Четверг Джумад-уль-авваль 19 1446 | Четверг ноября 21 2024

Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам еще не было категории людей, поддавшихся ‎чрезмерности в вероубеждении, однако Пророк алайхиcсалам говорил об их появлении в будущем, ‎что известно из его хадисов.‎

‎1. О хавариджитах и выходящих из религии

Передается от Абу Саъийда радияллаху анху:‎

‎«Али ибн Абу Талиб отправил Посланнику Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам из Йемена неочищенный ‎от земли золотой самородок, завернутый в ‎обработанную карзом (раствор растительного происхождения) кожу. Он разделил его на ‎четыре части между Уяйном ибн Бадром, ал-Акраъ ‎ибн Хабисом, Зайдом ал-Хайлом и Алкамой ибн ‎Улясом. Тогда один из сподвижников сказал: «Мы ‎имели больше прав на него, чем они».‎

Это дошло до Пророка саллаллаху алайхи васал‎лам и он воскликнул:‎

‎«Вы не доверяете мне?! Ведь я доверенный Того, ‎Кто на небесах! Днем и ночью мне поступает вахий с ‎Небес».‎

Тогда один мужчина с провалившимися внутрь ‎глазами, вытаращенными щеками, выпуклым лбом, ‎бородатый, лысый и с подвернутыми штанами встал и ‎сказал:‎

‎«О Посланник Аллаха! Побойся Аллаха!».‎

Он ответил: «Горе тебе! Не я ли самый достойный ‎в богобоязненности перед Аллахом?!».‎

После этого, тот человек ушел обратно.‎

Тогда Халид ибн Валид сказал:‎

‎«О Посланник Аллаха! Ударить ли его по ‎шее?».‎

Он сказал: «Нет, возможно, он совершает намаз».‎

Халид сказал: «Сколько совершающих намаз гово‎рят то, чего нет в их сердцах».‎

Он сказал: «Воистину, мне не велено ни проникать ‎и смотреть в сердца, ни вскрывать животы».‎

После этого он, смотря вслед тому человеку, ска‎зал:‎

‎«Вот из его потомства появятся такие люди. Они ‎будут много читать книгу Аллаха. Но она не пройдет ‎дальше их горла. Они будут выходить из религии, ‎словно стрела из лука. Если бы я встретил их, то унич‎тожил бы так же, как род Самуда».‎

Передал Бухари.‎

В этом хадисе приводится описание некоторых осо‎бенностей внешности, качеств и деяний категории людей, ‎которые появятся в будущем и, допуская чрезмерность, ‎будут сеять смуту среди мусульман.‎

‎«Тогда один мужчина с провалившимися внутрь ‎глазами, вытаращенными щеками, выпуклым лбом, ‎бородатый, лысый и с подвернутыми штанами встал и ‎сказал: «О Посланник Аллаха! Побойся Аллаха!»».‎

Одним из отличительных качеств этих людей будет то, ‎что они будут проявлять неуважение к предводителям му‎сульман, ученым, почитаемым людям и стремиться прини‎зить их авторитет своими лживыми претензиями.‎

Упоминаемые в этом предании лица также обвиняют ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам в несправедливости ‎и в том, что он не боится Аллаха. Обратите на это внима‎ние – какой-то никчемный негодяй обвиняет Посланника ‎Аллаха! Его последователи будут проявлять такое же от‎ношение к мусульманским ученым, являющимся наслед‎никами Пророка саллаллаху алайхи васаллам.‎

‎«Они будут много читать книгу Аллаха».‎

И это они будут делать, чтобы отличаться перед дру‎гими. Они будут делать это не искренне, не во имя Аллаха. ‎Они будут просто читать.‎

‎«Но она не пройдет дальше их горла».‎

Это не дойдет до их сердец. Они и не будут стремить‎ся осознать его (Куръан) и проникнуться им. Поэтому:‎

‎«Они будут выходить из религии, словно стрела из ‎лука».‎

Достаточно будет малейшего повода. Они быстро ‎сбреют бороды, поменяют одежду и сделают вид, словно ‎ничего и не было.‎

‎«Если бы я встретил их, то уничтожил бы так же, ‎как род Самуда».‎

Где бы они ни были, они порождают интриги и наносят ‎огромный вред мусульманам.‎

 

Передается от него же:

‎«Когда Али был в Йемене, он отправил Посланнику ‎Аллаха саллаллаху алайхи васаллам золотой саморо‎док вместе с землей. Он разделил его на четыре части ‎между: Уяйном ибн Бадром, ал-Акраъ ибн Хабисом, ‎Зайдом ал-Хайлом и Алкамой ибн Улясом. Курейши‎ты разозлились и сказали:‎

‎«Отдав старшим Нажда, он проигнорировал нас?!».‎

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва‎саллам сказал:‎

‎«Я намеренно сделал это, чтобы подружиться с ‎ними».‎

Затем один бородатый и лысый мужчина, с двумя ‎вытаращенными скулами, провалившимися во внутрь ‎глазами и выпуклым лбом пришел и сказал:‎

