ВЫВОДЫ
В последующих строках будут изложены общие выводы, которые относятся к изучаемой нами теме. Этих выводов несколько:
1. Каждый мусульманин должен стремиться быть в мазхабе Ахлус сунна вал джамаъа.
Это наставление повторяется испокон веков. И сейчас стало привычным повторять его на каждом шагу. Поэтому мы должны четко знать, что значит название Ахлус сунна вал джамаъа, откуда исходит утверждение о необходимости следовать этому мазхабу.
Сунна — это путь Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и хулафаи рошидин — праведных халифов, полноценно следовавших ему.
Джамаъа — это община мусульман, их сообщество. Ими являются сподвижники и мусульмане, последовавшие за ними вплоть до Судного дня.
Стало быть, Ахлус сунна вал джамаъа — это община, сообщество мусульман, идущих путем Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, праведных халифов, то есть это сподвижники и все мусульмане вплоть до самого Судного дня, последовавшие по пути Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и праведных халифов.
Другими словами, Ахлус сунна вал джамаъа — это такая категория, которая объединяет основную массу мусульман, следующих Книге и Сунне. То есть это мазхаб, действующий в вопросах вероубеждения соответственно Сунне и объединяющий подавляющее большинство мусульман.
Да, тем, кто среди мазхабов твердо следует исламскому вероубеждению, дано название Ахлус сунна вал джамаъа. Ибо приверженцы этого мазхаба вели свои мазхабы на основе сунны Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и составляли основную общину мусульманского сообщества.
Остальные же мазхабы называются каждый по имени человека, который призывал к этому мазхабу, или по основной идее определенного мазхаба. Милостью Всевышнего Аллаха мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа всегда твердо держался правильного пути. Другие разные группы со временем стали исчезать. Иногда по разным причинам появляются и исчезают различные новые группы.
Улемы мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа непрестанно и неустанно трудятся над тем, чтобы довести до мусульман чистую исламскую акийду. Своими научными трудами они обогатили сокровищницу исламских знаний и подробно описали все вопросы, которые мусульмане должны исповедовать.
Необходимость твердо держаться мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа в книгах по вероубеждению (акоид) подчеркнута категорично. Приведем цитату из талхиса Мухаммада Анвара Бадахшани, составленного к комментарию к книге «Акийдатут Тахавийа» известного ханафитского ученого имама Тахави.
«И следуем сунне и джамаъату, избегаем шазза, разногласий и раскола».
Пояснение: «Сунна» означает путь Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и его праведных халифов.
Джамаъа — община мусульман. Это сподвижники и последовавшие за ними все мусульмане до самого Судного дня. Следование им — это наставление на праведный путь. Противоречие с ними — заблуждение. Раз это так, мы будем следовать по пути Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сподвижников и тех, кто последовал за ними добром. Мы остерегаемся следования редким (шазз) и противоречащим явлениям. Также остерегаемся разногласий. Мы остерегаемся отчуждения от общины мусульман, следующих по пути Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сподвижников и табиъинов.
Таково значение понятия «Ахлус сунна вал джамаъа». Те, кто противоречит убеждениям Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сподвижников и табиъинов, их деяниям и нравственности — те не из Ахлус сунна вал джамаъа.
Доказательства:
1. «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Возлюбит вас [тогда] Аллах и простит вам ваши грехи”. И Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура «Àли Имран», аят 31).
2. «А если [они] уверовали в подобное тому, во что уверовали вы, то, поистине, они нашли праведный путь; а если они отвратились, то, поистине, они в расколе...» (сура «Бакара», аят 137).
3. «И того, кто противится Посланнику после того, как стала ясна ему хидая (наставление на верный путь), и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и ввергнем его в геенну. И какое же скверное место прибытия!» (сура «Ниса», аят 115).
4. «И не будьте как те, которые разделились и впали в разногласие, после того как пришли к ним ясные знамения. И им — великое мучение» (сура «Àли Имран», аят 105).
5. «Кто из вас будет жить после меня, увидит много разногласий. Придерживайтесь же моей сунны и сунны праведных халифов после меня. Держитесь за них, словно вцепившись зубами».
Передали авторы «Сунанов» — Тирмизи, Насаи, Абу Давуд и Ибн Маджа.
ОСТАВЛЕНИЕ АХЛУС СУННА ВАЛ
ДЖАМАЪА — ОТСТУПЛЕНИЕ И МУЧЕНИЕ
«Мы считаем джамаъат (Ахлус сунна вал джамаъа) истинным и верным, а раскол — отступлением и мучением (в аду)».
Пояснение: Мы считаем «истинным и верным» следование джамаъату сподвижников, джамаъату табиъинов и джамаъату поколений, придерживавшихся Куръана и Сунны на протяжении веков. Раскольничество и противоречие с джамаъатом считаем «отступлением и мучением».
