[аяты 263-264]
263. Достойное слово и прощение — лучше, чем милостыня, за которой следует обида. И Аллах — Ненуждающийся, Кроткий!
«Милостыня, за которой следует обида» не нужна. Вместоэтого лучше сказать достойное, доброе слово и быть прощающим. Доброе слово, даже одно, становится бальзамом для раненогосердца и утешает, ободряет человека. А прощение смывает завистьи зло, принося вместо них любовь и дружбу. А раз так, то, конечно же, эти дела «лучше, чем милостыня, за которой следуетобида».
«И Аллах — Ненуждающийся, Кроткий!».
Он — Богатый, не нуждается в чьей-либо милостыне. Он — Халим (Кроткий), Кем не овладевает гнев и Кто не спешит наказыватьСвоих рабов, даже если они проявляют неблагодарность, Онпрощает их грехи и продолжает наделять их ризком (уделом).
264. О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными вашимилостыни попреком и обидой, как тот, который расходуетсвое имущество ханжеством перед людьми и не верует вАллаха и в Последний день. И пример его — как примергладкого камня, на нем — земля, и постиг его ливень иоставил его оголенной твердью. Не способны они ни на чтоиз того, что приобрели. И Аллах не наставит на праведныйпуть людей неверных.
В данном священном аяте поразительным художественным описанием изображается угроза лишения саваба за милостыню из-за последовавших вслед за таким благим делом обид и попреков. Тем самым в сердцах людей создается живая картина о том, насколько это дело является скверным. В начале аята идетповеление не превращать садаку в батил — тщетное — своимипопреками и причиняемыми обидами. А далее следует пояснение, что если поступать так, то это будет походить на садаку, сделаннуюради рийа — для показухи:
«О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными вашимилостыни попреком и обидой, как тот, который расходуетсвое имущество ханжеством перед людьми и не верует вАллаха и в Последний день».
Стало быть, милостыня, за которой следуют попреки и обиды, неявляется ради веры в Аллаха и в Судный день, а походит намилостыню, данную ради рийа, ради тщеславия. В свою очередь:
«И пример его — как пример гладкого камня, на нем — земля, и постиг его ливень и оставил его оголеннойтвердью».
Ввиду того, что сама основа испорчена, благое дело, совершенноетаким человеком, не принесет ему пользы. Пожертвованная для рийа его милостыня, похожа на тонкий слой земли, что покрывает твердую поверхность камней. Когда пойдет дождь, то вместо того, чтобы извлечь пользу из дождя и произрастить растение, эта почвасмывается и стекает, обнажая непромокаемые твердые камни. Те, кто делает садаку таким образом,
«Не способны они ни на что из того, что приобрели».
То есть не получат ни единого саваба.
«И Аллах не наставит на праведный путь людей неверных».
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....