Назидания и истины в истории
Ибрахима и Исмаила алайхимассалам
Ибрахим алайхиссалам увидел во сне как заколол своего сына. Сны пророков алайхимуссалам представляют собой вахий. Поэтому он привел своего сына на место заклания. Здесь он рассказал свой сон так: «О дитя мое, я (часто) вижу во сне, как закалываю тебя (в жертву). Теперь скажи мне, что ты сам думаешь об этом».
Субханаллах, поучения и наставления пророков алайхимуссалам бывают настолько удивительными и легкими, что, не перекладывая тяжесть дела на собеседника, они обращаются к нему в форме вопроса. Такой способ общения влияет на собеседника так, что от радости, полученные знания от учения воспринимаются моментально. Такое поучение чрезвычайно плодотворно. Решение Ибрахима алайхиссалам принести в жертву Исмаила алайхиссалам было твердым. Однако он не сказал сыну: «Я видел во сне, что заколол тебя (в жертву). Поэтому я отведу тебя туда-то, будь готов», а произнес эти тяжкие по своей природе и открыто подвергающие опасности слова в такой легкой форме, советуясь с ним: «О сын мой, я видел такой сон, что ты думаешь об этом»? И даже сегодня, если кто-то будет пользоваться такой формой поучения, она будет исключительно полезным и результативным.
Конечно, Исмаил алайхиссалам сразу сказал: «Как же я могу ответить на это? Исполните то, что Вам повелел Аллах. Сейчас я тверд в своем решении, но если даже я немного впаду в замешательство во время резания, и тогда, ин шаа Аллах, Вы найдете меня из терпеливых». Услышав это, Ибрахим алайхиссалам, приготовился заколоть своего сына и, уложив его на землю, начал с силой резать ножом по горлу. Но сколько бы он не старался, нож не резал. В это время откуда-то послышался голос:
«О Ибрахим! Действительно ты подтвердил свое сновидение! Поистине, вот так Мы воздаем благодетелям!»
«Поистине, это несомненно и есть явное испытание!»
«И искупили Мы его великой жертвой».
В некоторых преданиях говорится, что взамен Исмаила алайхиссалам из рая для жертвоприношения был ниспущен баран. и в самом деле, в этой истории было большое испытание для Ибрахима алайхиссалам. Возможно, человек, находясь в состоянии пораженческого настроения, состоянии бесчуствия, когда он отчаялся по поводу жизни, может быть, сможет заколоть своего ребенка. Но будучи в ясном сознании, в умеренном настроении, не сможет пойти на такое дело. Наверное, легче убить себя, чем принести в жертву собственного ребенка. Ясно то, что все происходило, когда Ибрахим алайхиссалам осознавал все трезвым рассудком, будучи в нормальном состоянии и настроении. Нет даже доли сомнения в том, что он не был чем-то поражен, и не был расстроен. Потому что Пророки алайхиссалам никогда не впадают в подобное состояние, чтобы они были поражены до такой степени, когда истина и действительность были сокрыты от их разума.
С другой стороны, Всевышний Аллах говорит: «О Ибрахим, ты действительно воплотил свой сон». Становится понятным, что Ибрахим алайхиссалам был тверд в своем решении: он действовал преднамеренно и сознательно, чтобы выполнить повеление Аллаха. В частности, это проявляется в доказательстве «содакта» («ты подтвердил»). Если бы он сделал это в состоянии собственного неведения (будучи невменяемым), преднамеренность, то есть твердое решение стало бы несовершенным.
В продолжении Всевышний Аллах говорит: «Поистине, это несомненно и есть явное испытание!».
Это было очень тяжким испытанием. –Отсюда также становится ясным, что Ибрахим алайхиссалам сделал это по собственной воле, ясно осознавая происходящее. Потому чтоиспытание человека может быть подлинным только тогда, когда он находится в полном и ясном сознании. Человек, не управляющий своими чувствами, не осознающий происходящее вокруг, делает все неосознанно, в том случае не будет никакого испытания для него от Аллаха. Таким образом, пророки алайхимуссалам ограждены от возможности поддаваться своим чувствам.
Ибрахим алайхиссалам принес в жертву своего сына.
От Ибрахима алайхиссалам исходило два деяния. Первое — заклание своего сына, второе — заклание барана. У некоторых людей появляются сомнения, дескать когда же произошло два события, ведь он заколол только барана, а не сына. Эти сомнения полностью исчезают, когда мы узнаем об одном правиле шариата.
Согласно правилам шариата, человек заслуживает саваб (награду) или наказание, если он вознамерился, имеет твердое намерение совершить благой или греховный поступок, если даже по какой-то причине ему не удалось исполнить задуманное, или что-то воспрепятствовало исполнению. Потому что человек уже полноценно настроился, возымел твердое намерение на совершение этого дела. И поэтому заслуживает саваб или наказание. Например, один человек твердо решил совершить прелюбодеяние, и, прибыв на место, приготовился к этому делу. Неожиданно рухнула крыша и придавила его, и он умер. А между тем, он не прелюбодействовал. Тем не менее, он заслуживает наказания, по шариату он будет отнесен к прелюбодеям. Потому что его нмерение совершить прилюбодейство было твердым. Если бы не было препятствия, он бы непременно совершил его. Также, если кто-то встал с твердым намерением совершить намаз, но произошло землетрясение и его придавило крышей, и он умер. Он получит награду совершившего намаз. Потому что он имел твердое намерение на осуществление намеченного благодеяния.
Так и здесь: Ибрахим алайхиссалам, получив повеление зарезать своего сына, сразу же принял твердое намерение исполнить его и действительно осуществил это дело. Суть зарезания — это «проведение ножом по горлу», что как действие было исполнено Ибрахимом алайхиссалам. Однако порезал ли нож или нет, это другой вопрос. Главное, Ибрахим алайхиссалам резал сына и удостоился права на саваб. Потому что для Ибрахима алайхиссалам превыше всего было необходимо (ваджиб) выполнение повеления Аллаха. Результат от него не зависел, а было в ведение только Аллаха. За результат с него не будет спроса, и за это он не понесет наказания или не будет награжден.
Брюссель. – Председатель Федерации исламских...
О колдовстве (1) Среди людей...
О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...
Какие они существа, джинны? (6)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (9)...