Сура «АЪЛАА»
Ниспослана в Мекке. Состоит из 19 аятов.
Название суры взято от слова аълаа в первом аяте. Это слово в арабском языке означает «высочайший», «превосходный» и служит для обозначения одного из высших качеств Аллаха субханаху ва таъала.
В этой мекканской суре рассматриваются вопросы, связанные с величием, могуществом и другими высочайшими качествами Аллаха, указываются знамения, свидетельствующие о Его единственности и всемогуществе, говорится о вахий, о том, что Куръан является назидательным увещеванием для праведных людей, а также затрагиваются другие схожие с этими вопросы.
Эта сура является одной из ранних сур, ниспосланных Аллахом. Во времена ниспослания первых вахий Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам опасался забыть аяты Куръана. Поэтому Аллах дает ему знать, что не даст своему любимому Посланнику забыть их, призывая не беспокоиться об этом, забыть про такое опасение.
В суре «Аълаа» Пророку саллаллаху алайхи васаллам указывается путь истины. Рассказывается также об исходе последовавших по пути Аллаха и участи тех, кто не следовал по Его пути.
Сура начинается с призыва к прославлению Аллаха субханаху ва таъала, упоминаются некоторые знамения, указывающие на Его могущество и единственность, на то, что Он — Творец всего сущего.
Затем речь идет о вахий и о Куръане, а Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам дается обещание, что Аллах не даст ему забыть аяты и по воле Всевышнего Аллаха ему будет легко выучить их.
Далее утверждается, что Куръан будет служить напоминанием людям. А праведным напоминание явится только благом.
В заключение суры говорится, что обуздавший свои желания — свой нафс — очистит себя от скверны и грехов и, несомненно, добьется успеха.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى
Призыв этого аята прежде всего обращен к Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам и через него — к каждому верующему, ко всем праведным мусульманам. Здесь говорится: поминай Его Пречистым, свободным от любых недостатков и изъянов. И каждый мусульманин должен исполнять это божественное указание наряду с другими божественными повелениями. Они должны поминать Его так, как велел Он Сам и как учил Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Словосочетание «поминать Аллаха Пречистым», которое мы используем, в арабском языке выражается словами, полученными из корня (масдара) тасбих, который довольно часто встречается в исламской литературе. Произнесение тасбиха мусульманином считается великим и благим делом. Каждый раз, когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам читал этот аят, он говорил: «Субхана Раббиял Аълаа» (Пречист мой Господь Высочайший). Слова зикра (поминание Аллаха) после каждого намаза он саллаллаху алайхи васаллам также начинал с произнесения «Субханаллахи», повторяя тридцать три раза, и призывал всех мусульман поступать таким же образом.
Когда был ниспослан этот аят, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Читайте этот аят во время саджды». Поэтому совершающий намаз, выполняя саджду, говорит «Субхана Раббиял Аълаа».
الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّىٰ
То есть Всевышний Аллах создал все соразмерно, в полной гармонии.
Какое бы живое существо ни было сотворено Аллахом, все в нем гармонично, все создано мудро и соразмерно до самых тонкостей, исполнено мастерски, и этому невозможно не дивиться.
Человек может убедиться в этом, взглянув на себя. Все в нем — каждый орган расположен в самом нужном месте, имеет совершенную форму, соразмерный объем. Если что-либо из этого претерпит изменения, нарушится имеющаяся гармония и поврежденный орган не сможет сполна выполнять свою функцию. Точно так же сотворены и другие живые существа.
Аллах является Творцом, создавшим все на свете. Притом создавшим тщательным образом соразмерно, умеренно, в соответствии с предназначением. В качестве примера приведем организм человека или животного, его органы пищеварения или дыхания, их деятельность. Или рассмотрим органы зрения или слуха. И вообще, если с разумением и пониманием оценить любой орган каждого живого существа, то человеку не останется ничего, кроме как признать за Всевышним Аллахом способность творить.
وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَىٰ
Все творения Аллаха, даже неразумные, находят свое место в жизни и выполняют свое предназначение посредством данного Аллахом предначертания. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать научные статьи о пчелах и муравьях, а также поинтересоваться жизнью растений. И чем больше мы будем знать о природе и ее обитателях, тем ближе мы будем к Аллаху.
وَالَّذِي أَخْرَجَ الْمَرْعَىٰ
Это тоже одно из свидетельств всемогущества Аллаха. Никто другой не в силах сотворить подобное.
