Четверг Джумад-уль-авваль 19 1446 | Четверг ноября 21 2024

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Сайт Ислам.Уз имеет честь сообщить об издании очередного, 19-тома из серии «Хадисы и Жизнь» досточтимого шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа. Книга называется «Пророк, явившийся мирам милостью».

Это одно из лучших произведений, вошедших в серию «Хадисы и Жизнь», который является подробнейшим жизнеописанием Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам – последнего Пророка Всевышнего Аллаха, пророчество которого явилось истинной милостью всем мирам. 
Оригинал книги «Пророк, явившийся мирам милостью» сразу после печати стал настоящим бестселлером среди миллионов наших соотечественников. Надеемся, что и русский перевод этой прекрасной книги станет любимой книгой широкого круга читаталей.
Следует отметить, что при редакции 19-тома приложены все усилия, чтобы не допустить стилистические и орфографические ошибки, пропущенные в предыдущих томах русского перевода серии «Хадисы и Жизнь» по техническим причинам.

С сегодняшнего дня мы будем публиковать серию статей, взятых из этой книги.

 

 

Почтенные супруги Пророка саллаллаху алайхи васаллам

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам состоял в браке одновременно с девятью женщинами. Это было позволено ему в виде исключения Самим Аллахом.
Известно, что Ислам разрешает многоженство и что это  стало причиной бесчисленных нападок и обвинений со стороны его врагов. То, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам состоял в браке с более чем четырьмя женщинами, также стало предметом множества инсинуаций и клеветы.
Суть всех клеветнических обвинений, измышленных врагами Ислама, заключается в следующем:
«Мухаммад был похотливым человеком, готовым на все ради удовольствия и удовлетворения вожделений. Поэтому, не удовлетворившись одной женой и посчитав недостаточным иметь и четырех жен, установленных им для своих последователей, он взял себе в жены десять женщин».
На эти клеветнические обвинения улемы дали исчерпывающие ответы.
Прежде всего нужно сказать, что количество жен Пророка увеличилось, когда ему уже было около шестидесяти лет. К тому же в этом заключались определенные мудрые замыслы. Более того, большинство матерей верующих (жены Пророка саллаллаху алайхи васаллам) по возрасту были старше него.
Давайте подумаем, станет ли шестидесятилетний человек ради своих ублажений заключать брак с престарелой женщиной, которая старше него самого себя?!
Первая женщина, на которой Пророк саллаллаху алайхи васаллам женился еще в молодости – Хадийджа радияллаху анха, была старше его на пятнадцать лет. Его молодость прошла именно с ней. Когда умерла почтенная Хадийджа, Пророку саллаллаху алайхи васаллам было пятьдесят лет. Где же здесь похотливость?
Все жены Пророка саллаллаху алайхи васаллам, кроме почтенной Аиши радияллаху анха, ранее были замужем, а некоторые даже по несколько раз. Разве так поступает похотливый человек?
Большая часть жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам прошла с почтенной Хадийджой радияллаху анха. Они прожили вместе двадцать пять лет. После смерти Хадийджы Пророк саллаллаху алайхи васаллам жил в Благословенной Мекке еще три года. После этого он совершил переселение – хиджру. Но и после переселения жен у него стало много не сразу. 
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вступал в брак с матерями верующих в силу требований различных обстоятельств, сокровенных божественных замыслов.
Также следует знать, что среди пророков многоженство было свойственно не только почтенному Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Многие его предшественники имели по несколько жен. Не исключено, что этого требовал сам статус пророка. В преданиях отмечается, что у Давуда алайхиссалам было сто жен, а у Сулаймана алайхиссалам – триста.
Нет ничего удивительного в том, что в силу различных социальных, политических, образовательных, законодательных и других факторов и мудростей количество жен нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам достигло девяти.
В первую очередь, для доведения идей и положений новой религии до женщин мусульманской уммы, а также содержания домашнего хозяйства Пророка саллаллаху алайхи васаллам было приемлемо, чтобы жен было не четыре, а больше.
До Ислама количество жен не было ограничено вообще. Каждый мог жениться столько раз, сколько хотел. В этом вопросе, ограничив желания мужчин, Ислам принял положение, согласно которому один мужчина не может одновременно иметь более четырех жен. Это ограничение ввел Священный Куръан. Когда об этом были ниспосланы аяты суры «Ниса», у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было девять жен. Каждая из них была названа «Матерью правоверных» еще задолго до этого. Кроме того, если бы Пророк саллаллаху алайхи васаллам развелся с кем-нибудь из них, то они не смогли бы больше выйти замуж ни за кого другого, поскольку это запретил Аллах. Мудрость женитьбы Пророка саллаллаху алайхи васаллам на них потеряла бы свой смысл. Поэтому Всевышний Аллах сделал Своему Посланнику исключение в ограничении не иметь более четырех жен.
Мы уже говорили, что в многоженстве Пророка саллаллаху алайхи васаллам имелся ряд сокровенных, мудрых замыслов. Все они делятся на два вида: общие и частные. Общие мудрости состоят из следующих:

