Великий учитель науки сийра (биография)
Читая литературные источники, написанные на арабском языке, вы можете встретить сотни, и даже тысячи имен и ценных произведенияй знаменитых ученых таких, как Бухари, Самарканди, Шаши, Тирмизи, Насафи, Харезми, Кеши, Фаргани, Намангани. Прочитав о восхвалениях в их адрес, о степени их знаний и об их заслугах, вы невольно возгордитесь тем, что относитесь к числу потомков таких великих предков. Один из таких предков — великий мухаддис Абу Ийса Тирмизи. Составленная им книга в области науки сийра — “Шамаил” сделала большой поворот в этой области. Ниже представим вам информацию о жизни этого человека и о результатах исследований в отношении его данного произведения.
Происхождение имама Тирмизи: Мухаммад ибн Ийса ибн Савра ибн Муса ибн Заххак — таковы наиболее достоверные имена его предков, упомянутые в источниках. В некоторых переведенных книгах пришло имя Мухаммад ибн Ийса ибн Язид ибн Савра. Автор книги «Иршад ила маърифати уламаил хадис» упоминал имама Тирмизи как — Мухаммад ибн Ийса ибн Савра ибн Шаддад. Но многие ученые историки сошлись на Мухаммад ибн Ийса ибн Савра.
Куня Тирмизи
Куня имама Тирмизи — Абу Ийса. Он и сам любил эту куня и предпочитал ее своему имени. Ему хотелось, чтобы его всегда звали только по куня — Абу Ийса.
Причины отнесения к имаму Тирмизи таких дополнений к имени, как ал-Буги, ат-Тирмизи и ас-Сулайми следующие:
— Тирмизи — это название относили к именам тех людей, которые родились в городе Термезе. Отнесение к человеку названия места его рождения в исламском мире широко распространено и, таким образом к имени каждого человека добавляли название место его рождения, относя его к тому или иному селению, местности, городу.
— Буги — причина отнесения к его имени названия этогоселения, расположенного вблизи города Термез, заключается в том, что имам Тирмизи родился в нем. Данное село находится на расстоянии шести фарсахов от города Термез. В настоящее время территориально это место относится к Шерабадскому району Сурхандарьинской области. Тем не менее, знаменитый центральноазиатский ученый историк Абу Саъад Абдулкарим ас-Самъани (1113-1167) утверждал, что к Тирмизи относят имя Буги потому, что он умер в селении Буг.
— Сулайми — отнесение к имени мухаддиса это название, ученые историки связывают его происхождение с двумя племенами. Одно из них — племя Сулайм ибн Мансур, которое считается известным племенем среди арабских племен. О таком происхождении утверждают авторы книги «ал-Ансаб». По версии Муллы Али ал-Кари, имам Тирмизи имеет происхождение от племени Сулайм ибн Фахм. Следует ответить, что о семье и родителях имама Тирмизи точных сведений нет. Об этом от самого имама Тирмизи ученые передают лишь такие его слова: «Мой дедушка родом из Мерва, во времена Лайса ибн Саййара переехал из Мерва в Термез».
Рождение имама Тирмизи: Имам Тирмизи родился в 209 году хиджры (824 г.) в термезском селении Буг в семье среднего достатка. Имам Захаби в своей книге «Сияр аълам ан-нубала» приводит, что имам Тирмизи родился в начале 210 года хиджры. Ибн Асир в своей книге «Джамиъ ал-усул»упоминает, что Тирмизи родился в 209 году хиджры. К концу своей жизни имам Тирмизи потерял зрение и в связи с этимему присвоили псевдоним «Зарийр».
Приход имама Тирмизи в область знаний и его путешествие в посках знаний
Имам Тирмизи в детстве был очень усердным, проницательным и сообразительным, этими своими достоинствами выделялся среди своих ровесников. Большой интерес к знаниям и сильное желание овладеть ими уже с детства, отчетливо отразились в обретении имамом Тирмизи знаний во многих областях науки того времени, и особенно, в основательном овладении наукой о хадисах. Имам Тирмизи в поисках знаний не ограничился только своей Родиной и соседними краями. Ученые историки отмечают, что путешествие имама Тирмизи началось в 240 г.х. (850 г.), то есть когда ему только исполнилось 26 лет. В поисках знаний он путешествовал в далекие страны, в частности он посещалБухару, Мерв, Рай, Басру, в Куфу и Хиджаз (Мекка и Мадина). Там он общался со многими мухаддисами, учеными, учился у них. По поводу того, был ли имам Тирмизи в Багдаде, или нет,мнения ученых разнятся.