فَجَعَلَهُ غُثَاءً أَحْوَىٰ
Такова жизнь этого мира — все рождается, растет, зреет и наконец умирает... Такова и жизнь человека — он рождается, растет, достигает зрелости, старится, высыхает и умирает так же, как высохшая трава превращается в почерневший сор. Последующие аяты обращены к Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Аллах напоминает о некоторых его качествах, которыми Он его одарил.
سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنْسَىٰ
Как упоминалось выше, данная сура — одна из первых сур, ниспосланных на первых порах Ислама, а этот аят — одно из великих чудес. Ибо Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, не умеющему ни читать, ни писать, обещается, что он не забудет Куръан. Действительно, на протяжении двадцати трех лет Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам ни разу не забыл даже длинные аяты, суры, которые доставлял ему ангел Джабраил. Это и есть высочайшая милость Всевышнего Аллаха и выполнение Им Своего обещания. Никто, кроме Аллаха, не в силах дать подобное обещание, не боясь опозориться.
إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ ۚ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَىٰ
Этот аят следует понимать так: если ты и забудешь что-либо из Куръана, то забудешь лишь то, что Аллах пожелает, чтобы ты забыл. Следовательно, Куръан нисколько не меняется, ибо хранение Куръана взял на Себя Сам Аллах. Поэтому совершенно ясно, что ничто и никто не изменит даже одну букву Куръана. Так как «Он знает явное и то, что скрывается».
Раз это так, разве может остаться Всевышний Аллах в неведении в отношении нанесения ущерба или изъяна Своему Слову? В действительности проявилось и проявляется, что Аллах хранит Священный Куръан в целости и сохранности. Мусульмане передают божественное Слово из поколения в поколение бережно, с верностью вверенному, не изменяя ни одного его слова, ни единой буквы.
وَنُيَسِّرُكَ لِلْيُسْرَىٰ
В этом аяте Аллах вновь обращается к Пророку саллаллаху алайхи васаллам: О Пророк Мой! Мы направим тебя на путь шариата. Удостоим тебя облегченным путем запоминания Куръана, его изучения и следования ему.
Поистине, Ислам — религия легкая, необременительная. Ислам предлагает не более того, что человеку под силу выполнить. Ислам облегчает каждую сферу человеческой жизни. Если Пророку саллаллаху алайхи васаллам предстояло выбрать одно из двух, он всегда выбирал то, что легче и проще. В еде, одежде, поступках, обхождении с людьми и в других делах всегда приветствовалось и избиралось самое легкое, неприхотливое, простое, скромное, то, что не обременяет и не затрудняет положение. В другом аяте Всевышний Аллах говорит: «Желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения»[1]. К сожалению, некоторые люди, не понимая истинного смысла этих слов, ставят в затруднительное положение и себя, и других.
فَذَكِّرْ إِنْ نَفَعَتِ الذِّكْرَىٰ
Этот аят является великим правилом в деле призыва к Исламу, проповедования и наставления людей.
В этом аяте Аллах велит Своему Пророку саллаллаху алайхи васаллам проповедовать и наставлять только в том случае, если это поможет, подействует. Выходит, в некоторых случаях, когда усматривается отсутствие эффективности проповеди и наставления, лучше не следует делать этого. Порой неуместные проповеди и наставления лишь вредят делу.
Комментируя данный аят, знаменитый толкователь Куръана — муфассир Исмаил ибн Касир рахматуллахи алайхи писал: «Отсюда берется правило (приличие) распространения знаний. Знание “подается” (предоставляется) только людям знания (то есть стремящимся к знаниям, ученым). Ибо Али радияллаху анху по этому поводу сказал: “Если ты будешь говорить одному народу то, чего они не постигают разум, то непременно, ты повергнешь некоторых из них в смуту”. А еще он говорил: “Говорите людям то, что постижимо для их разума”».
Призывать людей к религии, наставлять и увещевать их — это и большая наука, и великая ответственность. Это чрезвычайно тонкое и щепетильное дело должны осуществлять зрелые ученые. Если каждый встречный начнет призывать к религии, то дело может обрести совсем неожиданный оборот. Не зря Сам Аллах поучает по этому поводу Своего Посланника в данном аяте.
В следующих аятах говорится о тех, кто воспримет предостережение и запомнит, а также о других, которые его не восприняли, и о том, каковым будет исход для тех и других.
سَيَذَّكَّرُ مَنْ يَخْشَىٰ
Да, если есть в рабе хоть немного боязни перед Аллахом, то он воспримет божественно-религиозное учение и будет следовать указанному им пути. Следовательно, чувство боязни Аллаха есть в человеке, который погрузился в занятия по религиозным учениям, в проповеди и увещевания, в книги и подобные им благие дела. Добра ждут от таких людей.
