[аят-259]
259. Или подобного тому, который прошел мимо селения, разрушенного до основания своего? Сказал [он]: «Как жеАллах оживит это после его смерти?» И умертвил его Аллахна сто лет, потом воскресил его. Сказал: «Сколько тыпробыл?» Сказал [тот]: «Пробыл день или часть дня». Сказал: «Нет, ты пробыл сто лет! Посмотри же на своюпищу и свое питье: не испортились. И посмотри на [останки]своего осла. И чтобы сделали Мы тебя знамением длялюдей, и посмотри на кости [своего осла], как Мы восстановимих, потом оденем их плотью». Когда же стало ясно ему, сказал: «Знаю, что, поистине, Аллах на всякую вещьМогущественен».
В этом священном аяте место и личность не уточняются. Толькосказано «…селения, разрушенного до основания своего» и«…который прошел мимо селения». Потому что, как мы ужеранее утверждали, цель состоит не в том, чтобы определить, какоеэто было селение, а состоит в том, чтобы направить людей направильный путь. Также не важно, кем был человек, проходившиймимо этого селения.
«Или подобного тому, который прошел мимо селения, разрушенного до основания своего?».
В продолжение предыдущего аята, в этом аяте также следуетвоззвание к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам иприводится история человека, усомнившегося в могуществе Аллаха.
Этот человек проходил мимо селения, которое было полностьюразрушено, где крыши обвалились до основания, не было ниединой живой души. Увидев это, он сказал: «Говорят, что Аллахоживляет умерших, вот это селение полностью разрушено, в немкрыши обвалились до самого основания. Как же Аллах оживит этопосле его смерти?».
Стало быть, он выказал сомнение в том, что Всевышний Аллахспособен на всякую вещь. Тогда Всевышний Аллах не стал пояснятьему, как Он оживляет умерших, а просто сделал образцом егосамого:
«И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил его».
Чтобы этот человек осознал произошедшее, после того как он пришел в себя, Аллах задал ему вопрос:
«Сколько ты пробыл?».
Откуда этому человеку было знать, сколько он здесь оставался. Ощущение времени — это способность, свойственная живым людям, наслаждающимся тленной жизнью. Он же сто лет пролежалмертвым. К тому же ощущения частенько бывают обманчивы. Поэтому он сказал:
«Пробыл день или часть дня».
Он ответил по своему разумению. Свое пребывание в мертвомсостоянии на протяжении ста лет, а затем воскрешение, онпочувствовал так, словно оставался здесь один день или и тогоменьше. После того, как о таком его состоянии было выслушаносуждение от него самого, ему было сообщено об истинепроизошедшего:
«Нет, ты пробыл сто лет!»
Конечно, усомнившийся в способностях-сифатах Аллаха человек, непременно стал бы сомневаться и в этих словах. Поэтому послеэтого известия, стали приводится осязаемые свидетельства, доказующие, что он пролежал сто лет:
«Посмотри же на свою пищу и свое питье: не испортились».
Значит, его пища и питье, которые обычно не могут сохранить своюсвежесть в течение длительного времени, в этом случае сохраниливсе свои свойства и были еще свежими даже по прошествии ста лет. После известия о том, что этот человек пробыл здесь сто лет, Всевышний Аллах неспроста повелел ему посмотреть на свои пищуи питье: ведь сохранность пищи не доказывает, что прошли сто лет, но служит осязаемым доказательством того, что АллахМогущественен на все, и даже сохранить пищу неиспорченнойстолько времени.
Теперь Всевышний Аллах повелел ему посмотреть на явноеосязаемое доказательство того, что тот пробыл здесь сто лет — посмотреть на останки своего верхового животного:
«И посмотри на [останки] своего осла».
Знамением в этой ситуации был сделан как сам человек, так и егопища и питье, а также его осел. Многие наши муфассиры говорят, что знамение в осле проявляется в следующей фразе аята. Когдаэтот раб умер, вместе с ним скончался и его осел. Однако кончинаего осла была обычной смертью, и постигло его то, что постигаетдругих умерших тварей, а именно, за сто лет он разложился, акости его рассыпались. Теперь же, обращаясь к владельцу осла, говорится:
«…и посмотри на кости [своего осла], как Мы восстановим их, потом оденем их плотью».
То есть тот уже увидел свои пищу и питье — они не испортились, потом он посмотрел на своего осла и увидел только его останки. Итеперь, пока человек смотрел на эти останки, на его глазах собрались распавшие кости мертвого осла и приняли прежнююформу. Затем эти кости были покрыты плотью и было приведено это в вид осла, каким являлся он сто лет тому назад. Никто не знает — каким образом и на основе чего это дело происходило. Этособытие случилось точно таким же образом, как происходят идругие чудеса, явленные могуществом Аллаха. То, в чем совсемнедавно не было и следа жизни, вдруг начинает шевелиться ипроявлять признаки появления жизни. И только тогда мы понимаем, что ему дарована жизнь. Ничего больше мы не в состоянииосознать. Даже те ученые, которые протрубили о своем вознесениина пик науки, сколько бы ни старались, все равно не могут понять иобъяснить таинство жизни или смерти. Не остается иного выбора, как уверовать и принять, что все возвращается к Самому Аллаху. Даже тот человек, который вначале, увидев разрушенное до самогооснования селение, говорил: «Как же Аллах оживит это после егосмерти?», испытав на себе факты и доказательства, покорился и,«когда же стало ясно ему, сказал: “Знаю, что, поистине, Аллах на всякую вещь Могущественен”».
Этот человек был умерщвлен в определенной части дня, а через столет был воскрешен в другой части дня. Поэтому ему показалось, чтоон спал в течение дня или части дня. После того, как ему былосообщено, что он пролежал мертвым в течение ста лет, ему быловелено посмотреть на свою пищу и на своего осла, и убедиться втом, что действительно прошло столько времени, а его еда быласохранена такой, какой она была. Но был воскрешен и он сам. Чтобы наглядно продемонстрировать Свое могущество сохранятьнеизменным абсолютно все и воскрешать мертвых, ВсевышнийАллах на глазах этого человека собрал останки костей его осла, покрыл их плотью и оживил осла таким, каким он был прежде. Всеэто указывает, насколько велико и безгранично могущество Его: если пожелает, Он может сохранить тело мертвого человеканеизменным, не давая ему разложиться вплоть до Судного дня, захочет, Он позволит этому телу разложиться, а потом вновь воскресит его.
Среди народа бытуют необоснованные поверья,...
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
По случаю окончания священного месяца...
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...
Мы продолжаем публикацию цикл статей,...
Сегодня мы поговорим о достоинствах...