Четверг Джумад-уль-авваль 19 1446 | Четверг ноября 21 2024

Чтение Куръана на кладбище

 

(посвящение саваба за его чтение усопшим)

 

Все мусульмане привыкли читать Куръан, посвящая полагающийся за это саваб усопшим, в том числе, его читают и находясь на кладбище. Улемы разных мазхабов давали свои фатвы относительно этого дела. Однако некоторые люди были против и этого деяния. Они стали отвращать людей от чтения Куръана по усопшим, аргументируя это тем, что «такого действа не было в раннем периоде» Ислама. Да, они отвращают от этого других. Они не ограничиваются тем, что сами этого не делают, а целенаправленно отвращают других. При этом у них нет весомой аргументации, помимо сказанного выше. Однако им и в голову не приходит такой вопрос: «А может ли быть доказательством для отказа от выполнения действия только то, что оно не делалось в массовом порядке в ранний период?»

В качестве примера мы представим вниманию уважаемых читателей ответ, данный нами на один из многочисленных вопросов, поступивших к нам по этому поводу.

ВОПРОС: Ассаламу алайкум, почтенный Шейх! Пожалуйста, просветите нас относительно чтения Куръана на кладбище.

ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим.

Имам Джалалуддин Суюти в своей книге «Шархус-судури бишархи халил мавта вал кубури», в частности в главе «Что произносится во время захоронения», приводит следующее:

 

Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху:

«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Когда один из вас умрет, не задерживайте его. Несите его скорей к его могиле и читайте у его изголовья «Открывающую» Книгу [суру «Фатиха»] и у его ног – конец «Бакары» над его могилой».

Передали Табарани и Байхаки.

 

Передается от Абдуррахмана ибн Алаа ибн Ладжладжа – он от своего отца. [Отец] сказал своим сыновьям:

«Когда опустите меня в могилу, скажите: «Бисмиллахи ва ъалаа суннати Расулиллахи саллаллаху алайхи васаллам». И засыпайте меня землей. Затем прочтите у моего изголовья начало и конец «Бакары». Поистине, я видел, как Ибн Умар делал это как мустахаб».

Передал Байхаки.

В той же книге, в главе «Чтение Куръана усопшему или могиле» имам Джалалуддин Суюти рахматуллахи алайхи пишет:

«Во все века мусульмане без всяких отрицаний собираются и читают Куръан своим усопшим. Так, это представляет собой иджмаъ. Обо всем этом хафиз Шамсуддин Абдулвахид ал-Макдиси ал-Ханбали упомянул в своей книге, составленной им по этому вопросу. Что касается чтения Куръана над могилой, то наши соратники и другие твердо заключили, что в шариате это действие существует.

Аз-Заъфарани говорит: «Я спросил у Шафиъи рахимахуллахи о чтении Куръана у могилы. Он сказал: «Ничего страшного».

Раньше имам Ахмад ибн Ханбал отрицал это, ибо до него не доходил какой-либо хадис об этом. Когда до него дошел хадис, он изменил свое мнение».

Об упомянутом в книге имама Джалалуддина Суюти «Шархус судури бишархи халил мавта вал кубур» этом вопросе, вернее о том, как до имама Ахмада ибн Ханбала дошел хадис, ставший аргументом в пользу дозволенности читать Куръан над могилой, Шейх Абдулфаттах Абу Гудда в предисловии книги «Саласу расаила фии истихбаби дуаи ва рафъул ядайни фихи баъдас салаватил мактуба» пишет следующее:

«Ибн Кайюм упоминает в начале книги «Китабур-рух»:

Ал-Халлал сказал:

– Передается от Хасана ибн Ахмада ал-Варрака, он – от Али ибн Мусы ал-Хаддада:

«Я был в намазе джаназа вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Кудамой. Когда покойник был захоронен, один слепец сел возле могилы и стал читать Куръан. Тогда Ахмад сказал ему:

– Эй, ты! Чтение Куръана возле могилы – это бидъа!

Когда мы вышли с кладбища, Мухаммад ибн Кудама сказал Ахмаду ибн Ханбалу:

– О Абу Абдуллах! Что скажешь о Мубашшире ал-Халаби?

– Надежный человек, – сказал тот.

– Ты записывал от него что-либо? – спросил он.

– Да, – ответил тот.

– Мубашшир передал мне от Абдуррахмана ибн Алаа ал-Ладжладжа, а он – от своего отца. Он завещал читать после своего захоронения начало и конец "Бакары" у его изголовья и сказал, что слышал это от Ибн Умара, – сказал он.

Тогда Ахмад сказал ему:

– Вернись и скажи этому человеку, пусть продолжает читать.

Да будет милосердным Аллах к имаму Ахмаду. Между ним и истиной не было вражды"».

 

(продолжение следует)

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф,
"Разногласия: причины и решения"

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

Ислам со славянским...

Русские становятся мусульманами по зову...

Монахиня нашла в...

Бывшая монахиня Мерседита де Вера...

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

В Болгарии проходит...

Под таким девизом проходит в...