Воскресенье Шаабан 22 1445 | Воскресенье марта 03 2024

 

Хаваридж (خوارج) — (также хавариджиты - досл. «противники»,  от арабс. слова хурудж — «против»);  так называемые «поборники чистоты» Ислама, приверженцы чрезмерно строгого исполнения предписаний Ислама, а по сути группа необразованных людей, притязавших на достижение вершины религиозности и выступившие против руководителя и общины мусульман; своими требования хавариджиты исказили предписания и нанесли большой вред Исламу. Их также называют харурийа, от названия селения Харуро вблизи города Куфа, где и появились хавариджиты.

 

Хадж (حج) — досл. «вознамериться на великое добро»; совершаемое мусульманами паломничество в Священную Мекку в месяц Зул хиджжа, один из столпов Ислама. Слово хадж лексически применяется для выражения твердого намерения в великом деле. В исламском же шариате хадж — это выполнение специального ибадата в специальном месте, в специальное время со специальными обрядами.

 

Хаджарул асвад (الْحَجَرُ اْلأَسْوَدُ ) — досл. «черный камень»; Хаджарул асвад установлен в восточном углу Величественной Каъбы. Он находится на высоте полутора метров над землей. Хаджарул асвад был ниспущен из рая, о чем свидетельствуют хадисы. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Хаджарул асвад был ниспослан из рая в состоянии, белее, чем молоко. А грехи сынов Адама сделали его черным». Всякий раз, когда какой-нибудь грешник с чистой искренностью раскаивался и целовал Хаджарул асвад или совершал истилам (почтительно дотрагивался рукой до Хаджарул асвада или делал знак на расстоянии, что дотрагивается до него), то его грехи переходили к этому камню, и по этой причине совершенно белый камень превратился в совершенно черный. В Судный день Аллах выведет его, наделив двумя глазами, чтобы видеть, и языком, чтобы говорить. Он станет свидетельствовать о том, кто совершал его истилам искренне, с ихласом. Именно поэтому те, кто совершает хадж и умру, или же простые посетители, спешат совершить истилам Хаджарул асвада и поцеловать его. Следует отметить, что разрешение целовать и почитать Хаджарул асвад никоим образом не означает, что он обожествляется.

 

Хаджи — совершающий ибадат хадж. Также хаджием почтенно называют лиц, уже совершивших хадж.

 

Хадис — (досл. «разговор», «рассказ») под хадисом понимаются слова, высказанные Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В терминологии улемов хадис состоит из высказываний, действий и признаний (икрар), отнесенных к Пророку саллаллаху алайхи васаллам.

 

Хадис кудси — Здесь подразумевается хадис кудси (Хадис кудси (арабс. хадисул кудси) — досл. «священный хадис»; слова и выражения в обычных хадисах исходят от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а смысл исходит от Всевышнего Аллаха. В хадисе кудси же и слова, и смысл исходят от Аллаха, а Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам лишь передает их в форме прямой речи.)

 

Хадйу — скот, предназначенный к пожертвованию, то есть «жертвенные животные». Хадйу является множественной формой слова хадйа, которое обозначает таких животных, как овца, коза, корова или верблюд, которых взял с собой для жертвоприношения вышедший для совершения хаджа или умры человек. В древности человек, вышедший с целью паломничества к Байтуллаху, для обозначения предназначенности таких животных к жертвоприношению, вешал на их шеи знак — метку из кожуры финика. Увидев таких животных, люди не трогали их, которые даже если терялись, спокойно ходили сами по себе, пока не достигали территории Харама.

 

Хазар — «вне пути», то есть противоположность пребывания в пути — пребывание на одном месте.

 

Хазрат — почтеннейший, блаженнейший, ваша светлость (почтительное обращение к ученым мужам, великим деятелям).

 

Хайз (حيض) — досл «вытекание»; менструация, месячные, регулы. В исламском шариате под словом «хайз» (менструация) подразумевается выделение крови, которое без родов или какой-либо болезни происходит в определенные, циклические периоды из матки женщины, достигшей половой зрелости. Обычно менструальная кровь имеет темноватый цвет, обладает животной теплотой, вытекает несколько болезненно, имеет неприятный запах.

 

Хак — имеет множество значений, таких, как «истина», «быть действительным», «быть правым» и т.д.

 

Хал — состояние.

 

Халал — досл. «дозволенный», «разрешенный».  Арабское слово халал в словаре означает «развязанный». Потому что с халала развязывается узел запретности. В религии Ислам придается большое значение тому, чтобы пища была халалной.

