Четверг Раби-уль-авваль 11 1447 | Четверг сентября 04 2025

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 148)

В следующих аятах продолжается воспитание нового исламского общества — общества, живущего на основе божественного руководства. Особое внимание уделяется очищению сердец людей и общества от различных нечистот:

۞  لَّا يُحِبُّ اللَّهُ الْجَهْرَ بِالسُّوءِ مِنَ الْقَوْلِ إِلَّا مَن ظُلِمَ وَكَانَ اللَّهُ سَمِيعًا عَلِيمًا  ۝

 

  1. Не любит Аллах злословия вслух, кроме тех, с кем поступили несправедливо. И Аллах — Слышащий, Знающий.

Человек, в сердце которого нет богобоязненности и чья совесть не восприимчива, с легкостью может говорить зло, распространять его вокруг. А распространение злословия — это такое обстоятельство, которое погружает людей и общества в трясину низостей. Распространение злословия уничтожает взаимное доверие между людьми, показывает все так, словно в обществе победило зло. Разводит в сердцах людей недоверие и отчаяние. Открытое злословие начинается с взаимного ругательства, порицания и гийбата[1]. Затем, постепенно увеличиваясь, приводит общество на край губительной пропасти. Поэтому в исламском обществе строго запрещается открытое разглашение зла и злословия.

«Не любит Аллах злословия вслух».

Разрешается только одной категории — тем, с кем поступили несправедливо, в отношении кого совершили зулм. И даже тогда это дозволено лишь для того, чтобы мазлум (пострадавший от зулма) устранил эту несправедливость в отношении себя.

«Кроме тех, с кем поступили несправедливо».

Потому что в исламском обществе категорически порицается любая несправедливость. Ислам принимает сторону несправедливо ущемленного. В частности, только несправедливо ущемленный имеет право разглашать зло, чтобы известить общество о несправедливости чинителя зулма. В Исламе большое значение придается нераспространению скверных слов о людях. Честь и достоинство людей защищаются всегда. Тем не менее, человек, совершивший зулм в отношении мусульман, не может удостоиться такой защиты.

Чтобы пояснить, насколько большое внимание уделялось запрету злословия в раннем обществе мусульман, приведем один риваят.

Муджахид рахматуллахи алайхи описывает пример разглашения злословия: «Если хозяин не угостил гостя и он, выходя оттуда, говорит “Такой-то не оказал мне уважения, не угостил меня достойным образом”, то это будет гийбат».

Следуя этим учениям, мусульмане достигли высших степеней в личной и социальной нравственности среди всех народов мира. Они превзошли все сообщества.

 

[1] Гийбат (غيبة) досл. «заграждение от глаз чего-л.». 1. По определению Джурджани: «Гийбат — это поминание недостатков человека в его отсутствие». По определению Мунави: «Поминание изъянов отсутствующего есть гийбат». По определению имама Навави: «Гийбат — это поминание человека тем, что ему не по нраву. Такое поминание может касаться его тела, религии, личности, нравов, народа, имущества, родителей, детей, супруги, слуги, одежды, действий и прочих. Это может быть сделано словом, мимикой или знаком — все равно». 3. Наиболее совершенное определение термина гийбат приводится в хадисе, переданном имамом Абу Давудом от Абу Хурайры радияллаху анху: «Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили: “О Посланник Аллаха, что такое гийбат?” Пророк алайхиссалам сказал: “Поминание собрата тем, что не понравилось бы ему”. Тогда спросили: “А если у него есть то, о чем я сказал?” Пророк алайхиссалам ответил: “Если это есть, то это будет гийбат, а если нет, то это будет клевета».

 

 

 

 

Самое читаемое

Некоторые знаменательные события...

Среди народа бытуют необоснованные поверья,...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Для новообращенных мусульман...

По случаю окончания священного месяца...

Письмо от Наталии...

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Почему из Интернета...

Менее чем через 24 часа...