وَيَتَجَنَّبُهَا الْأَشْقَى
И только несчастнейший человек останется глух к увещеваниям, останется в стороне от назиданий и проповедей. Следовательно, отсюда выясняется, что человек, не предавшийся увещеваниям и наставлению, религиозным урокам, книгам и подобным им благим занятиям, является несчастным.
В следующих двух аятах описывается положение в ахирате — последней жизни — того несчастного, который сторонился увещеваний и наставлений.
الَّذِي يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَىٰ
ثُمَّ لَا يَمُوتُ فِيهَا وَلَا يَحْيَىٰ
Это значит, что этот «несчастнейший» будет вечно испытывать адские муки. Ибо если бы умер, то избавился бы от мучений. А если бы был по-настоящему живым, то должен был бы пользоваться благами жизни.
Значит, несчастный, который был далек в этом мире от назиданий и увещеваний, в будущей жизни «войдет в Огонь величайший», и будет он там ни жив ни мертв, а будет пребывать в вечных муках. Безусловно, это произойдет вследствие того, что он был далек от веры, от Ислама, поклонения и благодеяний. А ведь все могло бы сложиться и по-другому — он мог бы пребывать в наилучшем положении. Для этого следовало внять наставлениям и увещеваниям, не сторониться их и совершать действия, упоминаемые в нижеследующих аятах.
قَدْ أَفْلَحَ مَنْ تَزَكَّىٰ
وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّىٰ
Чтобы преуспеть в ахирате — предстоящей конечной жизни и не гореть в величайшем огне, не испытывать вечных мук, не живя и не умирая, каждый человек обязательно должен очиститься в этом мире от куфра (неверия), ширка, раздора и прочих грехов, поминать своего Господа, совершать намаз.
Но, к сожалению, многие люди пребывают заблуждении и поступают иначе. К ним взывает Аллах в следующем аяте, указывая, в чем состоит их ошибка.
بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا
О люди, вы предпочитаете скоротечную, мирскую жизнь будущей и вечной жизни в загробном мире. Вы заботитесь о жизни бренного мира, забывая об ахирате. Предаваясь ценностям и грезам этого мира, не заботитесь об ахирате — о будущей жизни.
وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَىٰ
Ибо конечная жизнь лучше предпочитаемой вами сегодняшней жизни. Блага конечной вечной жизни несравненно лучше мирских благ. Этот мир преходящий, а будущая жизнь вечна. Так почему же вы выбираете себе худшее, отвергая лучшее?! Почему вы питаете страсть к преходящему, забывая о вечном?! Знайте же:
إِنَّ هَٰذَا لَفِي الصُّحُفِ الْأُولَىٰ
صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ
То есть эта мудрость изложена во всех божественных книгах, предшествующих Куръану.
В длинном хадисе, переданном от Абу Зарра радияллаху анху, в частности сказано:
«…Я спросил:
— О Посланник Аллаха, ниспослал ли Вам Аллах что-нибудь из того, что в свитках Ибрахима и Мусы?
Он сказал:
— О Абу Зарр, прочти «...Инна хаза лафис-сухуфил уула, сухуфи Иброхийма ва Муса…» — «Поистине, это — действительно в свитках прежних, свитках Ибрахима и Мусы!».
Я спросил:
— О Посланник Аллаха, а что было в страницах Ибрахима?
Он сказал:
— Все они были притчами... Мудрый человек должен знать свое время и должен придерживать язык. Тот, кто считает слово деянием, будет немногословен...
Я спросил:
— О Посланник Аллаха, а что же было в свитках Мусы?
Он сказал:
— Там были одни мудрости. Я удивляюсь человеку, который гневается, веря в предустановление и предопределение, и не совершает (праведные) деяния, зная, что будет расчет…»
Пророк саллаллаху алайхи васаллам любил суру «Аълаа» за то, что она вобрала в себя много знания и добра, о чем существует множество хадисов.
В одном из хадисов передается, что когда спросили у матери правоверных Аиши радияллаху анха о намазе витр[2] Пророка алайхиссалам, она сказала, что Посланник Аллаха в первом ракъате намаза читал «Саббихисма Раббикал аьлаа», во втором ракъате — «Кул йаа аййухал кафируун», в третьем — «Кул хуваллаху ахад».
[1] Сура «Бакара», аят 185.
[2] Витр-намаз — намаз, состоящий из нечетного количества ракъатов (витр — дословно «нечет»), совершаемый после ночного намаза (Намаз витр относится к категории ваджиб-деяний).
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...
Ша’би, да будет доволен им...