 

Халафы (خلف) — дословно «преемники», «последующие»; последующие мусульмане, пришедшие после первых трех столетий.

 

Халисан Лиллахи — искренне ради (довольства) Аллаха.

 

Халиф — досл. «замещающий», «преемник», «наместник»; то есть преемничество после Пророка саллаллаху алайхи васаллам в качестве главы мусульман и мусульманского государства. Впоследствии это слово больше употреблялось в значении «правитель».

 

Хамр — досл. «огораживающий»; всякое затуманивающее, огораживающее человеческий разум — пьянящее вещество, воздействующее на разум, будь то напиток, будь то курево, вдыхаемое оно или принимаемое посредством иглы, называется хамром. Хамр вреден для здоровья. А исходя из слов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Всякий хамр является харамом».

 

Харам — досл. «быть запретным, заповедным», «почитать, уважать»; категорически запрещенное шариатом действие. К таковым действиям относятся такие, как убийство людей, употребление хамра, прелюбодеяние, воровство. Совершать запретные действия недопустимо. Того, кто их совершит, ожидают муки. Отрицающий запрет того, что шариатом определено как xe "харам"харам, становится xe "кафиром"кафиром. В целом, когда употребляется слово харам, то подразумевается соблюдение запретов Аллаха в знак проявления уважения и почтения к Нему и к Его повелениям.

 

Хасад (حسد) — досл. «обдирать», «сдирать», «лущить»; ибо хасад сдирает, лущит сердце. Чувство досады и ревности, вызванное доставшимся другому человеку благом, и сильное желание, чтобы это благо ушло от своего обладателя и пришло к нему. По смыслу хасад близок к так называемой черной зависти.

 

Хасан — досл. «хороший»; хадис, переданный заслуживающими доверия рави, но не достигающий степени достоверного хадиса;

 

Хасан лигойрихи — досл. «хасан за счет другого»; хадис, который в силу отнесения его к категории заиф (слабый) по причине слабости способности рави запоминать сведения, обрыва в санаде хадиса или неведения о людях в цепочке передачи, возносится до уровня хасан хадиса за счет подкрепления его другим хадисом со схожим (заиф) или более сильным санадом. то этот слабый хадис поднимается на уровень «хасан лигойрихи».

 

Хатм — (хатмул Куръан — досл. «завершение Куръана») чтение Куръана от начала до конца согласно таджвиду.

 

Хатмус суфи — На основе вышеприведенных преданий чтение Аятул Курси и произнесение всех тасбихов после намаза  вместе еще называется и хатмус суфи. Ибо относительно других именно суфии обращают исполнению этого деяния больше внимания. В порядке прочтения Аятул Курси здесь — до или после тасбихов — нет никакой разницы. Улемы утверждают, что произнесение тасбихов вместе с чтением Аятул Курси делает их пользу еще больше. Ибо Аятул Курси есть величайший аят Священного Куръана. Совершение такого хатма и у нас представляет собой одно из внедрившихся традиций.

 

Хафиз — (досл. «хранитель», «помнящий наизусть») - помнящий наизусть все суры Куръана или помнящий наизусть огромное количество хадисов.

 

Хафиз —  досл. «хранитель», «помнящий наизусть»; помнящий наизусть все суры Куръана кари (также называется помнящий наизусть огромное количество хадисов ученый-мухаддис).

 

