Суббота Шавваль 18 1445 | Суббота апреля 27 2024

Чрезмерность в деяниях

Приведем пример подобной чрезмерности из хадисов:
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ t قَالَ: دَخَلَ النَّبِيُّ r فَإِذَا حَبْلٌ مَمْدُودٌ بَيْنَ السَّارِيَتَيْنِ، فَقَالَ: «مَا هَذَا الْحَبْلُ؟» قَالُوا: هَذَا حَبْلٌ لِزَيْنَبَ، فَإِذَا فَتَرَتْ تَعَلَّقَتْ. فَقَالَ النَّبِيُّ r: «لَا، حُلُّوهُ، لِيُصَلِّ أَحَدُكُمْ نَشَاطَهُ، فَإِذَا فَتَرَ فَلْيَقْعُدْ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.

Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам вошел (в мечеть) и, увидев веревку, натянутую между двумя опорами, спросил:
— Что это за веревка?
(Люди) сказали:
— Это веревка Зайнаба. Она держится за нее, когда устает.
Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Уберите ее. Человек должен совершать намаз, когда он бодр. Когда же устанет, пусть садится».
Передал Бухари.

Хафиз ибн Хаджар в толковании этого хадиса сказал:
«В этом хадисе есть призыв к бережному отношению к поклонению и предостережение от чрезмерности (превышения пределов) в нем».

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ: بَيْنَمَا النَّبِيُّ r يَخْطُبُ إِذَا هُوَ بِرَجُلٍ قَائِمٍ فِي الشَّمْسِ، فَسَأَلَ عَنْهُ، فَقَالُوا: أَبُو إِسْرَائِيلَ، نَذَرَ أَنْ يَقُومَ وَلَا يَقْعُدَ وَلَا يَسْتَظِلَّ وَلَا يَتَكَلَّمَ وَيَصُومَ، فَقَالَ النَّبِيُّ r: «مُرْهُ فَلْيَتَكَلَّمْ وَلْيَسْتَظِلَّ وَلْيَقْعُدْ وَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ». رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам произносил хутбу[1] и вдруг, увидев стоящего на солнце человека, спросил о нем.
Люди сказали:
— Это — Абу Исраил, он дал себе обет стоять, не сидеть, не находиться в тени, не говорить и держать пост.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Скажите ему, пусть говорит, пусть находится в тени, пусть садится и пусть постится сполна».
Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи и Насаи.

Герой этого хадиса Абу Исраил, являющийся представителем рода Бану Амир ибн Луай племени Курайш, принял обет делать то, о чем говорится в этом хадисе. Расспросив людей, Пророк саллаллаху алайхи васаллам узнал в чем дело и огласил положение шариата по этому поводу.

В обете Абу Исраила присутствовали как смирение, так и грех — действия, выходящие за рамки предписанного шариатом. Пророк саллаллаху алайхи васаллам дал ему знать, что обет безмолвия, ненахождение в тени и отказ сидеть являются греховными делами и их следует немедленно прекратить. Но при этом он разрешил ему продолжить держать пост, который по своей сути является поклонением Всевышнему.

Чрезмерность в действиях обычно допускается одним человеком и наносит вред только ему самому. В двух вышеприведенных хадисах, как и в других свидетельствах о практической чрезмерности, говорится только о единичных личностях.

 

[1] Хутба — проповедь.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Ислам завоевывает сердца...

В Швеции, как и по...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Письмо от Наталии...

Письмо от Наталии Ассаламу алайкум...