Четверг Джумад-аль-ахир 24 1446 | Четверг декабря 26 2024

82118

Автор «малазийского чуда» раскрыл секрет превращения Малайзии ‎из отсталой страны в «азиатского тигра»‎

 

 

Бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад принял ‎участие в работе проходящего в Баку III Форума «мозговых ‎центров» стран-членов Организации Исламского сотрудничества ‎‎(ОИС) на тему «Изменения и трансформация в странах ОИС». ‎

Доктор Махатхир Мохамад выступил в ходе одной из панелей ‎Форума с речью по теме «Роль видения в развитии нации». ‎

Напомним, что М.Мохамад занимал пост премьер-министра ‎Малайзии в 1981—2003 гг. Именно при нём Малайзия превратилась ‎из страны со слаборазвитой аграрной экономикой в одного из ‎‎«азиатских тигров». М.Мохамад пропагандировал «азиатские ‎ценности» в противовес западным, возглавлял международное ‎движение неприсоединения. ‎

Говоря о развитии, М.Мохамад отметил, что страны растут в ‎основном за счет инициатив частного сектора, постоянно ‎находящегося в поисках прибыли. ‎

‎«Это, так сказать, естественный процесс. Не было никакой ‎необходимости в планировании со стороны правительства, дабы ‎оказать помощь бизнесу. ‎

Основная роль правительства изначально заключалась в том, ‎чтобы гарантировать исполнение законов и поддерживать порядок. ‎А благополучие и благосостояние людей зависит главным образом ‎от их собственных инициатив», - отметил экс-глава правительства ‎Малайзии. ‎

По мнению М.Мохамада, [при серьезном расслоении общества] ‎эксплуатация бедных слоев богатыми неизбежна, а это в свою ‎очередь приводит к возникновению конфликтов, нестабильности и ‎даже насилию. В таких условиях экономический рост будет ‎отсталым, что не позволит искоренить нищету и обеспечить ‎развитие нации, считает он. ‎

‎«Мыслители и философы размышляли над способами и средствами ‎сокращения неравенства между богатыми и бедными. ‎

Согласно одному из них правительство должно ощутить большую ‎ответственность в определении курса развития страны. ‎

Социальная справедливость должна стать вопросом ‎первостепенной важности для всех», - отметил М.Махатхир. ‎

По его словам, в социалистических странах это приняло форму ‎плановой экономики и национализации. Подобное планирование ‎фокусировалось не только на стимулировании роста, но и на ‎равномерном распределении богатства нации. ‎

‎«Пятилетние планы соцстран ставили именно такую цель. ‎Считалось, что в случае контроля над средствами производства, ‎правительство гарантирует единоличный контроль над прибылью, ‎которая затем поровну будет распределена между всеми ‎гражданами», - отметил М.Мохамад. ‎

Однако, как рассказал бывший премьер-министр Малайзии, спустя ‎годы реализации данной стратегии, стало ясно, что ожидаемого ‎роста достичь не удалось. ‎

‎«Национализированные отрасли промышленности не стали ‎конкурентными и не смогли гарантировать развитие нации так, как ‎это происходило в условиях рыночной экономики. ‎

Это произошло по той причине, что руководители и работники ‎национализированных отраслей не имели стимула для развития ‎бизнеса, так как независимо от результата и вложенных сил и ‎идей, их заработок менялся незначительно», - сказал Махатхир ‎Мохамад. ‎

Однако в капиталистических обществах, по мнению М.Мохамада ‎ожидание больших прибылей стало серьезным стимулом для ‎развития, особенно в условиях хорошего менеджмента, инноваций ‎и инициатив. ‎

‎«Тем не менее, разрыв между богатыми и бедными значительно ‎снизить так и не удалось. В действительности, имелся даже риск ‎значительного роста такого расслоения», - добавил он. ‎

Именно поэтому, по словам М.Мохамада, после изучения опыта ‎социалистической системы и капиталистического свободного ‎рынка, в Малайзии пришли к выводу, что наилучший результат ‎может быть достигнут при сочетании лучших элементов обеих ‎систеМ.‎

‎«Поэтому, правительство Малайзии решило установить свободные ‎рыночные отношения, при этом смягчив их определенным ‎экономическим планированием и сохранив ограниченное число ‎государственных предприятий», - отметил он. ‎