Хидая — наставление на правильный путь — по словарю означает: «напутствовать любезно, с благоволением, в правильном направлении». По мнению улемов, существует несколько степеней хидаи — наставления на путь истины: наставление инстинктов, разума, органов восприятия и религиозная хидая. (детально: 1. Наставление (хидая) чувств, сотворенных Аллахом вместе с человеком. Это врожденные инстинкты — младенец умеет сосать грудь матери, закрывать глаза при возникновении опасности, плакать при чувстве голода и многое другое, хотя этому его никто не учил. Однако умения подобного рода не удовлетворяют все потребности человека, а удовлетворяют лишь часть их. 2. Наставление таких органов чувств, как отвечающих за осязание, обоняние, слух, зрение, — через них можно найти определенный «путь», но они недостаточны; они могут довести лишь до определенных границ. К примеру, глаза могут видеть только до определенного расстояния и предмет определенной величины. Иногда органы чувств могут и ошибиться. Например, всем известно, что человеку, едущему на большой скорости, красный цвет кажется зеленым. Как мы видим, хотя вторая степень преобладает над первой и является более полноценной, ее не хватит для обеспечения человека счастьем в двух мирах. Возникает вопрос: существует ли более совершенная хидая, чем эта? На этот вопрос ответ таков: да, существует более совершенная хидая, и это — наставление разума. 3. С помощью разума человек исправляет ошибки, допускаемые органами чувств. Например: на поверхности воды можно увидеть искривленное отражение чего-либо, это информация глаз, ум же подсказывает, что это — всего лишь отражение, на самом деле предмет этот имеет правильную форму. Больному вкусная пища может показаться безвкусной, однако ум подскажет, что такое восприятие — следствие болезни, на самом деле пища вкусная. И тут напрашивается вопрос: «Значит, с помощью ума можно все распознать, он может наставить на путь истины?» Многие ответят: «Да». Но мусульмане скажут: «Даже ум не способен полностью определить правильный путь, не способен на полноценную хидаю, взгляните, что происходит в мире: все, используя ум, идут разными путями, и каждый считает свой путь правильным. В целом же все поступают вопреки друг другу. И чаще всего берут для себя за образец постыдные для разума вещи. Из этого можно заключить, что только разум сам по себе не может должным образом напутствовать, наставить человека на путь счастья в обоих мирах — земном и загробном. Есть еще наставление — хидая, которая правит и умом». И это четвертая — высшая степень наставления на путь истины. 4. Божественно-религиозная хидая. Аллах, создавший человека, знает и путь, ведущий к счастью в земном и конечном мирах. Поэтому, посылая Своим рабам религиозные указания, Он направляет их на правильный путь. Последнее из Его указаний — Ислам.

 

Хиджаз (حجاز) — досл. «преграда»; Аравийская территория, включающая в себя земли Священной Мекки, Лучезарной Медины, Джидды, Таифа и других определенных краев. Эти аравийские земли представляют собой хаджз — преграду между Тухамой и Надждом, в связи с чем названы Хиджазом.

 

Хиджра — вынужденное переселение во имя Аллаха ради сохранения своей религии.

 

Хизбут тахрир — Партия «Хизбут тахрир» была образована в 1953 году Такйуддином Набахани. Представляет собой организацию, имеющую политические цели, главным образом приход к власти, для чего в качестве прикрытия использует имя Ислама. «Хизбут тахрир» в сущности не является религиозно-духовным, образовательным или воспитательным учреждением. Вся деятельность партии, как объявляет сама партия, основана на достижение политических целей, причем с использованием всех доступных способов.

 

Хитами — растение, которое используется при мытье головы и бороды. Хитами обладает противопедикулезным свойством — оно убивает насекомых в волосах и бороде. В силу такого действия этого средства, человеку в ихраме запрещалось использовать хитами при мытье волос.

 

Худжра — комната, помещение, келья.

 

Хузуъ (خضوع) — досл. «покорность», «приниженность», «подчинение», «повиновение»; Проявление своей абсолютной покорности перед Всевышним Аллахом, сознавая при этом свою ничтожность.

 

Хукм — решение, положение в шариате.

 

Хулафаи рашидин — досл. «праведные халифы», подразумеваются четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб радияллаху анхум.

 

Хулуъ — инициирование развода со стороны женщины; в случаях, когда из-за боязни не смочь соблюсти ограничений Аллаха если муж с женой продолжат жить вместе, когда уже дело дошло до того, что жена не может жить со своим мужем и сама хочет развестись, то по предоставленному женщине в Исламе праву, она настоятельно требует развода. При  этом если женщина по своему согласию вернет мужу весь махр или часть его, то на обоих супругах не будет греха. В шариате это дело называется хулуъ.

 

Хутба — проповедь.

 

Хуффаз — мн. ч. от хафиз («хранитель», «помнящий наизусть») — (1) знатоки, помнящие наизусть все суры Куръана, или, (2) как в данном случае, знатоки в области хадисоведения. помнящие наизусть огромное количество хадисов, а также обладающие знаниями в области хадисов, когда их знания превалируют над тем, что они могли бы не знать в сфере этой науки.

 

Хушуъ (خشوع) — досл. «смиренность», «спокойствие», «душевный покой», «безмятежность»,  «почтительность»; Это качество присуще как душе, так и телу. То есть, когда человек всем своим существом чувствует величие и величавость Всевышнего Аллаха и проявляет перед Ним смиренность.

 

Чарыки — (также черевики, калиги) грубая обувъ из сыромятной кожи, которую носили примущественно горцы.

 

 

 

Самое читаемое

Особенности исламской цивилизации

Каждая цивилизация имеет свои отличия...

Федерация исламских организаций...

Брюссель. – Председатель Федерации исламских...

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (2) Передается...

Истина о гадании...

О колдовстве (2) В Священном...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (4)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...