[аяты 140-143]
140. Если вам нанесена рана, то действительно подобная же рана нанесена и тому народу. Эти дни Мы сменяем чередой между людьми, и дабы узнал Аллах тех, которые уверовали, и взял из вас мучеников, и, поистине, Аллах не любит несправедливых.
В аяте излагаются мудрости призыва не слабеть и не печалиться.
«Если вам нанесена рана, то действительно подобная же рана нанесена и тому народ».
Если в конце битвы при Ухуде вы изнывали от ран, смертей и слабости, то и противник получил подобные ранения, они также изнывали от смертей и слабости. Помните, в битве при Бадре они потерпели позорное поражение? Сколько из них умерло, сколько попало в плен и сколько убежало! Или же, взять ту же самую битву при Ухуде. Вначале сражения семьдесят человек из тех, на кого полагались многобожники, погибли. Остальные кинулись в бегство. А вы преследовали их, рубя мечом. Многобожники бросились врассыпную, даже бросили свое знамя. Только когда пришла одна женщина и подняла знамя, они собрались вокруг нее.
Лучники мусульман поступили вопреки приказу Пророка саллаллаху алайхи васаллам. К усердствованию — джихаду, совершаемому ради Аллаха, они примешали намерение мирское — захватить добычу. В результате дело повернулось вспять. Со стороны того места, которое было оставлено лучниками, напали всадники многобожников и мусульмане оказались в окружении. О дальнейших событиях вы знаете сами. Да, в этом мире дела таковы: они происходят в зависимости от намерений и поступков людей. К тому же, еще одной сунной — обычаем Всевышнего Аллаха стало то, что:
«Эти дни Мы сменяем чередой между людьми».
То есть порой бывает так, а порой эдак. Если бы все протекало однообразно, жизнь стала бы неинтересной. Если мусульмане всегда будут побеждать, то все объявят себя мусульманами. В результате все смешаются и люди не смогут узнать, кто является истинным правоверным мусульманином, а кто мнимым. Напротив, истинные останутся в стороне, а мнимые будут бахвалиться. А в этом Нашем деле раскроется истинная суть людей. Лучшие отделятся к лучшим, а плохие к плохим. И посему, «дабы узнал Аллах тех, которые уверовали», дни чередуются между людьми. Вот тогда-то и становится ясным, кто является истинным правоверным, а кто лицемером.
В аяте говорится: «дабы узнал Аллах тех, которые уверовали», хотя Аллах обо всем ведает изначально. Он ведает даже о самом сокровенном, что в сердцах. В этом аяте речь идет о реальном проявлении того, что существует в том самом знании. Аллах делает расчет рабов не на основании Своего знания, а в соответствии с деяниями, совершенными рабами в реальности. А деяния выявляются по причине чередования дней среди людей.
«…[чтобы] взял из вас мучеников».
Одна из мудростей в разнообразности мирских дел и их чередовании заключается в избрании мучеников. То есть избрать средь избранных лучших. В трудных, тяжелых ситуациях правоверные выделяются среди мунафиков. Наряду с этим, из среды правоверных выделяются обладатели еще более высокого ранга — шахиды (мученики).
141. И чтобы очистил Аллах тех, которые уверовали и истребил неверных.
Слово, которое мы перевели как «очистил», в тексте Священного Куръана является формой глагола, производного от тамхийс. Это слово означает «извлечение и удаление всего ненужного и повторное очищение того, что выделилось». Это процесс, который происходит в сердце человека, в самых его глубинах. Процесс, который зависит от совести человека. Этот процесс до самого дна раскрывает недостатки, остающиеся не выявленными в личности человека. Человек, который только приступил к конкретному делу и достиг определенной степени, чувствует себя искренним, способным, смелым, словно готовым одолеть все трудности, что встретятся на пути к достижению цели. Однако когда на его голову обрушивается несчастье, когда реалии сталкивают его лицом к лицу с проблемами, становится ясным, что он еще не вполне созрел и не готов смиренно принимать сильные удары. А это хорошо для него самого. Он сделает нужные выводы из временного поражения, устранит недостатки и будет стараться ради достижения уровня, при котором сможет вынести удары на пути к намеченной им высшей цели.
Всевышний Аллах воспитывал исламскую умму, чтобы она стала ведущей уммой среди всего человечества. В битве при Бадре Он вознаградил мусульман в соответствии с их намерением. Они вкусили радость победы. Затем у них появилась мысль о том, что для победы достаточно быть правоверным, и услышав о прибытии многобожников к горе Ухуд, они устремились в бой, словно победа была уже в их кармане. Они даже выступили против мнения своего руководителя Мухаммада алайхиссалам и вынудили его вопреки его воле войти в Худжратус Саадат (Счастливая Обитель) и надеть кольчугу. Ввиду этой неверной уверенности в победе лучники нарушили приказ Пророка алайхиссалам. В результате сложились непредвиденные обстоятельства. Битва при Ухуде стала для мусульман большим уроком, этапом очищения в процессе подготовки к предстоящему делу предводительства всего мира на пути добра в будущем. Неудача помогла им выявить недостатки и слабости, которые они сами еще не осознавали. А это было очень полезно.
