Среда Зуль-каада 14 1445 | Среда мая 22 2024

[аяты 5-6]

 

Следующий аят вновь возвращается к вопросу сирот и их имущества:

 

وَلَا تُؤْتُوا السُّفَهَاءَ أَمْوَالَكُمُ الَّتِي جَعَلَ اللَّهُ لَكُمْقِيَامًا وَارْزُقُوهُمْ فِيهَا وَاكْسُوهُمْ وَقُولُوا لَهُمْقَوْلًا مَّعْرُوفًا

5. И не давайте несмышленым ваши имущества, которые Аллах сделал для вас средством существования. И кормите их из них, и одевайте их и говорите им слово доброе.

«Несмышленые» — это сироты, которые не в состоянии правильно распоряжаться имуществом. Однако ученые обобщили это предписание и причислили к неразумным людям всякого человека, не умеющего правильно распоряжаться имуществом.

Значение, которое мы переводим как «несмышленый», на арабском выражено словом сафих, что во множественном числе имеет форму суфахаа. На самом деле, это слово имеет значение «легкомыслие», «безрассудство». Исходя из этого, мы можем назвать неразумных людей «теми, кто легкомысленно, безрассудно относится к распоряжению имуществом». Упоминаемое в аяте имущество — это, по сути, имущество тех самых несмышленых людей. Имущественные права сирот, что остались без отца. Однако из-за того, что они несмышлены в распоряжении имуществом и не умеют разумно пользоваться им, лицам, которые взяли сирот на свое попечение, повелевается не давать им имущество.

«И не давайте несмышленым ваши имущества, которые Аллах сделал для вас средством существования».

Большая мудрость заключается в том, что при изложении этого повеления Аллах говорит не «их имущества», а «ваши имущества». Священный Куръан причисляет личное — частное имущество неразумных людей к общественному имуществу. Выходит, имущество, находящееся в руках мусульман, одновременно считается также и имуществом мусульманской общины. И община ответственна за то, чтобы это имущество не было растрачено понапрасну, потому как имущество имеет огромную ценность в жизни и отдельных лиц, и общин. Поэтому Всевышний Аллах называет его «средством существования». Да, так смотрит Ислам на имущество в этом мире. Каждый мусульманин вручает членам общины охрану своего имущества. Если же вручит несмышленым людям, то он, говоря, «я же расходую свое имущество», может лишить многих благ всю общину.

Следуя этому аяту, улемы выработали правило под названием хаджр. Это слово лексически означает «затвердить». На деле же обозначает запрещение неразумным людям, то есть не умеющим правильно распоряжаться имуществом, расходовать имущество по своему усмотрению.

Хаджр применяется в различных ситуациях. К примеру, если возраст сироты мал, в отношении него применяется хаджр. Маленькие дети не могут самостоятельно распоряжаться доставшимся им в наследство имуществом и, не имея жизненных знаний, могут лишиться имущества, расходуя его неправильно. Поэтому имущество такой сироты поручается лицу, которое взяло над ним опеку. Взявший же на себя попечение человек хранит это имущество, не злоупотребляя им, и когда сирота достигнет совершеннолетия — выходит из состояния «несмышлености», тот возвращает ему его имущество.

Также хаджр применяется и по причине сумасшествия. Само собой разумеется, сумасшедший человек попусту растратит имущество. И его имущество также вверяется одному из его близких людей в качестве аманата. Если Аллах дарует излечение и он выздоровеет, то имущество вновь возвращается ему.

Еще одна из причин, по которой к имуществу применяется правило хаджр — это необоснованные и никчемные расходы. Если люди, в разуме и религии которых существует изъян, станут неуместно тратить имущество, к их состоянию также применяется хаджр. Потому что они своей «несмышленостью» наносят большой вред не только себе лично, но также и мусульманской общине. В особенности в наши дни несмышленых стало слишком много. Они же становятся причиной возникновения экономических трудностей в исламском мире. Насколько скверным является не следование шариату можно узнать и из этого.

