[аят-259]
259. Или подобного тому, который прошел мимо селения, разрушенного до основания своего? Сказал [он]: «Как жеАллах оживит это после его смерти?» И умертвил его Аллахна сто лет, потом воскресил его. Сказал: «Сколько тыпробыл?» Сказал [тот]: «Пробыл день или часть дня». Сказал: «Нет, ты пробыл сто лет! Посмотри же на своюпищу и свое питье: не испортились. И посмотри на [останки]своего осла. И чтобы сделали Мы тебя знамением длялюдей, и посмотри на кости [своего осла], как Мы восстановимих, потом оденем их плотью». Когда же стало ясно ему, сказал: «Знаю, что, поистине, Аллах на всякую вещьМогущественен».
В этом священном аяте место и личность не уточняются. Толькосказано «…селения, разрушенного до основания своего» и«…который прошел мимо селения». Потому что, как мы ужеранее утверждали, цель состоит не в том, чтобы определить, какоеэто было селение, а состоит в том, чтобы направить людей направильный путь. Также не важно, кем был человек, проходившиймимо этого селения.
«Или подобного тому, который прошел мимо селения, разрушенного до основания своего?».
В продолжение предыдущего аята, в этом аяте также следуетвоззвание к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам иприводится история человека, усомнившегося в могуществе Аллаха.
Этот человек проходил мимо селения, которое было полностьюразрушено, где крыши обвалились до основания, не было ниединой живой души. Увидев это, он сказал: «Говорят, что Аллахоживляет умерших, вот это селение полностью разрушено, в немкрыши обвалились до самого основания. Как же Аллах оживит этопосле его смерти?».
Стало быть, он выказал сомнение в том, что Всевышний Аллахспособен на всякую вещь. Тогда Всевышний Аллах не стал пояснятьему, как Он оживляет умерших, а просто сделал образцом егосамого:
«И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил его».
Чтобы этот человек осознал произошедшее, после того как он пришел в себя, Аллах задал ему вопрос:
«Сколько ты пробыл?».
Откуда этому человеку было знать, сколько он здесь оставался. Ощущение времени — это способность, свойственная живым людям, наслаждающимся тленной жизнью. Он же сто лет пролежалмертвым. К тому же ощущения частенько бывают обманчивы. Поэтому он сказал:
«Пробыл день или часть дня».
Он ответил по своему разумению. Свое пребывание в мертвомсостоянии на протяжении ста лет, а затем воскрешение, онпочувствовал так, словно оставался здесь один день или и тогоменьше. После того, как о таком его состоянии было выслушаносуждение от него самого, ему было сообщено об истинепроизошедшего:
«Нет, ты пробыл сто лет!»
Конечно, усомнившийся в способностях-сифатах Аллаха человек, непременно стал бы сомневаться и в этих словах. Поэтому послеэтого известия, стали приводится осязаемые свидетельства, доказующие, что он пролежал сто лет:
«Посмотри же на свою пищу и свое питье: не испортились».
Значит, его пища и питье, которые обычно не могут сохранить своюсвежесть в течение длительного времени, в этом случае сохраниливсе свои свойства и были еще свежими даже по прошествии ста лет. После известия о том, что этот человек пробыл здесь сто лет, Всевышний Аллах неспроста повелел ему посмотреть на свои пищуи питье: ведь сохранность пищи не доказывает, что прошли сто лет, но служит осязаемым доказательством того, что АллахМогущественен на все, и даже сохранить пищу неиспорченнойстолько времени.
Теперь Всевышний Аллах повелел ему посмотреть на явноеосязаемое доказательство того, что тот пробыл здесь сто лет — посмотреть на останки своего верхового животного:
«И посмотри на [останки] своего осла».
Знамением в этой ситуации был сделан как сам человек, так и егопища и питье, а также его осел. Многие наши муфассиры говорят, что знамение в осле проявляется в следующей фразе аята. Когдаэтот раб умер, вместе с ним скончался и его осел. Однако кончинаего осла была обычной смертью, и постигло его то, что постигаетдругих умерших тварей, а именно, за сто лет он разложился, акости его рассыпались. Теперь же, обращаясь к владельцу осла, говорится:
«…и посмотри на кости [своего осла], как Мы восстановим их, потом оденем их плотью».
То есть тот уже увидел свои пищу и питье — они не испортились, потом он посмотрел на своего осла и увидел только его останки. Итеперь, пока человек смотрел на эти останки, на его глазах собрались распавшие кости мертвого осла и приняли прежнююформу. Затем эти кости были покрыты плотью и было приведено это в вид осла, каким являлся он сто лет тому назад. Никто не знает — каким образом и на основе чего это дело происходило. Этособытие случилось точно таким же образом, как происходят идругие чудеса, явленные могуществом Аллаха. То, в чем совсемнедавно не было и следа жизни, вдруг начинает шевелиться ипроявлять признаки появления жизни. И только тогда мы понимаем, что ему дарована жизнь. Ничего больше мы не в состоянииосознать. Даже те ученые, которые протрубили о своем вознесениина пик науки, сколько бы ни старались, все равно не могут понять иобъяснить таинство жизни или смерти. Не остается иного выбора, как уверовать и принять, что все возвращается к Самому Аллаху. Даже тот человек, который вначале, увидев разрушенное до самогооснования селение, говорил: «Как же Аллах оживит это после егосмерти?», испытав на себе факты и доказательства, покорился и,«когда же стало ясно ему, сказал: “Знаю, что, поистине, Аллах на всякую вещь Могущественен”».
Этот человек был умерщвлен в определенной части дня, а через столет был воскрешен в другой части дня. Поэтому ему показалось, чтоон спал в течение дня или части дня. После того, как ему былосообщено, что он пролежал мертвым в течение ста лет, ему быловелено посмотреть на свою пищу и на своего осла, и убедиться втом, что действительно прошло столько времени, а его еда быласохранена такой, какой она была. Но был воскрешен и он сам. Чтобы наглядно продемонстрировать Свое могущество сохранятьнеизменным абсолютно все и воскрешать мертвых, ВсевышнийАллах на глазах этого человека собрал останки костей его осла, покрыл их плотью и оживил осла таким, каким он был прежде. Всеэто указывает, насколько велико и безгранично могущество Его: если пожелает, Он может сохранить тело мертвого человеканеизменным, не давая ему разложиться вплоть до Судного дня, захочет, Он позволит этому телу разложиться, а потом вновь воскресит его.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....