Даюс — мужчина, который не ревнует своих махрамных женщин (женщин, с которыми мужчина имеет близкое родство — мать, сестра, дочь, тетя, а также жена) к немахрамным для них мужчинам (ко всем мужчинам, за исключением отца, брата, сына, дяди и мужа женщины).
День Арафа — 9-й день месяца Зул хиджжа; день основных обрядов хаджа, когда паломники совершают вукуф (стояние) на горе Арафат.
Джабраил — (также Джибрил) — один из четырех великих ангелов, т.е. архагелов (в русской транслитерации - Гавриил).
Джабраил (также Джибрийл) — то же, что и Гавриил (архангел), только в более точной транслитерации. Один из четырех великих ангелов Аллаха, выполняющий особые поручения Всевышнего, в том числе и доставление вахий пророкам Аллаха.
Джабрийа — (также «джабарийа», «муджбира» от арабск. джабр); в отличие от взглядов кадаритов (кадарийа), джабриты — последователи учения джабрийа, считают, что Аллах является единственным подлинным действователем и посему создания, в частности человек, принуждаемы (маджбур) к своим действиям, а не выполняют их по своей воле, свободно. К «истинным» джабритам относят джахмитов.
Джариб — мера площади, равная 100 кв. касабам, или 1592 кв. м. В Фарсе был в употреблении также большой джариб, который содержал 3 2/3 обычного, или малого, джариба, т. е. 5837 и 1/8 кв. м.
Джахилийа — досл. «невежество»; доисламские времена невежества.
Джахмийа — учение джахмитов, последователей Джахма ибн Сафвана, который первым провозгласил идею о сотворенности Куръана и проповедовал безусловную предопределенность всего. Джахмиты, являясь противниками мушаббихийи — антропоморфизма, то есть отожествления некоторых сифатов Всевышнего Аллаха с качествами созданий, в то же время они признавали за Аллахом наличие только тех сифатов (качеств), которыми не наделены создания (напр.Всемогущий, Действующий, Творящий). Они считают, что человек не обладает ни способностью действовать, ни желанием, ни свободой выбора; Аллах творит в человеке действие, подобно тому, как Он творит их в природе. В последствии многократно опровергались их утверждения приверженцами мазхаба по акийде Ахлус сунна вал джамаа, а также муътазилитами.
Джахрийа — произнесение фраз вслух.
Джилбаб (также джильбаб) — мужское одеяние в виде длинной рубахи; а также женская одежда в виде покрывала; длинный халат.
Диван — досл. «канцелярия».
Джариб — мера емкости для злаков. Один джариб пшеницы равен 132 литрам, или по весу 104,448 килограммам, что равняется 4 кафизам (1 кафиз = 33 л. или 26,112 кг.). Джарибом называется также и площадь (1592 кв.м.), засеиваемая этим количеством зерна.
Джахилийа — досл. «невежество»; доисламские времена невежества.
Даюс — мужчина, который не ревнует своих махрамных женщин (женщин, с которыми мужчина имеет близкое родство — мать, сестра, дочь, тетя, а также жена) к немахрамным для них мужчинам (ко всем мужчинам, за исключением отца, брата, сына, дяди и мужа женщины).
джаннатун наъим — рай блаженства (СА)
Джахмийа — учение джахмитов, последователей Джахма ибн Сафвана, который первым провозгласил идею о сотворенности Куръана и проповедовал безусловную предопределенность всего. Джахмиты, являясь противниками мушаббихийи — антропоморфизма, то есть отожествления некоторых сифатов Всевышнего Аллаха с качествами созданий, в то же время они признавали за Аллахом наличие только тех сифатов (качеств), которыми не наделены создания (напр.Всемогущий, Действующий, Творящий). Они считают, что человек не обладает ни способностью действовать, ни желанием, ни свободой выбора; Аллах творит в человеке действие, подобно тому, как Он творит их в природе. В последствии многократно опровергались их утверждения приверженцами мазхаба по акийде Ахлус сунна вал джамаа, а также муътазилитами.
Джинн (جن ) — дословно «огражденный», то есть огражденный от человеческого зрения — существо, сотворенное из огня. Джинны, как и люди и ангелы, созданы Аллахом, они живут параллельно с людьми на земле, pождаются, умиpают и будут воскpешены для Суда за их деяния; сpеди них существуют веpующие и невеpующие.
Джихад (جهاد ) — досл. «испытывать трудности», «прилагать все свои возможные усилия»; прилагать все свои возможные усилия и старания для достижения чего-либо ради религии Аллаха.
Дираят — противоположное риваяту. В риваяте рави — пересказчик, передает то, что он слышал от другого. В дираяте искомое постигается самим человеком из контекста хадиса.
Дирхам — серебряная монета, вес которой равен весу 50 ячменных зерен с обрезанными концами, что составляет 2,975 гр серебра. 12 дирхамов эквивалентны одной укии (окии) золота.