1. Мудрость образовательно-воспитательного характера.
Увеличение количества жен Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в основном было связано с подготовкой учителей, которые могли бы обучать женщин исламской уммы религии и положениям шариата. Общеизвестно, что на основе божественного закона Ислам пересмотрел все сферы жизни общества. А половину этого общества составляют женщины. Несмотря на то, что общее обучение проводил сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, многие грани и аспекты учений до женщин должны были доводиться именно женщинами. Поэтому матери правоверных служили тому, чтобы посланничество Пророка саллаллаху алайхи васаллам было полностью доведено до женщин. И они с честью выполнили эту задачу. 
Все знают, что хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам больше всех передал Абу Хурайра радияллаху анху. На втором месте находится почтенная Аиша радияллаху анха. Полагаем, будет достаточно упоминания самого этого факта. К тому же сунна Пророка – это не только его слова. Его деяния и одобрения также являются сунной. Матери правоверных довели до исламской уммы подробнейшие сведения о тех деяниях и состояниях Пророка саллаллаху алайхи васаллам, непосредственными свидетелями которых они являлись, живя с ним.

2. Мудрости, связанные с внедрением законов Шариата.
Еще одна причина того, что у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было много жен, проявляется в вопросах внедрения некоторых шариатских положений. Например, Ислам отменил традицию «усыновления детей», распространенную во времена невежества, и вместо нее установил свои положения. Исходя из этого, Всевышний Аллах велел нашему Пророку саллаллаху алайхи васаллам жениться на Зайнаб бинти Джахш радияллаху анха, которая была разведена с Зайдом ибн Харисой радияллаху анху, приемным сыном Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В этом браке не было никакого влечения, а единственная цель заключалась в отмене закона времен невежества и внедрении законов Ислама.

3. Мудрости социального характера.
Еще один фактор, обусловивший многочисленность жен Пророка саллаллаху алайхи васаллам, касается сферы общественных отношений. Возьмем, например, женитьбу Пророка саллаллаху алайхи васаллам на почтенной Аише радияллаху анха. Этот брак послужил укреплению общественных отношений. Пророк саллаллаху алайхи васаллам женился на дочери Абу Бакра радияллаху анху, чтобы достойно наградить его преданность Исламу и Посланнику Аллаха, что еще больше укрепило их взаимоотношения. То же самое можно сказать и о женитьбе на дочери почтенного Умара радияллаху анху – матери правоверных Хафсе радияллаху анха.

4. Мудрости политической направленности.
Женитьба Пророка саллаллаху алайхи васаллам на некоторых женщинах была обусловлена также и политической необходимостью. Благодаря заключению им браков с некоторыми из жен, Ислам приняли разные племена, общины и категории людей, что способствовало укреплению мусульман.
К примеру, в сражении с племенем Бани Мусталик в плен попала Джувайрия бинти Харис. Она обратилась за помощью к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, чтобы заплатить выкуп и получить свободу. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сообщил, что намерен сам заплатить за нее выкуп и жениться на ней. Мать правоверных Джувайрия дала свое согласие. Узнав, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам взял в жены Джувайрию, мусульмане освободили всех пленных, ибо отныне Пророк саллаллаху алайхи васаллам стал зятем для этого племени. Так были освобождены пленники из Бани Мусталик. Увидев доблесть и такое благородство мусульман, все члены этого племени вступили в Ислам.