По мнению М.Мохамада, в то время как частный сектор должен ‎иметь возможность свободно заниматься бизнесом, правительство ‎должно обеспечивать определение направления развития и ‎устанавливать справедливые законы и правила, регулирующие ‎деятельность частного сектора. ‎

Это делается для того, чтобы избежать или максимально сократить ‎такие явления как монополизация рынка или фиксирование цен, ‎сказал он. ‎

‎«Планирование было подробным и обширным и требовало участия ‎частного сектора. Основная цель индустриализации заключалась в ‎том, чтобы привлечь инвесторов, иностранных и местных, для ‎создания рабочих мест. ‎

В Малайзии пришли к выводу, что наилучший результат может ‎быть достигнут при сочетании лучших элементов обеих систем

Соответственно, внедрялись такие стимулирующие элементы как ‎налоговые льготы для инвесторов. Более того, государство пошло ‎еще дальше в деле создания дружественных с бизнесом ‎отношений, помогая увеличить их прибыль», - считает он. ‎

По его словам, под влиянием подобных стимулов и внимания со ‎стороны государства, инвесторы, как местные, так и иностранные, ‎фактически бросились создавать обрабатывающую ‎промышленность. ‎

‎«Безработица сократилась в короткие сроки, а в структуре ‎экономики страны промышленность стала превалировать над ‎сельским хозяйством», - сказал М.Мохамад. ‎

‎«Да, правительство теряло деньги из-за налоговых льгот. Но так ‎как росли доходы населения, росла и его покупательная ‎способность. А это, в свою очередь, стимулировало развитие ‎розничных и оптовых предприятий, которые платили существенные ‎налоги в бюджет. ‎

Подобное положение дел компенсировало потерю доходов, ‎вызванную освобождением от налогов промышленных инвесторов. ‎Также требовалась поддержка местных предприятий и отраслей, ‎которые росли и процветали. ‎

Существенные инвестиции были вложены в местную экономику, ‎что позволило увеличить размер ВВП на душу населения. Выросли ‎и государственные доходы по мере того как рос спрос на продукты ‎питания, одежду и недвижимость, что стимулировало импорт, а ‎следовательно доходы казны от налоговых поступлений. ‎

Стало ясно, что стимулирование бизнеса за счет налоговых льгот ‎привело к росту доходов и налогов за счет местных предприятий, ‎по отношению к которым применялись подобные стимулы», - ‎сказал бывший премьер-министр Малайзии. ‎

В качестве примера, он привел отмену импортных пошлин на ‎предметы роскоши, электронные товары, такие как камеры, ‎телевизоры и т. д. ‎

‎«Продажа данной продукции, освобожденной от налогообложения, ‎стремительно росла. Даже иностранцы приезжали в Малайзию, ‎чтобы купить их по низким ценам», - добавил Махатхир Мохамед. ‎

По его словам, доходы магазинов, торгующих подобной ‎продукцией все больше увеличивались, принося большую прибыль. ‎

‎«Правительство же увеличило свой доход за счет налога в размере ‎‎28% от этой прибыли. Таким образом, отказавшись от налога на ‎импорт, правительство заработало еще больше за счет роста ‎торговли», - сказал он. ‎

Существенные инвестиции были вложены в местную экономику, ‎что позволило увеличить размер ВВП на душу населения

По мнению экс-главы малазийского правительства, в определенных ‎случаях отмена импортных пошлин, безусловно, является хорошим ‎способом для стимулирования бизнеса и увеличения ‎государственных доходов за счет поступлений от подоходного и ‎корпоративного налогов. ‎

‎«В то же время, пятилетние планы позволили правительству ‎сосредоточить внимание на конкретных областях, которые было ‎необходимо развивать. ‎

Особое внимание было уделено тем областям, которые могли ‎внести вклад в создание богатства и экономический рост», - ‎подчеркнул выступающий. ‎

По его словам, к примеру, туризм был определен как индустрия, ‎которая может в значительной степени способствовать ‎экономическому росту. ‎

‎«Поскольку поток туристов увеличился, сферы услуг, включая ‎транспорт, отели и рестораны также получили серьезный импульс ‎к развитию. На развитие туризма был определен серьезный ‎бюджет, были отменены визовые режимы с рядом стран. Были ‎созданы специальные аттракционы, создавались новые ‎туристические продукты», - пояснил он. ‎