Дни ташрика — 9-й, 10-й, 11-й, 12-й и 13-й дни месяца Зул хиджжа, когда паломники после совершения хаджа продолжают совершать жертвоприношения, посещают долину Мина и готовятся к возвращению домой.
Домла — (сокр. от домулла) — почтителъное обращение к человеку в знак уважения к его религиозным знаниям.
Дуа (دعاء) — «взывать», «просить»; молитва — прошение рабом со смиренностью своего Господа об исполнении своих пожеланий и грез.
Духа (зуха) — период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся до позднего утра — до времени, когда до зенита солнца остается час.
Заиф (также даиф) — досл. «слабый»; недостоверный хадис, который не может быть основанием для религиозного суждения.
Закáт — досл. «чистота», «рост»; дача определенной части определенного имущества определенному человеку в имущество назначенным шариатом образом ради довольства Аллаха.
Захид — тот, кто придерживается зухда. Зухд (الزهد) — воздерживаться от харама (запретного), сомнительного, а также от лишнего из каждого халал (дозволенного) и мубах (допустимого, т.е. любые разрешаемые шариатом действия, за которые не полагается награда Аллаха;) деяний и вещей. В целом, захид это тот, кто придерживается того, что сближает со Всевышним Аллахом, и оставляет то, что отдаляет от Всевышнего Аллаха.
Захирийа — от слова захир, досл. «видимый», «поверхностный», «наружный»; когда явление, что-либо вообще, рассматривается поверхностно, по внешнему облику, при этом, на суть, основу его и подлинный его смысл значения не придается. В частности шариатские тексты понимаются поверхностно, буквально.
Захиритский мазхаб - малочисленные группы людей, которые при толковании Куръана и Сунны и вынесении из них шариатских положений, избрали путь, отличающийся от пути признанных уммой улемов-муджтахидов. Основателем этого мазхаба по фикху считается Давуд ибн Али Исфахани, которому было дано прозвище «аз-Захири», от арабского захир - «поверхностный», «внешний», «видимый» (отсюда и название мазхаба — Захирийа). То есть, явления и ситуации, описанные в Куръане и Сунне, рассматриваются приверженцами этого мазхаба «внешне», буквально, и при том, на суть, основу его и подлинный его смысл не придается значения, явные аллегорические и рациональные смыслы игнорируются. В вопросах методологии фикха (усулул фикх) захиритские факихи были противниками использования иных, помимо Куръана и Сунны, масдаров, из которых выводятся положения шариата. Этот мазхаб заявил о себе в мусульманском мире в X—XIII веках, когда представители его имелись как на востоке халифата, в частности, в Хорасане), так и на западе - в Андалусии. После XV века захириты постепенно исчезли. Однако в последующем, они появились в новом обличии, целенаправленно инициируя различные разногласия и противоречия в вопросах фикха, в частности среди широких масс-приверженцев ханафитского мазхаба. Но в практике фикха, все также они остались опираться исключительно на буквальное понимание Куръана и Сунны, отрицая всякую возможность видеть в текстах скрытый смысл.
Зикр — поминание Аллаха, а также молитвенные слова поминания Аллаха.
Зиндик — (زنديق)безбожник, еретик; неверный.
Зобб (добб) — пресмыкающееся, похожее на ящерицу, которое в отличие от иных видов, является халалом для употребления, его также называют «рыбой пустыни».
Задур рахила — дорожные припасы
Зонн — предположение
Зухр — «полдень»; Намаз зухр (полуденный намаз) совершается в промежуток времени от начала поры, когда солнце начинает склоняться к закату со своего зенита (высочайшей точки) и тени предметов являясь все еще наиболее короткими, только начинают удлиняться, и до поры, когда тень каждой вещи становится длиннее ее самой в два раза, то есть вплоть до наступления времени намаза аср.
Зулм (ظلم) — досл. «ставить что-либо на другое, помимо своего, место». Слово зулм имеет множество смысловых оттенков, и оно также лексически означает «несправедливость», «гнет», «притеснение», «ущемление прав», «попрание» и т.д.; в шариатской терминологии оно обозначает злонамеренное проявление беззакония, необоснованно несправедливое действие в отношении кого-либо. Взыскание соразмерно совершенному злодеянию является наказанием. Однако когда мера наказания превышает тяжесть содеянного, это будет зулмом. Такое же обращение, то есть применение необоснованного наказания, но уже в отношении невинного, является крайним проявлением зулма. Зулм может быть совершен в отношении человека морально, физически, в отношении его имущественных прав, ограничения его свобод и т.д. Неповиновение Аллаху, игнорирование Его повелений и Его отвращений (запретов) есть тягчайшая форма зулма, в том числе и в отношении самого себя. В Исламе допущение всякой формы зулма категорически осуждается.
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Русские становятся мусульманами по зову...
Бывшая монахиня Мерседита де Вера...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...