Аврат (عورة ) — досл. «стыд», «срам»; срамные места человеческого тела. Аврат мужчин — от пупка до колен; аврат женщин — все части тела, за исключением лица, рук до запястья, ног от кончиков пальцев до щиколоток.
Аввабин (اوابين) — намаз аввабин — дополнительный (на свое усмотрение) ибадат, совершаемый дополнительно к намазу магриб.
Аджамы — все не арабы.
Адн (عدن) — досл. «постоянное пребывание»; одно из названий рая (джанна — сад, рай). В русской транслитерации обычно используется Эдем (Джаннату Адн — сады Эдема).
Азан (أذان) — досл. «уведомление», «извещение»; оповещение о наступлении времени фард-намаза с использованием определенных фраз. Азан провозглашается муаззином («оповестителем»).
Акийда (عقيدة) — (досл. «крепкое связывание чего-либо одного с чем-либо другим») вероубеждение, вероучение; исламская акийда состоит из комплекса вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными явлениями и понятиями.
Акл — ум, разум, рассудок.
Акоид — форма мн. числа от акийда.
Алайхимассалам — форма двойственного числа, досл. «мир им обоим» — молитвенное приветствие, употребляемое в отношении всех пророков Аллаха.
Алайхиссалам — досл. «мир ему»; молитвенное приветствие, употребляемое в отношении всех пророков Аллаха.
Алайхиссалату вассалам — досл. «благословение (Аллаха) на нем и приветствие», то же, что и «саллаллаху алайхи васаллам».
Алийм (Алим) — один из сифатов Аллаха: Знающий — Знающий Все, ведающий обо всем в прошлом и будущем, начальном и конечном, явном и сокрытом.
Алим — улем, ученый, обладатель знаний.
Аллама — выдающийся ученый, обладающий обширными знаниями.
Аллах азза ва джалла — Аллах, Всемогущий Он и Великий.
Аллах субханаху ва таъала — Аллах, Пречистый Он и Всевышний.
Аллах табарака ва таъала — Аллах, Благословенный Он и Всевышний.
Аллах джалла джалалаху — Аллах, величественно Его Могущество.
Амал — деяние.
Аманат — (досл. «надежность», «верность», «безопасность», «доверенность») — вверенная кем-либо кому-либо вещь, переданная с расчетом на надежное хранение и последующее возвращение или передачу следующему лицу (лицам), перед которыми и перед Аллахом ответственен доверенное лицо; (научный аманат, материальный аманат, религиозный аманат).
Амир — (также эмир — досл. «повелитель») — повелитель, начальник.
Амирал муъминин — досл. «повелитель правоверных»; так правроверные обращались к халифам — руководителям мусульман, начиная со времен халифства Умара ибн Хаттаба радияллаху анху.
Амма баъду (اما بعد) [также Ва баъду (و بعد)] — арабы используют фразу амма баъду (ва баъду) для разделения текста и речи на две части, для перехода с одной темы на другую, с вступительного слова на основную.
Ансары (انصار) — «помощники»; мусульмане из числа коренных мединцев, всячески помогавших мухаджирам из Мекки во главе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам в вопросах жилья, пищи и других нуждах.
Арафат — о лексическом значении слова «Арафат» существует хадис, переданный от Али ибн Абу Талиба радияллаху анху, в котором говорится о том, что Всевышний Аллах отправил к Ибрахиму алайхиссалам почтенного Джабраила алайхиссалам и научил того обрядам хаджа. Когда они пришли к горе Арафат, спросил его: «Арафта?» (то есть, «Узнал ли ты?»). Потому как он и до этого приходил один раз. С тех пор она стала называться «Арафат». Ее значение — «узнавать», «опознать».
Арш — Трон Всевышнего Аллаха.
Аср — «послеполуденное время»; намаз аср (послеполуденный намаз) совершается в промежуток времени с момента, когда после полудня тень каждой вещи становится длиннее ее самой в два раза, и до поры начала заката солнца, то есть наступления времени совершения намаза магриб (вечерний намаз).