По словам М.Мохамада, такие спортивные события, как гран-при ‎‎«Формулы 1», спортивные соревнования, авиационные и водные ‎шоу, привлекали посетителей в страну. ‎

‎«Количество туристов выросло с 1 млн. до 25 млн. в течение 20 ‎лет, в результате чего увеличился приток в страну иностранной ‎валюты. Правительство также занималось развитием внутреннего ‎туризма. Туристический бизнес вкладывает большие деньги в ‎развитие, а спрос на строительство лучшей инфраструктуры и ‎коммунальных услуг помогает развитию страны», - считает экс-‎премьер Малайзии. ‎

‎«С увеличением доходов населения, увеличился и спрос на жилье ‎и офисные помещения. Воздвигались новые города, а старые стали ‎расширяться. Развитие электричек и пригородных поездов ‎позволило людям жить вдали от работы, что стимулировало ‎расширение городов», - добавил он. ‎

С самого начала, рассказал М.Мохамад, образование было ‎определено как приоритетная область. ‎

Порой до 25% национального бюджета расходовалось на ‎образование. Политика государства была сконцентрирована на ‎обеспечении бизнеса квалифицированным персоналом

После того, как безработица была практически искоренена, ‎дальнейший рост благосостояния населения был возможен лишь за ‎счет повышения заработных плат. Именно поэтому акцент был ‎сделан на сферах хай-тека и прочих индустриях с высокой ‎добавочной стоимостью. ‎

Люди были подготовлены таким образом, чтобы иметь ‎возможность получать более высокую заработную плату за счет ‎выполнения более сложной и высококвалифицированной работы. ‎

Офисы, квартиры, торговые комплексы были построены таким ‎образом, чтобы удовлетворить потребности растущей и ‎процветающей нации. ‎

Автомобильные и железные дороги, гидроэлектростанции и ‎системы водоснабжения совершенствовались правительством для ‎удовлетворения растущих потребностей населения», - сказал ‎М.Мохамад. ‎

По его словам, все это изменило внешний облик страны. Аграрный ‎облик сменился индустриальным пейзажем новых заводов, фабрик, ‎дорог, мостов, линий электропередач. Значительно увеличилось ‎приобретение автомобилей, что свидетельствовало об увеличении ‎уровня дохода населения и развитии страны. ‎

‎«В настоящее время страна приняла вид развитой страны. Улицы, ‎торговые комплексы полны хорошо одетых людей. ‎

Концепция развития страны была провозглашена поэтапно. Хотя ‎Малазийский опыт, возможно, применим и не для всех стран, в нем ‎есть элементы, которые могут позаимствовать те, кто желает стать ‎развитыми странами», - сказал оратор. ‎

‎«Я считаю, что одной из причин восстаний против правительств в ‎арабских странах является неспособность правительств заботиться ‎о нуждах людей. ‎

Первостепенная потребность людей - работа, возможность ‎получения стабильного дохода для достойной жизни. Сельское ‎хозяйство не способно создать достаточное количество рабочих ‎мест. ‎

Этого можно добиться за счет развития промышленности. Один ‎гектар земли, занятый под сельское хозяйство, может обеспечить ‎жизнь лишь одного человека. Но на этом же гектаре можно ‎разместить завод, где будут работать 500 человек. Вот почему ‎Малайзия выбрала трудоемкие отрасли промышленности, когда ‎земля уже не поддавалась культивированию», - подчеркнул он. ‎

‎«Помимо собственно работы, развитие промышленности ‎предоставило рабочему классу возможность участия в тренингах на ‎производстве. Имея профессиональные навыки, можно расширять ‎деятельность в разных отраслях промышленности. ‎

Страна не считается развитой лишь из расчета дохода на душу ‎населения. Большинство нефтедобывающих стран (где данный ‎показатель достаточно высокий – ред. ) не считаются развитыми‎

Вскоре была снижена зависимость от прямых иностранных ‎инвестиций, так как у местного населения накопились средства и ‎опыт, чтобы начать свое собственное производство», - добавил он. ‎

Развитая страна должна иметь хорошо развитую инфраструктуру, ‎хорошо подготовленный рабочий класс, широкий средний класс, а ‎также хорошие технологические и производственные возможности. ‎