В рамках данного вопроса рассмотрим также краткие сведения о почтенных супругах нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам:

1. Хадийджа бинти Хувайлид радияллаху анха.
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам женился на своей первой жене – Хадийдже радияллаху анха, ему было двадцать пять лет, а ей – сорок. Как видно, целью данного брака не являлось удовлетворение вожделения.
Так, Всевышний Аллах Своей бесконечной мудростью готовил почтенного Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам к принятию пророчества. Действительно, когда Джибрийл алайхиссалам принес первый вахий, первым человеком, уверовавшим в Аллаха и Пророка саллаллаху алайхи васаллам, стала почтенная Хадийджа радияллаху анха.
И в последующем, в самые тяжелые минуты, одним из самых надежных помощников Пророка саллаллаху алайхи васаллам также была мать Хадийджа. Все свое имущество, положение в обществе и возможности она посвятила служению Исламу. Кто знает, если бы в тот момент на месте Хадийджы была молодая, неопытная женщина, смогла бы она совершить столь мудрые поступки? Наиболее яркие годы своей молодости Пророк саллаллаху алайхи васаллам провел с Хадийджой. Он прожил с ней двадцать пять лет. Год, в который умерла Хадийджа, он назвал «годом печали».
Будучи женатым на Хадийдже, Пророк саллаллаху алайхи васаллам не вступал в брак с другими женщинами. Он очень любил и ценил Хадийджу. Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил о Хадийдже:
«Клянусь Аллахом, Аллах не дал мне вместо нее никого, кто был бы лучше нее. Она уверовала, когда люди не поверили мне. Она подтвердила мои слова, когда люди объявили меня лжецом. Она потратила ради меня все, что имела, когда люди скрывали от меня свое имущество. Всевышний Аллах дал мне детей только от нее, а не от другой».

2. Савда бинти Замъа радияллаху анха.
Мать правоверных Савда была женой Сакрана ибн Амра ал-Ансари. Она также была старше Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Почтенная Савда была одной из преданных последовательниц Ислама. Она со своим первым мужем совершила переселение в Абиссинию. Когда они вернулись оттуда в Благословенную Мекку, ее муж умер. Уже немолодая женщина, посвятившая свою жизнь Исламу, осталась одна, без попечителя. Для того чтобы морально поддержать ее, и чтобы обеспечить уход за оставшейся сиротой – маленькой Фатимой, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам взял ее в жены. Разве взял бы Пророк саллаллаху алайхи васаллам себе в жены старую вдову, которой было около шестидесяти лет, если бы он женился из плотских побуждений, в то время как родители многих юных красавиц были готовы отдать их ему? Как отмечается в преданиях, почтенная Савда имела склонность к полноте. Видя, как ей неловко давались выполнение работ по домашнему хозяйству и уход за маленькой Фатимой, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам улыбался ей.

3. Аиша бинти Абу Бакр Сиддик радияллаху анха.
Единственной женой Пророка саллаллаху алайхи васаллам, которую он взял в жены девственницей, была мать правоверных Аиша радияллаху анха. Аиша радияллаху анха была единственной женой Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, вступившей в первый брак. Среди жен Пророка саллаллаху алайхи васаллам она была самой дальновидной, проницательной, обладающей цепкой памятью, красноречием и глубокими знаниями. Даже великие сподвижники обращались к ней по вопросам, которые не могли решить сами. 
Почтенная Аиша занимает второе место после Абу Хурайры радияллаху анху по количеству переданных хадисов. Она не имела себе равных в фикхе, медицине и поэзии. Как мы уже отмечали ранее, женитьба Пророка саллаллаху алайхи васаллам на Аише являлась также проявлением благодарности Абу Бакру Сиддику радияллаху анху за его безграничную преданность Исламу и Посланнику Аллаха.

4. Хафса бинти Умар ибн Хаттаб радияллаху анха.
Первым мужем почтенной Хафсы был Хунайс ибн Хузафа радияллаху анху. Этот храбрый и отважный богатырь пал смертью мученика в сражении при Бадре. После этого почтенный Умар хотел отдать свою дочь одному из почтенных сподвижников – Абу Бакру или Усману радияллаху анхум. Но Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, проявив величайшую благосклонность, взял его дочь Хафсу себе в жены. Почтенная Хафса тоже была обладательницей знаний. Она передала очень много хадисов от Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

5. Зайнаб бинти Хузайма радияллаху анха.
Первым мужем Зайнаб радияллаху анха был Убайда ибн Харис радияллаху анху, который стал одним из первых мучеников на пути Ислама. Он погиб в схватке один на один перед битвой при Бадре, а его жена Зайнаб помогала раненым воинам. Даже тогда, когда она узнала, что ее муж погиб в бою, Зайнаб радияллаху анха продолжала помогать мусульманам, пока они не победили в сражении.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам женился на Зайнаб бинти Хузайме после того, как узнал о ее усердии, терпении и мужестве, преданности религии Аллаха и о том, что она осталась одна после того, как ее муж стал мучеником. Тогда почтенной Зайнаб было шестьдесят лет. Можно ли сказать, что этот брак был заключен из плотских побуждений?! Мать правоверных Зайнаб радияллаху анха прожила с Пророком саллаллаху алайхи васаллам всего два года.

