Байтуллах — досл. «Дом Аллаха»; так называется Каъба, Заповедная Мечеть в Мекке.
Байъат — согласно словарю, слово байъат переводится как «купля-продажа». В шариате под словом байъат понимается обещание в подчинении Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это получило название байъат именно потому, что при этом человек взамен обещания о подчинении будто «выкупает» у Всевышнего Аллаха благое воздаяние — саваб. Обычно при заключении торгового договора, сделки купли-продажи стороны обмениваются рукопожатием. Также при байъате человек, совершающий байъат Пророку саллаллаху алайхи васаллам, давал свою руку, что означает заключение байъата. Как видно, здесь абсолютно не уместны понятия «присяга» или «клятва». Во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам и праведных халифов никто даже на задумывался о клятве при совершении байъата. Следовательно, часто встречающиеся русские переводы байъата как «присяга» или «клятва» являются серьезной ошибкой из-за незнания арабского языка и истории Ислама.
Батыниты — (от батын — «внутреннее», «скрытое»); общее название категории заблудших людей, относимых к шиитам, которые, в противоположность захиритам, являлись сторонниками крайне искаженного аллегорического толкования аятов Куръана. При этом батыниты обосновывали это утверждением о том, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам принес только ниспосланные Аллахом аяты, но толкования их возлагаются на имамов. К батынитам относятся такие шиитские направления, как исмаилиты, карматы, сабъиты, таълимиты, мулхидун, нусайриты и др..)
Безмазхабники — малочисленная категория заблудших людей, которые, не обладая достаточными знаниями, отрицают общепризнанные мазхабы акийды и фикха в Исламе, необоснованно обвиняют их в несоблюдении Куръана и Сунны с целью инициирования разногласий среди мусульман в интересах определенных враждебных Исламу кругов. Безмазхабники — категория так называемых мусульман, не признающих ни один из действующих и признанных в Исламе мазхабов и инициирующие разногласия среди мусульман в определенных целях.
Бидъа — нововведение, касающееся религиозного предписания, которого не было в исламском шариате во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Ваджиб (واجب ) — досл. «падать»; деяние, выполнение которого требуется как долженствование на основе твердого, но не категоричного довода шариата. Примером этого могут считаться такие деяния (поклонения), как витр и ийд (праздничные) намазы, милостыня в честь окончания Рамадана. Эти положения установлены хадисами ахáд. По своей степени ваджиб практически равносилен фарду. Однако человек, отрицающий ваджиб, становится не кафиром, а фасиком (нечестивцем).
Вакф (وقف) — слово вакф в словаре означает «останавливать», «задерживать». В шариате же вакфом называется удерживание, сохранение самого исконного имущества, в то время как прибыль от него тратится в пользу определенной категории людей ради сближения с Аллахом. Обращением в вакф чего-либо, поступающая прибыль от него увековечивается для пользователей вакфом. Само это имущество (дело) удерживается — сохраняется, а получаемая от нее прибыль (польза) является постоянной и предоставляется тем пользователям, кого учредитель (инициатор) вакфа включил в число пользователей этой прибылью (пользой). Вакфы бывают двух видов: 1) Семейный вакф — при нем совершающий вакф ставит условие, чтобы из преданного вакфу имущества (дела) получали выгоду члены его семьи, родственники. 2) Благотворительный вакф — при нем учредитель вакфа ставит условие, чтобы этим вакфом пользовалось множество людей.
Валлаху аъламу (Аллаху аъламу) — Аллах — Лучше Знающий.
Варс — это душистое желтоватое растение, произрастающее в основном в Йемене. Его также называют желтым деревом.
Васак — единица меры емкости (объема) и веса для сыпучих веществ; один васак равен 165 литрам или 130,5 кг. (здесь обозначает меру веса).
Васат — досл. «хороший», «срединный», «центр» и «справедливый»; Избранный в Исламе наиболее приемлемый, умеренный путь называется васатыйным. Срединный называется приемлемым и хорошим потому, что все что располагается с краю по причине своего нахождения с краю больше подвержено всяким воздействиям извне и вероятность искажения или порчи у них выше. Но середина не портится и сохраняется в хорошем состоянии. А причина придания слову васат — «средний» значения «справедливости» заключается в том, что «середина» располагается на одинаковом расстоянии от всех краев и не нарушает равновесия, склоняясь в какую-нибудь одну сторону.
Васваса (وسوسة) — слово васваса применяется для указания на тихий голос, оно обозначает всякую беспорядочную негласную речь; следовательно, когда что-то не утверждается в сердце и сердце не находит успокоение, и это явление повторяется вновь и вновь, это называется васвасой. В шариатской терминологии васвасой называется наущение шайтана.
Вахий (وحي) — досл. «знамение и тайное слово»; указания Всевышнего Аллаха, ниспосланные Им Своим избранным рабам относительно хидаи и знаний сверхбыстрым, скрытным и сверхестественным способом.
Вирд (вазифа, хизб) — досл. «обязательство»; Эти термины обозначают один и тот же смысл, то есть обязательства, которых человек избрал себе по собственному усмотрению с целью их постоянного выполнения с определенной периодичностью (например, ежедневно, или после каждого намаза фард). Это может быть чтение Куръана, повторение какого-нибудь зикра, совершение дополнительного намаза или поста.
Вузуъ — действие известное нам, как омовение, на арабском языке называется вузуъ. Лексически слово вузуъ обозначает «красоту» и «сияние». В шариате же словом вузуъ обозначено мытье некоторых частей тела с намерением «стать ближе к Аллаху».
Вукуф — стояние, пребывание определенное время на прилегающей к горе Арафат территории недалеко от Мекки в 9-й день Зул хиджжа, Вукуф является главным обрядом хаджа.
Газат (мн.ч. газават) — так назывались крупные военные походы, в которых принимал личное участие сам Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, возглавляя мусульманское войско.
Гийбат (غيبة) — досл. «заграждение от глаз чего-л.»; 1. По определению Джурджани: «Гийбат — это поминание всех недостатков человека в его отсутствие». По определению Мунави: «Поминание изъянов отсутствующего есть гийбат». По определению имама Навави: «Гийбат это поминание человека тем, что ему не по нраву. Такое поминание может касаться его тела, его религии, его личности, его нравов, его народа, его имущества, его родителей, его детей, его супруги, его слуги, его одежды, его действий, состояния его обличия и прочих относящихся к нему вещей. Это может произойти словом, мимикой или знаком — все равно. 3. Наиболее совершенное определение термина гийбат приводится в хадисе, переданном имамом Абу Давудом от Абу Хурайры радияллаху анху: «Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили: “О Посланник Аллаха, что такое гийбат?” Великодушный Посланник алайхиссолату вассалам сказал: “Твое поминание собрата тем, что не понраву ему”. Тогда спросили: “А если в моем собрате есть то, о чем я сказал? Что скажете на это?” На что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил: “Если сказанное тобой в нем существует, тем самым ты совершишь гийбат, но если отсутствует, то ты оклеветаешь его”».
Гусл — большое или полное омовение.
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...
Ша’би, да будет доволен им...