Кончина имама Тирмизи
Посвятив всю свою жизнь науке, имам Тирмизи умер 13-го Раджаба 279 г.х (892 г.), в понедельник, у себя на Родине — в селе Буг недалеко от Термеза. В настоящее время его могила является одним из известных мест посещения (зиярата).
Хвалебные высказывания в адрес имама Тирмизи
Имам Самъани сказал: «Имам Тирмизи без сомнения являлся имамом своей эпохи»13. Имам Самъаний такжеотмечал: «Имам Тирмизи в области хадисов является одним из тех имамов, за которым люди должны следовать. Он — автор таких величайших произведений, как, «Джамиъ», «Таварих» и «Илал». О его умственных способностях рассказывались много хвалебных слов.14 Хàким Абу Ахмад говорил: «Я слышал от Умара ибн Алака, как он сказал: “Мухаммад ибн Исмаил Бухари умер. В Хорасане он не оставил после себя никого, похожего на Абу Ийсу. Он ослеп из-за того, что много плакал». Абул Фадл Байламани говорил: «Я слышал от Насра ибн Мухаммада Шайракухи Ийса Тирмизи: “Мухаммад ибн Исмоил: «Я получил больше пользы от тебя, чем ты от меня”».
Ибн Касир сказал: «Имам Тирмизи в этом деле (в области науки о хадисах) был одним из имамов своей эпохи». Хафиз Абул Хаджжадж Миззи сказал: «Имам Тирмизи был из числа великих имамов-хафизов, посредством которого Аллах предоставлял пользу мусульманам». Мулла Али Кори говорил: «Тирмизи является имамом, доказательством, правдивым, хафизом и муткином». Помимо вышеупомянутых изречений можно привести очень много высказываний ученых об имаме Тирмизи. Всё это указывает на то, что имам Тирмизи в области знания хадисов был одним из величайших ученых и что он основательно усвоил фикх праведный предков. Он был одним из тех ученых, кто совместил в себе знания и деяния согласно им.
Хвалебные слова, высказанные учеными о книге «Шамаили Мухаммадия» имама Тирмизи
Эта книга безусловно считается одним из самых ценных и полезных источников, посвященных описанию качеств Пророка саллалаху алайхи васаллам. Автор в этой книге приводитсамую суть сведений и все грани касающие этой темы излагает с использованием изящного стиля, сжато. Книга составлена до такой степени расчетливо, что она и не такая объемная, чтобы обременить читателя, и не такая краткая, чтобы иметь изъяны для изложения всей цели полноценным образом. По охвату своей рассматриваемой тематики этот труд относится к книгам среднего объема. Ибн Касир в книге «Бидая ван-нихая», указывая на это, сказал: «Книг о сийре Посланника Аллаха саллалаху алайхи васаллам и связанных с этим вопросом трудов написано как в прошлом, так и в нынешнее время. Среди произведений, вобравших в себя самые полезные и лучшие хадисы, мы можем назвать книгу имама Абу Ийсы — Мухаммада ибн Ийсы ибн Савры Тирмизи. В этом направлении он написал знаменитую книгу «Шамаили Мухаммадия». У меня есть вся непрерывная цепь — санад, доходящая до него».
