Сура «ТАКАСУР»
Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 атов.
Название суры Такасур — «Страсть к приумножению» произошло от слова из ее первого аята «такасур», что лексически означает «стремление превзойти друг друга богатством или числом детей». Речь в ней идет о страсти людей к приумножению богатств бренного мира, о том, как человек бывает занят до самой смерти суетностью этих дел.
Сура резко осуждает этот людской порок, призывая отвернуться от такого опасного соблазна.
Заканчивается сура напоминанием об ужасах Судного дня.
Современная жизнь требует от человека различных издержек и расходов. Стремясь достичь своих желаний, человек превращается в раба этих материальных ценностей. По этой самой причине его жизнь, вместо того чтобы приносить искомое удовольствие, целиком превращается в изнуряющее бремя и усталость. Человек по мере возможностей, по мере обогащения все больше устремляется к накоплению богатств, и уже ничто не останавливает его перед низостями. Следование на поводу своих низменных вожделений, страсть к имуществу и богатствам отделяют его от человеческих достоинств, заставляют его забыть свою человечность и в конце концов вынуждают его забыть даже о сотворившем его Создателе. В результате человек начинает преклоняться не Аллаху, а имуществу и богатствам.
В суре «Такасур» говорится об исходе тех, кто питает страсть к приумножению.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
أَلْهَاكُمُ التَّكَاثُرُ
О люди! Страсть к приумножению богатства, детей, друзей, погоня за высокими должностями отвращает вас от повиновения и поклонения Аллаху. Вы непрестанно стремились превзойти друг друга в богатстве, от чего вы не освободились для повиновения Аллаху. Вы непрестанно стремились занять более высокий, чем у других, пост, и посвящали себя этому занятию, вместо того чтобы уделить время поклонению Аллаху. Вы больше всех беспрестанно прилагали усилия, чтобы завести побольше детей, заиметь как можно больше друзей, но забыли о своем Господе, вас не хватило на поклонение Аллаху.
حَتَّىٰ زُرْتُمُ الْمَقَابِرَ
То есть до самой могилы — пока вы не умерли и не вошли в могилу, соревнуясь в накоплении богатства, вы совершенно забыли поклоняться Аллаху.
كَلَّا سَوْفَ تَعْلَمُونَ
Нет! Вы не правы! Не предавайтесь приумножению богатств, позабыв о поклонении Аллаху! Не отвергайте поклонение Аллаху, гонясь за чинами и высокими постами! Пусть чрезмерная привязанность к детям, друзьям и приятелям не занимает вас от повиновения и поклонения Аллаху!
Ибо вы скоро узнаете об их последствиях!
ثُمَّ كَلَّا سَوْفَ تَعْلَمُونَ
Да, вы узнаете об этом, как только умрете, узнаете о печальном исходе для тех, кто предается приумножению богатства, детей и друзей, отвлекая себя тем от повиновения и поклонения Аллаху. Именно по этой причине вам следует опомниться, пока есть время покончить с погоней за приумножением и вернуться к Аллаху!
كَلَّا لَوْ تَعْلَمُونَ عِلْمَ الْيَقِينِ
Нет! Опомнитесь! Оставьте гонку приумножения вещей бренного мира, которая уводит вас от поклонения Аллаху! Если бы вы ясно представляли себе и знали не подлежащим сомнению истинным знанием, к какому исходу может привести эта ваша страсть, вы не поступали бы так. И тогда вы не были бы совращены накоплением преходящих мирских вещей и не забыли бы об ибадатах своему Господу. И вы не забыли бы об ибадатах своему Господу, если бы не предавались гонке за чинами и должностями. Вы бы не забыли об ибадатах своему Господу, увлекшись детьми, приятелями, друзьями.
Увы, стремясь превзойти друг друга в вопросах имущества, карьеры, детей и друзей, вы до самой вашей смерти, когда вы уже навестили свою могилу, не знали покоя, были заняты гонкой за своими страстями. Вот теперь…
لَتَرَوُنَّ الْجَحِيمَ
Увидите адский огонь. Ибо место для тех, кто забыл об Аллахе в погоне за приумножением имущества и чинами, непременно в аду. Да, о заблудшие рабы Божьи! Вы непременно увидите ад!
ثُمَّ لَتَرَوُنَّهَا عَيْنَ الْيَقِينِ
Да, нет сомнения в том, что вы увидите ад воочию и доподлинно. Это достоверно!
ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ
В Судный день с вас будет спрошено, на что и как вы потратили каждое благо в земной жизни. С вас будет спрошено обо всех, от малого до большого, благах, которыми вы были наделены. Будет спрошено, возблагодарили ли вы Господа за каждое Его благо. На что потратили данные вам Аллахом блага в виде имущества и богатства — на запретное (харам) или дозволенное (халал), то есть на пути, удостаивающем вас довольства Аллаха, или на пути, возбуждающем против вас гнев Аллаха? Обо всем будет спрошено с вас, и за все придется вам ответить.
И безусловно будет спрошено и о том, как вы пользовались своей властью, должностями. Использовали ли вы свое положение и чин в рамках предписаний Ислама или злоупотребляли своей должностной властью ради неверных, скверных деяний? А также с вас будет спрошено и о детях, друзьях!
Мусульманин всегда должен быть охвачен этим чувством — чувством неизбежности предстоящего в Судный день спроса по поводу каждого данного ему малого и большого блага. Только тогда повысится чувство ответственности членов общества, повысится бдительность и будут получены огромные результаты. Именно это чувство было в высшей степени развито у первого поколения мусульман, и именно по этой причине они добивались великих достижений.
В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абдуллаха ибн Шиххира радияллаху анху, сказано: «Когда я пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он читал суру «Алхаакумут такасур». Затем он сказал: «Дети Адама все пекутся о своем имуществе, о своих детях. А разве было у тебя другое имущество, помимо того, что ты съел и чего не осталось, одежды, что ты носил до износа, имущества, что ты отдал в милостыню?!» То есть все остальное имущество, кроме вышеперечисленного и неиспользованного тобой, непостоянно и преходяще.
В хадисе имама Муслима от Абу Хурайры радияллаху анху говорится: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам однажды днем или ночью вышел и встретил Абу Бакра и Умара. Так, он саллаллаху алайхи васаллам спросил:
— Что заставило вас выйти в этот час из дома?
— Голод, о Посланник Аллаха, — сказали они.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Клянусь Аллахом, в Чьих руках моя душа, меня тоже заставило выйти из дома то, что и вас. Вставайте!
Встав [с места] вместе с ним, они пошли в дом к одному из ансаров[1]. Его не оказалось дома. Их встретила его жена, которая тут же узнала Посланника Аллаха алайхиссалам и сказала:
— Добро пожаловать!
Посланник Аллаха спросил:
— Где же такой-то (хозяин дома)?
Женщина ответила:
— Пошел за водой.
Вскоре тот сподвижник вернулся и, увидев Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и его двух спутников, воскликнул:
— Хвала Аллаху! Сегодня нет никого, кто имел бы таких почетных гостей, как я!
Он принес гроздь фиников, предложил отведать, а сам взял в руки нож. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Только ни в коем случае не смей закалывать дойную скотину!
Сподвижник зарезал для гостей барана. Они поели баранины и тех самых фиников, утолили жажду. Когда насытились и напились, Посланник Аллаха алайхиссалам, обратившись к Абу Бакру и Умару, сказал:
— Клянусь Аллахом, в Чьих руках моя душа, в Судный день вы непременно будете спрошены за это благо. Вас вывел из дома голод. Теперь, после того как это благо достигло вас, вернетесь обратно [по домам]».
Да, сура «Такасур» короткая, в ней мало аятов, но она глубока по смыслу, она вобрала в себя по-настоящему величайшие мудрости. Ее следует читать как можно чаще, осмысливая и понимая. Это откроет человеку глаза, поможет собраться с мыслями и будет давать ему постоянно чувствовать свою ответственность. Именно поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам обещал, что тому, кто прочтет данную короткую суру, будет воздаяние как за прочтение тысячи аятов.
В хадисе, переданном имамом Байхаки от Ибн Умара радияллаху анху, говорится:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросил:
— Кто из вас ежедневно может читать тысячу аятов?
Сподвижники сказали:
— Вряд ли кто способен на ежедневное чтение тысячи аятов!
Тогда Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Неужели никто из вас не может прочитать суру «Алхаакумут такасур»?»
Таким образом, из этого следует, что данная благородная сура равна тысяче аятов.
[1] Ансар — (мн. ч. от насир «помощник»); жители Йасриба (Медины) из племен Авс и Хазрадж, которые признали пророчество Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своем городе и оказали им материальную помощь.
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...
Ша’би, да будет доволен им...