает смерть. Этот процессповторяется каждый миг. Но до сих пор еще никто не осозналистину жизни и смерти. Видя признаки жизни, мы говорим, чтоэто живое; увидев проявление признаков смерти, мы говорим, что это мертвое. Способность оживлять и умертвлять являетсясифатом, свойственным одному только Всевышнему Аллаху. Никто, ни в какой мере не сможет приблизиться к этомусифату. Именно поэтому Ибрахим алайхиссалам упомянул обэтих сифатах как раз при споре с неверным царем. Услышавэти слова, неверный царь сказал: «Я [тоже] даю жизнь иумертвляю».
Если человек, который царствует и господствует над своимнародом, не является уверовавшим, богобоязненным, онпревысит пределы. Увидев, что выполняются все егоповеления, он выйдет за рамки, станет творить беззаконие. Приказав выдать подданным жалованье, он станет полагать, что наделяет уделом. Если кому поможет при несчастье, скажет «я сберег его от беды». Его неверие все дальше будетвыводить его за пределы. В конце концов он дойдет до того, что скажет: «Все дела происходят по моему желанию, значит, оживление и умерщвление также в моей власти». Начнетотносить к себе сифаты Аллаха. Обычно такие люди попричине своего высокомерия не обращают внимания намудрые высказывания и считают себя непревзойденнымимудрецами. Лишь когда они со стуком ударяются лбом обо что-то твердое, они немного приходят в себя. Поэтому Ибрахималайхиссалам не стал подробно объяснять неверному царю, что такое жизнь и что такое смерть, а сразу «постучал ему по лбу», ошеломив его простой, но невыполнимой задачей:
«Поистине, Аллах приводит солнце с востока, приведиже его с запада».
Восход солнца с востока и заход его на западе процесс, повторяемый постоянно. Его периодичность — двадцатьчетыре часа. Если обратить внимание, обнаружится, что этообстоятельство есть великое чудо, служит доказательствомбезграничной мощи Аллаха. Кто сможет изменить этотпорядок, установленный Аллахом? Неверный царь, которыйпритязает на сотоварищество с Аллахом в Его сифатах, говоря «Я [тоже] даю жизнь и умертвляю», превышая тем самым всепределы? Если он способен и его притязания верны, то вот, поступило предложение: пусть нарушит порядок Аллаха. Пустьвыведет солнце с запада. Однако «ошеломился тот, который проявил неверие».
Потому что он не в состоянии выполнить предложенноедействие. У него нет иного выхода, как замолкнуть. Этотнегодяй не осмыслил очевидного. Вместо того чтобы сдаться иуверовать, он проявил неверие и стал препираться. Не пошелпо пути справедливости, но выбрал зулм — несправедливость.
«И Аллах не наставит на праведный путь людейнесправедливых».
Какие они существа, Джинны? Правоверные...
Это случилось в наши дни,...
Интерес американского преподавателя канадского университета...
ЛЕЧЕНИЕ ОТ КОЛДОВСТВА Если человек...
О джиннах и воздействии (вреде)...
Какие они существа, джинны? (6)...