В нашем шариате также существует хаджр, применяемый к имуществу тех, кто обанкротился. Человек взял в долг у нескольких людей и не возвращает. Не имеет возможности. Если кредиторы обратятся к кади, тот применит хаджр к его имуществу. То есть запретит ему расходовать свое имущество по своему усмотрению. Он введет в действие решение, чтобы поступающее на его счет имущество распределялось и раздавалось кредиторам.

Само собой разумеется, что владельца имущества сильно задевает, когда у него забирают его имущество по причине хаджра. Принимая во внимание это обстоятельство, во второй половине аята говорится:

«И кормите их из них, и одевайте их и говорите им слово доброе».

В соответствии с этим, из имущества «несмышленых», к которому был применен хаджр, расходуется на их пропитание и одежду, то есть на их повседневное содержание. Им говорится доброе слово, то есть ведется пояснительная работа. Разъясняется, что хаджр не является проявлением несправедливости к нему, а только пользой.

وَابْتَلُوا الْيَتَامَى حَتَّى إِذَا بَلَغُوا النِّكَاحَ فَإِنْآنَسْتُم مِّنْهُمْ رُشْدًا فَادْفَعُوا إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْوَلَا تَأْكُلُوهَا إِسْرَافًا وَبِدَارًا أَن يَكْبَرُوا وَمَن كَانَغَنِيًّا فَلْيَسْتَعْفِفْ وَمَن كَانَ فَقِيرًا فَلْيَأْكُلْبِالْمَعْرُوفِ فَإِذَا دَفَعْتُمْ إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْفَأَشْهِدُوا عَلَيْهِمْ وَكَفَى بِاللَّهِ حَسِيبًا

6. И испытывайте сирот, пока не достигнут [возраста] никаха. И если обнаружите в них благоразумие (зрелость), то отдайте им их имущество. И не пожирайте его расточительно и спеша, [опасаясь] что они вырастут. А кто вне нужды [богат], пусть воздержится, кто же беден, пусть ест по достоинству. Когда же отдаете им их имущество, то приведите им свидетелей. И достаточно Аллаха как Ведущего счет.

В этом аяте Всевышний Аллах указывает на следующие важные вопросы:

— необходимо незамедлительно вручить сиротам их имущество, когда они достигнут зрелости и станут благоразумными;

— нельзя растрачивать имущество сирот;

— попечители не должны в спешке пожирать их имущество, опасаясь, что они повзрослеют и потом придется все это вернуть;

— если попечитель является состоятельным человеком, то ему следует воздержаться от сиротского имущества;

— если же попечитель беден, то ему дозволено использовать имущество сироты в разумных пределах;

— имущество, принадлежащее сиротам, необходимо передать при свидетелях.

«И испытывайте сирот, пока не достигнут [возраста] никаха».

Стало быть, когда возраст сирот приблизится к совершеннолетию, попечитель должен испытывать, проверять и внимательно наблюдать за их состоянием. Существуют изложенные в шариате признаки, чтобы распознать достижение сиротами брачного возраста — зрелости. Девочки считаются достигшими зрелости, когда у них начинается менструация. Главный признак достижения зрелости у мальчиков — это когда у них произойдет ихтилам[1], то есть поллюция во время сна. Человек по достижении зрелости становится полностью ответственным (обязанным) — мукаллафом перед шариатом, то есть превращается в полноценного человека, который должен выполнять предписания шариата. С этого дня он сам несет ответственность за совершенные им поступки. Наряду с этим, приобретает права, данные взрослым людям, в том числе, обретает право самому расходовать свое имущество.

Однако с появлением у сироты признаков достижения зрелости попечители не сразу вручают ему его имущество. Они должны испытать, способен ли он правильно распоряжаться имуществом, проверить, в здравом ли он уме. Определить это не так уж и трудно. В этом смысле у каждого общества имеется соответствующий опыт, признаки и критерии. Как только сирота достигает зрелого возраста и определяется наличие у него благоразумия и способности распоряжаться имуществом, то ему сразу же вручается его имущество. Это изложено в следующей фразе аята:

«И если обнаружите в них благоразумие (зрелость), то отдайте им их имущество».