‎«Побойся Аллаха, о, Мухаммад!».‎

Он спросил: «Если я отступаю от веры, кто же то‎гда верует в Аллаха?! Он доверил мне живущих на ‎земле, а вы не доверяете мне?!».‎

Затем тот человек ушел обратно. Один из людей ‎спросил разрешения убить его. Тогда Посланник ‎Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:‎

‎«Вот из его потомства появятся такие люди. Они ‎будут много читать книгу Аллаха. Но она не пройдет ‎дальше их горла. Они будут убивать мусульман, но ос‎тавлять идолопоклонников. Они будут выходить из ‎религии, словно стрела из лука. Если бы я встретил ‎их, то уничтожил бы так же, как род Самуда».‎

Передали Бухари, Муслим и Термизи.‎

Это предание дополняет предыдущее и вносит некото‎рую ясность в него.‎

‎«Они будут убивать мусульман, но не идолопо‎клонников».

Если внимательно присмотреться к состоянию и исто‎рии тех, кто сеял и сеет смуту среди мусульман, то можно ‎увидеть явное подтверждение этой великой истины. Они ‎всегда нападают на мусульман. Им нет дела до остальных. ‎Иногда же, они даже сотрудничают с немусульманами.‎

 

Передается от него же:‎

‎«Мы были с Пророком саллаллаху алайхи васал‎лам. Он делил имущество. К нему пришел Зулхувай‎сира. Он был из рода Бану Тамим. Он сказал:‎

‎«О Посланник Аллаха! Будьте справедливы!».‎

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва‎саллам сказал:‎

‎«Горе тебе! Если не я поступаю справедливо, то ‎кто поступает так?! Если я не справедлив, то я безна‎дежен, я в убытке!».‎

Умар ибн Хаттаб сказал:‎

‎«О Посланник Аллаха! Позвольте мне ударить его ‎по шее!».‎

Он сказал: «Оставь его. Несомненно, у него есть ‎сообщники. Кто-то из вас считает свой намаз по срав‎нению с их намазом и свой пост по сравнению с их по‎стом худшими. Они читают Куръан, но он не проходит ‎дальше их горла. Они будут выходить из религии, ‎словно стрела из лука. Но если посмотреть на нако‎нечник стрелы, в нем нет ничего.‎

Если затем посмотреть на место, куда попадает на‎конечник стрелы, там тоже ничего нет. Если затем по‎смотреть на саму стрелу, и там ничего нет. Если затем ‎посмотреть на оперение стрелы, то там тоже ничего ‎нет. Между тем, она прошла и сквозь навоз, и сквозь ‎кровь.‎

Их знаком является черный человек, у которого на ‎одном из запястий свисает нечто похожее на сосок ‎женщины или кусочек мяса. Они выходят, когда между ‎людьми происходит раскол».‎

Передали Бухари, Муслим и Термизи.‎

Упоминаемые в этом предании раздел имущества и ‎связанные с ним события произошли после битвы Хунайн ‎в местечке Джаърона.‎

Зулхувайсара – один из известных негодяев, просла‎вившийся своей враждебностью. В хадисе упоминаются и ‎другие качества представителей смутьянов.‎

‎«Кто-то из вас считает свой намаз по сравнению с ‎их намазом и свой пост по сравнению с их постом ‎худшими».‎

Когда они совершают намаз, они так делают это, что ‎наблюдающий со стороны поражается ими. Когда они по‎стятся, они делают это так, что наблюдающий со стороны ‎в восторге от этого. Вплоть до того, что даже сподвижники ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам считали свой намаз ‎и пост по сравнению с их намазом и постом менее достой‎ными.‎

Теперь рассмотрим некоторые из перечисленных в ха‎дисах качеств этих людей:‎

‎1. Они много читают книгу Аллаха. Но она не проходит ‎дальше их горла.‎

‎2. Они выходят из религии, словно стрела вылетает из ‎лука.‎

‎3. Одним из отличительных качеств этих людей будет ‎то, что они будут проявлять неуважение к предводителям ‎мусульман, ученым, почитаемым людям и стремятся за‎нижать их авторитет своими лживыми претензиями.‎

‎4. Они будут убивать мусульман, но не тронут идоло‎поклонников.‎

‎5. Они будут говорить красиво, но поступать плохо.‎

‎6. Они будут призывать следовать Книге Аллаха, но их ‎дела будут иными.‎

Первая группа людей, воплотивших в себе данные ка‎чества, появилась во время правления халифа Али радияллаху анху для того, чтобы лучше понять это, следует ‎хоть немного рассказать о «хавариджитах».‎

Слово «хавариджиты» происходит от слова «хурудж» - ‎‎«выступать против», им были названы те, кто выступил ‎против халифа Али ибн Абу Талиба радияллаху анху. В ‎дальнейшем их идейное противостояние еще более рас‎ширилось. Они обвинили Али ибн Абу Талиба радияллаху ‎анху, в неверии из-за того, что он принял дело суда.‎