6. Зайнаб бинти Джахш радияллаху анха.
Ранее мы говорили о том, что Зайнаб бинти Джахш радияллаху анха была замужем за Зайдом ибн Харисой радияллаху анху, и объяснили, в силу каких обстоятельств потом стала женой Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Об этом имеется много сведений и в Священном Куръане, и в хадисах. Зайнаб бинти Джахш вышла замуж за Зайда ибн Хариса радияллаху анху по велению Аллаха. И за Пророка саллаллаху алайхи васаллам она вышла замуж согласно аяту, который ниспослал Всевышний Аллах.

7. Умму Салама Хинд бинти Умаййа ал-Махзумия радияллаху анха.
Умму Салама и ее первый муж Абдуллах ибн Абдуласад радияллаху анхума были преданными мусульманами, совершившими переселение в Абис-синию. После гибели мужа в сражении при Ухуде она осталась вдовой с четырьмя детьми и без кормильца. Учитывая все это, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предложил ей выйти замуж. Но она извинилась и сказала, что имеет на иждивении детей-сирот, а сама стара и очень ревнива. Но Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал ей, что намерен взять сирот на свое попечение, а возраст не имеет значения, и что он будет молиться Аллаху за ее освобождение от ревности.
Так же, как и другие жены Пророка саллаллаху алайхи васаллам, Умму Салама радияллаху анха обладала многими достоинствами, благородными качествами и имела немало заслуг. Больше всего она прославилась своими верными советами, которые давала Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Достаточно вспомнить ее совет во время заключения Худайбийского соглашения.

8. Умму Хабиба Рамла бинти Абу Суфян радияллаху анха.
Умму Хабиба радияллаху анха тоже была среди тех, кто совершил переселение в Абиссинию. Ее муж Убайдуллах ибн Джахш радияллаху анху скончался там же. Для того чтобы поддержать женщину, потерявшую на чужбине близкого человека и оставшуюся в одиночестве, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам решил жениться на ней. Он просит Наджаши  – правителя Абиссинии – сосватать ему Умму Хабибу радияллаху анха. Наджаши исполняет эту просьбу и передает Умму Хабибе от имени Пророка саллаллаху алайхи васаллам четыре тысячи дирхамов в качестве махра. Абу Суфян, отец Умму Хабибы радияллаху анха, был самым ярым противником Ислама и Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Несмотря на это, он был рад такому браку. Несомненно, этот никах (брак) в определенной мере послужил снижению враждебности Абу Суфяна.

9. Джувайрия бинти Харис радияллаху анха.
Мать правоверных Джувайрия была дочерью Хариса ибн Зирара – главы племени Бани Мусталик. Она была замужем за Мусой ибн Сафваном. Как уже говорилось, Джувайрия радияллаху анха попала в плен во время сражения. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам освободил ее и взял в жены, в результате чего сначала были освобождены все ее соплеменники, а потом все члены Бани Мусталик приняли Ислам.

10. Сафийя бинти Хайй ибн Ахтаб радияллаху анха.
Ее муж был убит, сражаясь против мусульман в Хайбаре, а сама она попала в плен. Мусульмане посчитали, что дочь Хайя ибн Ахтаба – главы Бани Курайза достойна Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и привели Сафийю к нему. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предложил Сафийе выбор: либо он освобождает ее и женится на ней, либо просто освобождает, и она отправляется к своим родственникам. Почтенная Сафия выбрала первое, сказав, что еще раньше она сама хотела принять Ислам.

11. Маймуна бинти Харис ал-Хилалия радияллаху анха.
Ее настоящее имя было Барра, но Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам изменил его на Маймуну. Она была замужем за Абу Рахмом ибн Абдулуззой. Почтенная Маймуна была последней женой Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Он женился на ней по рекомендации почтенного Аббаса. Этот брак был заключен в знак внимания к племени Бани Хилал, которое оказало Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам большую помощь, а также как проявление добрых чувств к самой Маймуне. Среди всех жен Пророка саллаллаху алайхи васаллам Маймуна была самой богобоязненной и поддерживала родственные связи крепче других.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

Монахиня нашла в...

Бывшая монахиня Мерседита де Вера...

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

В Болгарии проходит...

Под таким девизом проходит в...

Прочная вервь Аллаха

Мы продолжаем публиковать статьи из...