Лицо, взявшее сироту на попечение, также на время берет и его имущество. Некоторые люди могут сказать: «Раз уж я взял сироту на попечение, то сам знаю, что делать с его имуществом» или «Когда он достигнет зрелости, мне, оказывается, нужно вернуть ему имущество, лучше быстрее съем его имущество, пока он не достиг зрелости». В этом аяте Всевышний Аллах отвращает от подобных распоряжений и говорит:

«И не пожирайте его расточительно и спеша, [опасаясь] что они вырастут».

Следовательно, главное предписание для тех, кто взял на свое попечение сироту, это не пожирать из сиротского имущества. Однако состояние попечителей бывает разным — некоторые богаты, живут в достатке, а другие бедные, нуждающиеся. Принимая это во внимание, в аяте излагаются положения отдельно для богатого, и в отдельности для бедного:

«А кто вне нужды [богат], пусть воздержится, кто же беден, пусть ест по достоинству».

Так как у богатого человека имеется достаточно своих средств и у него нет нужды, то ему предпочтительнее воздерживаться и быть подальше от сомнительных вещей. Ему воздастся вознаграждением за то, что взял сирот на попечение, сохранил их имущество и заботился о них. Ну а если лицо, взявшее на свое попечение сироту, является бедняком? Для такого случая имеется разрешение пользоваться из имущества воспитываемого сироты по достоинству — по справедливости. Это послужит ему как плата за его услуги. Это подтверждается и следующим хадисом.

Имам Абу Давуд и имам Насаи передают хадис, где к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам пришел человек и спросил:

— У меня на попечении есть один сирота. У него есть имущество, у меня нет. Могу ли я есть из его имущества?

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Ешь без расточительства, по достоинству».

Как передает имам Малик, один бедуин пришел к Абдуллаху ибн Аббасу радияллаху анху и спросил:

— У меня на попечении есть сироты. У них есть верблюдицы, а у меня имеется всего лишь одна верблюдица. Я даю беднякам из молока своей верблюдицы. Что из молока верблюдиц сирот будет для меня халалом?

Абдуллах ибн Аббас сказал:

— Если ты находишь их, когда они теряются, следишь за их чесоткой, чинишь их водоем и кормишь их, то пей из их молока, не причиняя вред их потомству. Однако я отвращаю тебя выдаивать их».

Исходя из этих учений, говорится, что взявший на попечение человек, если нуждается, может тратить из имущества сироты в пределах удовлетворения своей нужды.

В конце аята излагается еще одно деликатное и важное предписание:

«Когда же отдаете им их имущество, то приведите им свидетелей».

Имущественные взаимоотношения — это очень деликатный, щепетильный вопрос. В них очень высока вероятность посягательства на чужое имущественное право. Поэтому в Исламе подчеркивается необходимость вести такие дела на основе аргументов и доказательств, при участии справедливых свидетелей. Когда так делается, исчезает вероятность присвоения чужого, а если даже возникнет какой-либо спор, то свидетели помогут установить истину (справедливость).

Фраза в конце аята «И достаточно Аллаха как Ведущего счет» учит нас постоянно страшиться перед Аллахом в этих делах.

 

 



[1] Ихтилам — непроизвольное выделение семенной жидкости у мужчин (поллюция) и половой жидкости у женщин вне полового контакта.

 

 

 

Самое читаемое

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...

В РИУ хафизы...

В РИУ состоится Первый конкурс...

Американский пастор пригрозил...

Пастор из Флориды Терри Джонс...

Израильская полиция задерживает...

Полиция Израиля начала задерживать в...

О достоинствах знания...

Сегодня мы поговорим о достоинствах...

Действительно ли вы...

Бисмиллахир Рахманир Рахим В Священном...