Крайне важно наличие инфраструктуры, поскольку она позволяет ‎поддерживать хороший уровень жизни. Вода и электричество ‎должны быть доступны в любое время», - считает экс-глава ‎правительства Малайзии. ‎

По его мнению, поскольку большая часть быта зависит от ‎электричества, перебои в электропитании приводят к тому, что ‎портится еда, а офисы и магазины и вовсе становятся ‎непригодными для жизни и работы. Многие отрасли производства ‎также зависят от постоянного электроснабжения, и любые перебои ‎приведут к остановке процесса и потеряМ.‎

Как отметил М.Мохамад, снабжение водой и электроэнергией ‎требует надлежащего технического обслуживания. Для этого ‎необходимы квалифицированные инженеры, техники и мастера. ‎

‎«Постоянно должно улучшаться качество работы, которая должна ‎быть направлена на достижение мировых стандартов, подобающих ‎развитой стране. ‎

Всего этого невозможно добиться сразу», - отметил он. ‎

Процесс развития небогатой страны требует определенного ‎времени. Видение развития должно соответствовать возможностям ‎страны в конкретный промежуток времени. По мере прогресса, ‎могут ставиться новые задачи. ‎

Видение развития при пренебрежении действительным ‎потенциалом иллюстрирует лидер бедной страны, желающий иметь ‎большой магазин, как тот, который он видел в стране, которую ‎посетил. ‎

Его власть позволит ему добиться постройки этого здания и ‎представить там всевозможные товары. ‎

Роль лидера имеет решающее значение для успешной реализации ‎видения развития нации

Однако его люди слишком бедны, чтобы покупать дорогие товары, ‎представленные в этом магазине. Вот что происходит, когда ‎амбициозный лидер ставит нереальные цели, несоразмерные с ‎уровнем развития народа. ‎

Даже при наличии средств и потенциала для роста, в случае ‎отсутствия лидера с соответствующим энтузиазмом и энергией, ‎этого развития добиться не удастся. ‎

В этом смысле весьма показателен опыт Китая. Мао Цзэдун был ‎лидером партизан, который победил националистические силы Чан ‎Кай-ши и создал Китайскую Народную Республику. ‎Мао был блестящим военным лидером, но управление страной - не ‎то же самое, что ведение войны. Коммунистическая идеология, ‎которой он придерживался, также не была ориентирована на ‎развитие. Результатом стало то, что Китай отставал в развитии. ‎

Однако, преемник Мао - Дэн Сяо Пин - был совершенно другим ‎человекоМ.Хотя он и был коммунистом, он также был прагматиком ‎и стремился к развитию Китая. Как он говорил, «Неважно, кошка ‎черная или белая, до тех пор, пока она ловит мышей». ‎

Результат - Китай, который мы видим сегодня. Двадцать лет назад ‎он был страной третьего мира. Сегодня это вторая по величине ‎мировая экономика», - подчеркнул М.Мохамад. ‎

По мнению Махатхира Мохамада, очевидно, что лидер нации ‎играет очень важную роль в развитии страны. ‎

‎«Его видение развития страны имеет решающее значение. Он ‎должен обладать страстью к этому делу. ‎

Он должен лично руководить работой по претворению в жизнь ‎своего видения развития. Он должен быть квалифицированным в ‎управлении, политике, в области финансов и торговли. Он должен ‎иметь определенные знания и о том процессе развития, который ‎он выбрал. ‎

Лидер должен лично на месте наблюдать за работой, стремиться ‎преодолевать препятствия и трудности, и лично убедиться в том, ‎что проект осуществляется надлежащим образоМ.‎

Присутствие главы государства непосредственно на месте ‎строительства мотивирует исполнителей на всех уровнях. Визиты ‎должны быть частыми. ‎

Министры также должны быть вовлечены в это дело. Так же, как и ‎глава государства, они должны посещать места и непосредственно ‎наблюдать за прогрессом в реализации проектов. ‎

Иметь видение развития – необходимый элемент, но этого ‎недостаточно. Необходимо адекватное знание о том, как это ‎видение должно быть реализовано с целью развития страны», - ‎резюмировал экс-премьер министр Малазии Махатхир Мохамад. ‎

‎1news.az

 

 

 

Самое читаемое

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

В РИУ хафизы...

В РИУ состоится Первый конкурс...

Истина о гадании...

ЛЕЧЕНИЕ ОТ КОЛДОВСТВА Если человек...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (9)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...