Али ибн Абу Талиб радияллаху анху, попытался пого‎ворить с ними, используя различные способы, наставлял ‎их, но пользы это не принесло.‎

Хавариджиты, воспользовавшись отсутствием почтенного ‎Али, устроили большую смуту. Пролив кровь невинных му‎сульман, они творили разбой и позволяли себе то, что Ал‎лах объявил запретным. Среди людей, которых они убили, ‎были и сподвижник Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам - Абдуллах ибн Хаббаб радияллаху анху и его бе‎ременная жена. Это произошло следующим образом.‎

Хавариджиты, разделившись на группы, ходили по се‎лам и городам, пропагандируя свои ошибочные идеи. ‎Встретив любого человека они спрашивали его:‎

‎«Разве принятие решения суда не было куфром? Со‎грешил ли Али приняв его? Разве мы должны признавать и ‎подчиняться ему, пока он не признает свою вину и не по‎кается?»‎

Тех, кто соглашался с ними, они отпускали. А тех, кто ‎возражал им, они убивали.‎

Поймав Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху, и ‎его жену, они удерживали их. Именно Абдуллах ибн Хаб‎баб первым назвал их «хавариджитами». Они спросили у ‎него некоторые хадисы Пророка саллаллаху алайхи ва‎саллам.‎

Он сказал им:‎

‎«Я слышал от своего отца, что Посланник Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам сказал: «В будущем про‎изойдет смута. В ней тот, кто сидит, будет лучше стоя‎щего, стоящий лучше идущего, идущий лучше пытаю‎щегося».‎

Они спросили у него об Али ибн Абу Талибе ‎радияллаху анху. Он сказал о нем только хорошее. Тогда ‎разозлившись, хавариджиты погнали Абдуллаха ибн ‎Хаббаба радияллаху анху и его жену.‎

Когда они шли по дороге, с дерева сорвался и упал ‎финик. Когда один из хавариджитов положил финик себе в ‎рот, другой из них обругал его, упрекнув в том, что тот ест ‎его без разрешения владельца и не купил его. Тогда тот ‎поспешно вынул финик изо рта, начал раскаиваться и про‎сить прощения.‎

Всего через несколько шагов они с наслаждением за‎резали сподвижника Посланника Аллаха саллаллаху алай‎хи васаллам Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху За‎тем они набросились на его жену. На них нисколько не по‎действовали даже крики женщины: «Я беременна! Побой‎тесь Аллаха!», они задушили её.‎

Вина этих двух великих людей заключалась в том, что ‎они сказали правду об Али ибн Абу Талибе радияллаху ан‎ху, о лучшем в то время в мире мусульманине.‎

Невольно возникает вопрос, кто же эти изверги, назы‎ваемые хавариджитами, для которых съесть один финик ‎без разрешения считается грехом, но которые тут же, не ‎задумываясь, убивают двоих великих людей: сподвижника ‎Посланника Аллаха и его беременную жену за то, что они ‎сказали правду?‎

В действительности, хавариджиты – это люди, не по‎лучившие ни образования, ни воспитания, но претендую‎щих на высочайшую степень религиозности. Не имея зна‎ний, они прикрывают свой недостаток тем, что фанатично ‎и чрезмерно следуют тому немногому, что им известно, и ‎обвиняют в недостатках других.‎

Первые хавариджиты, восставшие во времена Али ибн ‎Абу Талиба радияллаху анху, в основном, состояли из ‎степных невоспитанных бродяг и арабов с зачерствевши‎ми сердцами. В них не было и намека на мораль и культу‎ру, мягкость и сдержанность. Из-за отсутствия знаний они ‎твердо придерживались того, что им нравится. Именно эти ‎факторы превратили хавариджитов из самых рьяных сто‎ронников Али ибн Абу Талиба радияллаху анху, в его са‎мых заклятых врагов.‎

Ислам основан на умеренности и в вопросах вероуче‎ния, и в вопросах поклонения, и в вопросах поведения, а ‎также во всем остальном. Для того, чтобы узнать границы ‎этой умеренности, необходим основательный научный ‎подход. А для того, чтобы обладать этим основательным ‎научным подходом, необходимо досконально изучать все ‎исламские науки из первичных источников, от полноцен‎ных и богобоязненных ученых. Только когда все это будет ‎еще дополнено культурой, мягкостью и сдержанностью, ‎способностью правильно оценивать каждую вещь, можно ‎будет избежать уклонения вправо или влево и опасности ‎оказаться на краю пропасти.‎

Последствия чрезмерности в вероучении очень пла‎чевные – она приносит горе и беды многим людям. Наши ‎ученые утверждают, что одной из причин сегодняшних бед, ‎выпавших на долю мусульман, являются именно они – до‎пускающие чрезмерность в вероучении современные ха‎вариджиты.‎

Из книги "Васатыя - путь жизни"

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

В Болгарии проходит...

Под таким девизом проходит в...

Прочная вервь Аллаха

Мы продолжаем публиковать статьи из...

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...