Мухаммад ибн Абдурауф Мунави (ум. 1031 г.х.) во вступительной части своего комментария, написанного к книге «Шамаили Мухаммадия», сказал так: «Книга «Шамаили Мухаммадия» ученого в области риваята и дираята, коим былимам Термизи (Да сделает Всевышный Аллах его могилу одним из садов рая, наполненного благоуханием мускуса!), представляет собой несравненное в своей области произведение, которое по структуре и охвату сведений является единственным в своем роде. Никто не писал еще книгу, которая могла бы сравниться с ней. Автор использовал изящный стиль в написании этой книги. приукрасив произведение хадисами и известиями. Данная книга считалась даже результатом таланта, данного Всевышним Аллахом, и была знаменита на большом пространстве от Запада до Востока». Мулла Али ал-Кари о данной книге сказал: «Это произведение является одной из книг, составленных о нравах и сийре Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам наиболее совершенным образом. Тот, кто прочтет эту книгу, словно увидит внешний облик Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и в каждом разделе представит его почетные качества». О добре, пользе и результатах данной книги было сказано немало изречений. Также, было проделано учеными немало научных работ вокруг этой книги: были составлены краткое изложение (мухтасар), комментарии, исследовательские заключения (тахкик) к книге и стихотворные изложения ее содержания, как в прошлом, так и в последующем.
О названии книги
Когда употребляется слово «шамаил», подразумеваются свойства, качества, достоинства, нравственность и приличия, присущие определенному человеку. Когда речь идет об обладателе прекрасного шамаила, подразумевается обладатель прекрасной нравственности. Поэтому имам Тирмизи и другие ученые назвали качества, достоинства, нравы и подобные свойства Пророка саллалаху алайхи васаллам как «шамоил».
Книга имама Тирмизи издавалась под разными названиями. Переписывавшие эту книгу писари, равийи (пересказчики) книги и ученые по отношению к этой книге множество различных названий. Самые известные среди них и часто используемые: «Шамаили Набавийа» или «Шамаили Набий саллаллаху алайхи васаллам». Порой использовались названия «Шамаили Мухаммадия» и «Шамаили Мустафа». Бывало, что ученые относя книгу к ее автору, назвали ее как «Шамаили Тирмизи» или «Шамаил Тирмизия».
В своем комментарии к книге «Шамаил» Абдураззак ибн Абдумухсин Бадр сказал: «Прежние ученые называли эту книгу «Шамаил Набий саллаллаху алайхи васаллам». Последующие ученые называли ее как «Шамаили Мухаммадия». Этот ученый этими словами попытался собрать названия книги. В исследованиях по вопросу о названиях этой книги обнаруживались также названия, которые были намного длиннее вышеуказанных названий. Это — «Шамаили Мухаммадия ва Хосаил Мустафавийя». Это название в основном можно встретить в экземплярах книги, имеющихся в арабских странах. В частности упомянутое название книги можно встретить на рукописях, хранящихся в Марокканском Королевском фонде, что расположено в столице этой страны Рабате. Причина того, что названия одной книги так разнятся,— это отсутствие общей вводной части книги. Потому что обычно авторы при написании книги начинают с вводной части; в ней указывается, какую тему представляет книга вниманию читателя, как книга называется и каково ее направление, а потом приступают к составлению всей книги. Имам Тирмизи же непосредственно после Басмалы и восхваления Аллаха сразу начал книгу. Поэтому книга стала называться по-разному. Возможно, в оригинале автор и написал название книги. И вполне возможно, что те, кто пересказывали книгу от него, сами присваивали ей разные названия, что в конечном итоге привело тому, что у книги нет единого названия. Поскольку такая разница существует и сейчас, стало быть, никто не может сказать, какое название книге давал сам имам Тирмизи. Мы же использовали в нашей статье название, которое наиболее популярно в нашей стране — «Шамаили Мухаммадия».
Рукописные экземпляры книги
Книга имама Тирмизи «Шамоил», считается одной из самых распространенных книг в мире Ислама. Причин этому несколько:
1. Так как книга «Шамаили Мухаммадия» написана о последнем пророке Всевышнего Аллаха — Мухаммаде саллалаху алайхи васаллам, исламская умма старалась изучить эту книгу основательно.
2. Так как имам Тирмизи был одним из имамов, за кемиследуют в сфере науки о хадисах, книга нашла широкое распространение как среди рядовых людей, так и среди ученых.
3. Имам Тирмизи был не только ученым, но и очень богобоязненным человеком, что тоже была причиной широкого распространения его книги.