И чтобы Аллах «…истребил неверных».
Неверные обольщаются временной победой и еще больше углубляются в своем неверии. Они не осознают, что их временная победа является лишь уроком для мусульман, обстоятельством, которое еще сильнее закалит их.
В конце четырнадцатого — начале пятнадцатого веков хиджры для мусульман наступает период очищения, как это неоднократно повторялось и раньше. В этот период неверных и мунафиков станет больше, а истинные правоверные от них отделяются. Согласно мудростям, о которых Всевышний Аллах поведал в данных аятах, а также другим, только Ему ведомым мудростям, Он устроил чередование дней наперекор мусульманам. В глазах многих неверные и мунафики кажутся во всем превосходящими. Те, кто поддался соблазнам этого мира, присоединяются к ним. Истинные же мусульмане отделяются и им выпадает экзамен за экзаменом, испытание за испытанием. Как приводится в достоверных хадисах, до наступления Судного дня все люди мира обязательно станут мусульманами. Возможно, для того чтобы подготовить мусульман к этой великой степени и происходит процесс очищения.
142. Или вы сочли, что войдете в рай прежде, чем Аллах узнал тех, которые усердствовали из вас и узнал терпеливых?
В этом аяте Всевышний Аллах исправляет представления мусульман о победе и поражении, о награде и наказании. Поясняет, что нелегко достигнуть высших целей, рая. Да, несомненно, этот путь полон трудностей и страданий. Для достижения цели необходимо усердствовать, использовать все имеющиеся у себя возможности полностью. Следовательно, одного лишь усердствования недостаточно. Необходимо также и терпение — сабр. Терпение нужно и после достижения победы, при выполнении своих обязанностей. Поэтому совершенно нельзя слабеть и печалиться. После обретения пути истины, как бы ни было трудно, нужно идти по нему стойко. И пусть смерть некоторых людей, даже смерть руководителей, не отвратит вас от этого пути.
143. И действительно вы желали смерти до того, как встретились с ней. А теперь действительно увидели ее, и вы смотрите [на нее].
Это обращение к мусульманам делается для того, чтобы напомнить им положение во время битвы при Ухуде и после него. Как известно, многие мусульмане не смогли участвовать в битве при Бадре. Узнав же о победе в Бадре и высоких степенях, обещанных павшим в нем шахидам, умами многих завладела мечта: вот бы снова случилось сражение и мы бы тоже получили саваб, а если стали бы мучениками, то достигли бы этих высоких степеней. По этой причине многие, особенно молодежь, на совете не согласились даже с мнением Пророка алайхиссалам и настояли на выступлении к горе Ухуд. Как уже говорилось ранее, за войском последовали даже несовершеннолетние мальчики. Тогда пришлось вернуть тех, кто был младше пятнадцати лет. Это обстоятельство также показало, насколько сильным был интерес среди мусульман к усердствованию (джихаду).
Амр ибн ал-Джамух радияллаху анху сильно хромал, а четверо его сыновей участвовали в сражениях вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Когда люди отправились к Ухуду, Амр ибн ал-Джамух радияллаху анху тоже собрался. Сыновья сказали ему:
— Аллах позволил вам не выходить на священную войну, оставайтесь, достаточно нас самих.
Тот пошел к Пророку алайхиссалату вассалам и сказал:
— О Посланник Аллаха, это мои сыновья. Они запрещают мне выступить вместе с вами на священную войну. Клянусь Аллахом, я мечтаю стать мучеником и ступать этой своей хромой ногой в раю.
Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам сказал ему:
— Но ведь Аллах дал тебе дозволение.
А затем он обратился к его сыновьям:
— Почему бы вам не предоставить его самому себе? Быть может, Аллах и его сделает мучеником.
Тот вышел на сражение и стал мучеником при Ухуде.
Нет сомнения в том, что многие остаются верны своему намерению. Однако, как уже говорилось ранее, не все точно знают степень своей самоотверженности. К тому же, в процессе очищения, то есть когда пришло несчастье и на голову обрушились тяготы, все выступили к горе Ухуд в надежде стать мучениками — шахидами на пути Аллаха. Но столкнувшись со смертью, узрев умирающих товарищей, испугались и побежали. Бежали, даже бросив своего руководителя Мухаммада алайхиссалам. Этот аят, ниспосланный после окончания битвы, был для них большим уроком.
Так мусульмане называют скромное жилище Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
Какие они существа, Джинны? Правоверные...
Это случилось в наши дни,...
Интерес американского преподавателя канадского университета...
(письма публикуются без редактирования) Совсем...
Современный исламский мир перестал уделять...
О гадании и прорицании (3)...