Кроме того, этот смысл особо подчеркивается в нескольких хадисах. Рассмотрим некоторые из них:
Передается от Абу Зарра радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто оставит джамаъат на одну пядь, тот уже отвязал от своей шеи завязку Ислама».
Передал Байхаки.
Иными словами, такой человек выходит из Ислама. Поэтому не следует выходить за пределы общины мусульман, то есть из мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа.
Халиф Умар радияллаху анху, произнося хутбу (проповедь) в Джабии, сказал:
«О люди! Поистине, я находился среди вас так, как находился среди нас Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он алайхиссалам сказал: «Завещаю вам своих сподвижников. Затем — следующих после них и последующих после них.
Потом распространится ложь. И человек станет клясться, даже если клятвы и не требуется, станет свидетельствовать, даже если и не требуется свидетельствования.
Да будет вам известно! Если мужчина останется наедине с женщиной, непременно третьим будет шайтан.
Держитесь джамаъата. Остерегайтесь раскола. Поистине, шайтан — с одинокими. Он сторонится двоих.
Кто желает самой середины рая, пусть придерживается джамаъата.
Кого радуют его благие деяния и огорчают его злодеяния, тот и есть верующий”».
И здесь также озвучивается призыв не отделяться от сообщества мусульман, придерживающихся религии, то есть не отделяться от мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа. Обратите внимание, во фразе «Держитесь джамаъата» есть повеление крепко держаться за мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа. А в словах «Кто желает самой середины рая, пусть придерживается джамаъата» есть обещание самой середины рая тем, кто крепко держится мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа.
В период, когда у нас, в Маварауннахре, господствовало чистое вероубеждение Ислама, наш народ был передовым среди народов мира и достиг невероятного прогресса во всех сферах жизни. Этот народ, наряду с успехами в прочих науках, вырастил прославившихся на весь мир величайших улемов и в науке вероубеждения.
Одного из них — нашего великого соотечественника имама Абу Мансура Матуриди исламская умма справедливо назвала Реставратором вероубеждения Ахлус сунна вал джамаъа.
Тафсир к Священному Куръану, написанный имамом Матуриди в соответствии с мазхабом Ахлус сунна вал джамаъа, называется «Таъвилату ахлис сунна». Его книга «Китабут тавхид» считается одним из самых авторитетных трудов по вероубеждению. Одно из главных направлений учения в мазхабе Ахлус сунна вал джамаъа называется его именем — «матуридийа».
Кроме этого великого имама, наша земля дала этому миру еще много улемов науки вероубеждения. В качестве примера можно назвать имама Насафи, автора книги «ал-Акоидун Насафийа», и великого ученого Тафтазани, который написал комментарии к этому уникальному труду.
Однако сыны этой земли, которая пришла в упадок вместе со всем исламским миром, жили под гнетом безбожного строя, тогда как остальные мусульманские страны постепенно оправлялись. Внуки великого имама Матуриди — исправителя (реставратора) вероубеждения Ахлус сунна вал джамаъа — сегодня уже не имеют представления о том, что такое исламская акийда (вероубеждение).
Сегодня многие оказались безграмотными в этой области. А в рядах так называемых самоучек, не видавших учителей, появились случаи отступления от праведного пути в результате того, что они читали всякие книги подряд, без разбора. Возникло много споров и скандалов.
Но и когда ситуация изменилась к лучшему и начались диалоги с представителями различных народов и мазхабов, возросло число тех, кто следовал всему тому, что говорил первый попавшийся. Среди нашего народа появились такие, кто последовал тому или иному мазхабу, говорящему от имени Ислама.
Теперь для нас настало время оправиться. Эту проблему мы должны решать под руководством улемов, все вместе, сообща. Пусть серьезно задумаются те, кто последовал разного рода группам, течениям и партиям.
Подавляющее большинство мусульман мира состоят в мазхабе Ахлус сунна вал джамаъа.
Все мусульмане, пребывающие в признанных четырех мазхабах фикха — ханафитском, маликитском, шафиъитском и ханбалитском мазхабах — также являются приверженцами вероубежденческого мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа.
شاذ ) — досл. «необыкновенный», «из ряда вон выходящий»; в контексте вопроса о разногласиях и деятельности приверженцев так называемого безмазхабного Ислама употребляется в значении игнорирования высказываний всех поколений улемов мусульман и провозглашение утверждений, противоречащих им и в целом шариату. Такое игнорирование в частности присуще безмазхабникам — современным противникам признанных мазхабов фикха и акийды.
Шазз (
Табиъины — досл. «последователи»; следующее после сподвижников Пророка алайхиссалам поколение мусульман.
Какие они существа, джинны? (6)...
Идеи умеренности и срединности, заложенные...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
С британских островов поступила приятная...
Бывший член так называемой «Партии...
На наш сайт поступило письмо...