Помимо указанных, можно привести много и других причин.
Если говорить о рукописных экземплярах книги, то определить точное число всех копий очень трудно. Нельзя точно сказать, сколько копий книги было переписано. Потому что некоторые письменные экземпляры могут храниться в частных книжных фондах и хранилищах. В частности, в библиотеке «Асад», что в Дамаске, имеется 23 рукописных экземпляра книги.
Рукописные экземпляры книги «Шамаили Мухаммадия», имеющиеся в духовном управлении мусульман Узбекистана, следующие:
1. Комментарий к “Шамаили Мухаммадия”, написанный на персидском языке, написанный Абул Хайром Фазлуллахом ибн Рузибаханом. Данная книга является переводом книги «Шамаили Мухуммадия» на персидский язык и в ней сначала представляется текст на арабском языке. Следом за ним, под арабской строкой следует текст на персидском и даны обширные пояснения. Последние десять листов книги имеют повреждения. Книга завершается хадисом от Хаммада ибн Саламы, и она не полная — состоит из 299 листов. Книга хранится под картотечным номером №2351.
2. Рукописная копия книги под названием “Джамул васоил шарҳу Шамоил” хранится под номером №422. В этомэкземпляре той же книги собрана в единый переплет вся книга полностью. Эта рукописная копия исполнена очень красивым каллиграфическим почерком в стиле письма «насх» и была закончена она в 1231 году хиджры, в месяце Рабиул аввал.
3. Комментарий, написанный к книге “Шамаили Мухаммадия” на арабском языке. Автор книги неизвестен, потому-что первая и последняя страницы книги отсутствуют. Рукопись состоит из 639 листов. На каждой странице книге текст занимает ровно 19 строк. Данный экземпляр хранится под номером №461. Эта рукописная копия сделана в 555 году хиджры.
4. Экземпляр книги, включенная в сборник. Данная рукопись хранится под номером №441. Она написана в 1350 году хиджры.
5. Рукописный экземпляр книги “Шамаили Мухаммадия”.Эта копия была сделана в Мекке в 990 году хиджры и состоит из 90 листов. Книга хранится под номером №481.
6. Данный рукописный экземпляр книги относится к XVI веку, состоит из 104 листов. В 1980 году данная рукописная копия книги «Шамаили Мухаммадия» была издана посредством офсетной печати. Краткое предисловие к книге была написана бывшим Председателем духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, покойным муфтийем Зиявуддинханом ибн Ишан Бабаханом.
Начало разделов настоящего рукописного экземпляра оформлены красным цветом, текст исполнен красивым арабским письмом в стиле насх. По краям страниц рукописи приведены предания из других экземпляров. Данный образец рукописи хранится под номером №2797.
Комментарии, написанные к книге “Шамаили Мухаммадия”
Комментариев к книге «Шамаили Мухаммадия» было написано большое множество. Нельзя как-то ограничить их счетом. Многие исследователи до того, как привести результаты исследований по книге, представляют сведения о жизни и научной деятельности автора. Затем они приводят сведения о значимости книги и о комментариях, написанных к ней. Также, ученые, работавшие над исследованием книги «Шамаили Мухаммадия», приводили и свои комментарии к ней. Некоторые из них перечисляют десять, а другие — двадцать комментариев к этой книге. До настоящего времени наибольшее количество комментариев названо в исследовании Абдуха Али Кушка. Он перечисляет 72 названия комментариев к книге имама Тирмизи, а также их авторов. Однако научные исследования показали, что комментарии, написанные к данной книге, превышают 80 единиц. Названия этих комментариев к книге Тирмизи перечисляются в книгах по истории.
Назовем наиболее известные из комментариев к книге имама Тирмизи:
1. “Иттихафатур Раббанийя бишархиш Шамаили Мухаммадия” – Ахмад ибн Абдулджаввад Думи.
2. “Аъзабул манахил ала Шамаил” – Ахмад ибн Джаъфар Каттони.
3. “Аснал васаил би шархиш-Шамаил” – Аллама, мухаддис, муфассир, муаррих Нахви Исмаил ибн Мухаммад Аджлуни.