Атрибуты Судного дня: Сират — мост, который будет воздвигнут над адом и по которому предстоит пройти каждому человеку; Хавз — водоем, куда стекает река Кавсар; Мийзан — весы, на которых взвешиваются деяния; Шафаат — заступничество, главным образом заступничество Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и благочестивых рабов Алаха перед Всевышним Аллахом.
Аттахийату —(от первых слов молитвы ташаххуд «аттахияту…») то же то и ташаххуд.
Афия (афийа) — досл. «благополучие, хорошее самочувствие, жизненная сила, бодрость, спасение от бед и напастей».
Ахáд (احاد) — словарное значение этого слова — «малое количество людей (люди в меньшинстве)». В терминологии ученых так называются хадисы, количество передатчиков которых в первые три столетия хиджры не достигло уровня мутаватир. Исполнение положения, установленного хадисом ахáд, является ваджибом. Человек, не исполняющий это, становится грешником из-за игнорирования ваджиб (тарки ваджиб).
Ахзаб битва (битва ахзаб)— В виду объединения против мусульман большого количества различных ахзабов (группировок) данная битва получила название «битва Ахзаб». Так как при приготовлениях к этой битве в качестве оборонительного сооружения был выкопан вокруг Медины большой ров (хандак), это сражение также называется «битва Хандак».
Ахират — последний мир, т.е. жизнь после смерти, в особенности подразумевается исход в Судный день.
Ахлул батил — приверженцы недействительного (батил — недействительное, неправильное и ложное), то есть приверженцы заблудших течений, придерживающихся недействительных, неверных и ложных суждений.
Ахлул хава — (досл. «люди пустоты»); люди, впавшие в такое состояние, в котором они, следуя своему нафсу, ставят склонности нафса к шахвату (страсти, влечению) выше всего и идут на совершение греховных деяний в отношении Всевышнего Аллаха.
Ахлул хадис — люди хадиса, приверженцы хадиса.
Ахлул хакк — досл. «люди истины», «приверженцы истины»; люди и течение, пребывающие на правильном пути, не заблудшие, не сбившиеся с верного пути люди.
Ахлус сунна вал джамаа — досл. «Люди сунны и общины»; то есть представители основных мазхабов суннитов, которых отличает вера в законность первых четырех халифов, в достоверность хадисов и которые составляют подавляющее большинство мусульман мира.
Ахлут тахкик — (тахкик - досл. «исследование», «установление истины»); люди, проверяющие, исследующие что-либо досконально. (ср.мухаккик)
Ашаратул мубашшарун — (перс. назв. ашараи мубашшара, досл. «десятеро, которым было сделано предвещание») — подразумеваются десят сахабиев — сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, которым еще при жизни было пророчески предвещено о том, что они попадут в рай.
Ашуро (عاشوراء) — дословно «десятый»; десятое число Мухаррама (по лунному летоисчислению), день, в который на протяжении истории человечества по милости Всевышнего Аллаха происходило множество важных знаменательных событий.
Аят — составная часть Куръана с определенным началом и концом. Суры в Куръане состоят из аятов. Слово «аят» имеет несколько лексических значений: «чудо», «знак», «назидание», «удивительное дело», «доказательство», «община», «аят Куръана». Знание о каждом аяте Куръана, о начале и конце каждого аята обрел от Всевышнего Аллаха архангел Джабраил алайхиссалам. От него перенял Пророк алайхиссалам, у него — мусульмане. Самый короткий аят Куръана — «Йа Сиин», он состоит из двух букв. А самый длинный аят Куръана это так называемый аят «Долговые отношения» в суре «Бакара». В Священном Куръане слово «аят» употребляется множество раз. В одних случаях оно несет в себе все вышеназванные значения, в других — два или три из них, а в третьих — только один из них. Значения будут поняты правильно только тогда, когда эти едва уловимые оттенки будут различены.
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Бывшая монахиня Мерседита де Вера...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...