Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 142)
Описание мунафиков продолжается также и в следующем священном аяте:
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى يُرَآؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللّهَ إِلاَّ قَلِيلاً
142. Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он — «обманывающий» их! А когда встают на намаз, то встают ленивыми, ханжат людям. И поминают Аллаха лишь немного.
Из этих описаний можно понять, что лицемерие — это низость, невежество и зло. Лицемеры показывают себя мусульманами, скрывая неверие в своих сердцах, и убеждены, что никто об этом не знает. Своими действиями, подобными тем, что описывались в предыдущем аяте, они полагают, что обманули людей и радуются этому. Эти их игры, которые они ведут среди людей, таким же образом проявляется и по отношению к Аллаху.
«Поистине лицемеры пытаются обмануть Аллаха».
Но из-за своего невежества они забывают, что Аллаха нельзя обмануть. Из-за своего слабоумия они не ведают о том, что Аллаху известно не только об их делах, но также и обо всем сокровенном в их сердцах. И по причине этого невежества, неразумности и, в основном, недуга в своих сердцах, они пытаются в каждом своем деле и слове обмануть Аллаха.
«Тогда как Он — “обманывающий” их!»
Улемы утверждают, что Аллаху нельзя придавать качество «обманывающего». Это выражение используется в метафорическом значении. «Обман» Аллаха состоит в том, что Он на время предоставляет мунафиков самим себе, сколько бы они ни совершали лицемерия, грехов и подлостей. Даже тогда, когда они, думая, что обманывают Аллаха, продолжают грешить, Он не насылает на них кару, а дает им продолжить свои деяния. Потому что нередко человек может сделать выводы даже из бед и невзгод, которые обрушиваются на него в этом мире, и встать на верный путь. А Всевышний Аллах не желает мунафикам даже этих поводов, которые могут стать для них напоминанием. В итоге, желая обмануть Аллаха, они обманывают самих себя.
Еще один из самых больших признаков мунафиков приводится в следующей фразе священного аята:
«А когда встают на намаз, то встают ленивыми, ханжат людям. И поминают Аллаха лишь немного».
Трудно сравниться с мунафиками в пустословии, ибо они, претендуя на ийман и Ислам, все заполонят своими речами. Потому что говорить легко. Но когда дело доходит до доказательства правдивости или лживости слов — то есть до совершения действий, они разоблачаются. И действительно, в поступках проявляются истинные лица людей. Также и оценки ставятся по деяниям. Наказание или вознаграждение в последней жизни тоже назначается исходя из деяний. И одним из таких деяний, отделяющих белое к белому, а черное к черному, является намаз. Намаз является столпом Ислама. Кто его воздвигает, тот воздвигает и религию. Кто не воздвигает намаз, тот не воздвигает религию. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Различие между нами и другими — это намаз».
Тем не менее из вышеприведенной фразы мы узнаем, что намазы отличаются между собой. Мунафик встает на намаз лениво, брезгливо и нехотя начинает его совершать. Это признак того, что у него нет иймана и что его речи об иймане являются поверхностными. Если бы его ийман был настоящим, то он бы с радостью и с восторгом вставал на намаз. Потому что намаз для верующего является миъраджем, обращением к своему Господу. Во время намаза он стоит лицом к лицу со своим Господом. Если вознесет молитву, она будет принята. Если есть грехи, они простятся. И только мунафик приступает с ленью к такой великой степени. Была бы его воля, он бы и не вставал, но встает для показухи. Встает, потому что стыдится людей. Поэтому мунафики периода ниспослания этих аятов редко выходили на намазы фаджр и иша, на которые собиралось мало людей. А нынешние мунафики и вовсе не совершают намаз.
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Самые обременительные намазы для мунафиков — это иша и фаджр. Если бы они знали достоинства этих двух намазов, то приползли бы даже на четвереньках. Мне бы приказать одному человеку собрать людей на намаз, а другому повелеть возглавить их намаз, а потом вынести бы дрова и поджечь дома тех, кто не явился на намаз».
В хадисе, переданном Хафизом Абу Яъла от Абдуллаха, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто при людях совершает намаз полноценно, а наедине совершает плохо, то это принижение своего Господа».
Наряду с тем, что мунафики совершают намаз с ленью и то для показухи, они очень редко поминают в нем Аллаха. То есть они совершают намаз без ихласа (искренности), без хушуъ (смиренности) и хузуъ (покорности). Они не осознают, что говорят. При совершении намаза их мысли заняты другими раздумьями.
В хадисе, переданном имамом Маликом от почтенного Анаса ибн Малика радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:
«Вот это намаз мунафика. Вот это намаз мунафика. Вот это намаз мунафика — сидит и смотрит на солнце, а когда оно заходит между рогами шайтана, четыре раза совершает саджду подобно птице, клюющей землю. В нем он очень редко поминает Аллаха».
В этом хадисе речь идет о намазе аср. Как известно, существуют хадисы, в которых сказано, что солнце, когда оно садится, заходит между рогами шайтана. Стало быть ленивый человек, о котором говорится в этом хадисе, не совершает намаз вовремя и сидит, пока солнце не начинает заходить. Только тогда он второпях станет совершать саджду.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....