4. “Ашрофул васаил” – Исмаил Муфид ибн Али Аттор Руми.
5. “Ашрофул васаил ила фахмиш-Шамаил” — Факих Ахмад ибн Мухаммад ибн Хаджар Макки Хайтамий Ансари.
6. “Ашрафул васаил шарху Шамаил” — Сайфуллах ибн Нуруллах Бухори Дихлави.
7. “Акробул васаил фи шархиш Шамаил” — Хафиз Мухаммад ибн Абдуррахман Сахави.
8. “Анджаҳул васаил” – Абулкасим ибн Мухаммад ибн Абулбарокат ибн Махлас.
9. “Тухфатул ахйар ала Шамаилил мухтар” – Мухаддис Абулхасан Али ибн Ахмад Хурайши.
10. “Равзул азхар фи Шамаил Набий мухтар” – Абдуссалам ибн Ахмад Имрани Фаси.
11. “Дурару фазаил шарху Шамаил” – Алимуддин ибн Фасихиддин Каннуджи.
12. “Захрул хамаил ала Шамаил” – Джалалуддин Абдуррахман ибн Абу Бакр Суюти.
13. “Турар ала Шамаил” – Àриф Абу Зайд Абдуррахман Фаси.
14. “Шарху Шамаил” – Абдурраззак ибн Абдулмухсин Бадр.
15. “Итру шазий фи шарх мухтасар Шамаил Тирмизи” – Факих Абдулмаджид Шурнуби Азхари.
16. “Ихтисар шарх Шамаил ли джассус” – Мухаммад ибн Хасан Хаджавий.
17. “Фатхул-айман макбул вал-шарх мухда ашроф расул” – Фазил Мухмуд ибн Абдул Мухсин ибн Муваккиъ Шафиъи.
18. “Фаваид джалилатул-бахийяту ала Шамаили Мухаммадия” – Мухаддис, факих, Мухаммад ибн Касим ибн Джассус.
19. “Китабату ала Шамаил” – шайх Али ибн Зайнуддин Уджхури.
20. “Кашфул фазаил” – Нур ибн Мухаммад Кашани.
21. “Мухтар мин шарх” – Хасан ибн Исхак ибн Махди.
22. “Мавахибул-ладунийя ала Шамаил Мухаммадия” – Шейх Ибрахим ибн Мухаммад Баджури.
Былы написаны комментарии к «Шамаили Мухаммадия» и на персидском. Из них можно упомянуть следующие:
1. “Шарх” – Шейх Мухаммад Àшик ибн Умар Ханафи.
2. “Шарх” – Шейх Мухаммад Файз ибн Мухаммад Биликрами.
3. “Шарх” – Абилхайр Фазлуллах ибн Рузибахан.
Самым знаменитым из тюркских комментариев к книге является комментарий шейха Хисамиддина Хасана ибн Мухаммада Накшбанди. Эта книга переведена также и на другие языки, такие, как узбекский, английский, французский, урду, персидский. Из представленных сведений можно понять,насколько высока значимость этого произведения в мире Ислама.
Вместо заключения можно сказать, что заслуги нашего соотечественника в развитии науки о хадисах и доведении до широких масс сведений о сийре Посланника Аллаха, очень велика. Процитированные выше оценки ученых потверждают наши слова. В частности, его произведение “Шамаил” детально излагает сведения о нравах, о внешном виде Посланника Аллаха саллалаху алайхи васаллам, о том, как он алайхиссалам показывал личный прекрасный пример в каждой сфере жизни.Книга совершенным образом изложила все осуществленные Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам великие дела. В процессе ознакомления с книгой читатель узнает Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам максимально близко.
Да примет Всевышный Аллах этот великий труд нашего предка и возвысит его в степенях в раю!
Имам-хатиб мечети “Саъдулла ота” Кибрайского района
Мирхамидов Обиджан.
Будучи практикующей христианкой почти 16...
Среди народа бытуют необоснованные поверья,...
По случаю окончания священного месяца...
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...
Мы продолжаем публикацию цикл статей,...
Сегодня мы поговорим о достоинствах...