Группой ученых, составивших энциклопедию «Назратун наъийм фии макарими ахлакин набиййил карим», выделены следующие негативные последствия чрезмерности («гулув»):

1. Чрезмерность отдаляет от Аллаха.

2. Чрезмерность приводит к наказанию адом.

3. Чрезмерность – причина отказа от соблюдения шариата и непостоянства в нем.

4. Чрезмерность – свидетельство слабоумия.

5. Чрезмерность – дверь к повиновению велениям сатаны.

6. Чрезмерность – свидетельство невежества.

7. Чрезмерность – свидетельство недостатка сообразительности.

8. Чрезмерность – фактор, порождающий панику.

9. Чрезмерность – фактор, доставляющий душевную боль.

10.Чрезмерность – продолжительная обиженность.

 

ВИДЫ ЧРЕЗМЕРНОСТИ

Чрезмерность в религии подразделяется на два вида.

Первый – чрезмерность в действиях.

Второй – чрезмерность в убеждениях.

Чрезмерность в действиях означает превышение рамок в практической части религии. В этом виде чрезмерности вероубеждение может не затрагиваться, то есть, не быть чрезмерным.

«Чрезмерность в убеждениях» означает превышение не в части практики, а в вопросах вероучения. Существует много примеров такой чрезмерности.

ЧРЕЗМЕРНОСТЬ В ПРАКТИКЕ

Приведем пример подобной чрезмерности из хадисов:

Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам зашел (в мечеть) и, увидев веревку, натянутую между двумя опорами, спросил:

«Что это за веревка?».

Сказали: «Это веревка Зайнаба. Она держится за нее, когда устает».

Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Уберите ее. Человек должен совершать намаз, когда он бодр. Когда же устанет, пусть сядет».

Передал Бухари.

Хафиз ибн Хаджар в толковании этого хадиса сказал:

«В этом хадисе есть призыв к бережному отношению к поклонению и предостережение от чрезмерности в нем».

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам произносил хутбу и вдруг, увидев стоящего на солнце человека, спросил о нем.

Люди сказали: «Это Абу Исраил, он дал себе обет стоять, не сидеть, не находиться в тени, не говорить и держать пост».

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Скажите ему, пусть говорит, находится в тени и постится сполна».

Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи и Насаи.

Герой этого предания Абу Исраил, являющийся представителем рода Бану Амир ибн Луай племени Курайш, принял обет делать то, о чем говорится в этом хадисе. Расспросив людей, Пророк саллаллаху алайхи васаллам узнал в чем дело и огласил положение шариата по этому поводу.

В обете Абу Исраила присутствовали как смирение, так и грех – действия, выходящие за рамки предписанного шариатом. Пророк саллаллаху алайхи васаллам дал ему знать, что обет безмолвия, ненахождение в тени и отказ сидеть являются греховными делами и их следует немедленно прекратить. Но при этом он разрешил ему продолжить держать пост, который по своей сути является поклонением Всевышнему.

Чрезмерность в практике обычно допускается одним человеком и наносит вред только ему самому. В двух вышеприведенных хадисах, как и в других свидетельствах о практической чрезмерности, говорится только о единичных личностях.

 

ЧРЕЗМЕРНОСТЬ В ВЕРОУБЕЖДЕНИИ

Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам еще не было категории людей, поддавшихся чрезмерности в вероубеждении, однако Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил об их появлении в будущем, что известно из его хадисов.

О ХАВАРИДЖИТАХ И ВЫХОДЯЩИХ ИЗ РЕЛИГИИ

Передается от Абу Саъийда радияллаху анху:

«Али ибн Абу Талиб отправил Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам из Йемена неочищенный от земли золотой самородок, завернутый в обработанную карзом  кожу. Он разделил его на четыре части между Уяйном ибн Бадром, ал-Акраъ ибн Хабисом, Зайдом ал-Хайлом и Алкамой ибн Улясом. Тогда один из его сподвижников сказал: «Мы имели больше прав на него, чем они».

Это дошло до Пророка саллаллаху алайхи васаллам и он воскликнул:

«Вы не доверяете мне?! Ведь я доверенный Того, Кто на небесах! Днем и ночью мне поступает вахий с Небес».

Тогда один мужчина с провалившимися внутрь глазами, вытаращенными щеками, выпуклым лбом, с густой бородой, лысый и с подвернутыми штанами встал и сказал:

«О Посланник Аллаха! Побойся Аллаха!».

Он ответил: «Горе тебе! Не я ли самый достойный в богобоязненности перед Аллахом?!».

После этого тот человек ушел обратно.

Тогда Халид ибн Валид сказал:

«О Посланник Аллаха! Ударить ли мне его по шее?».

Он сказал: «Нет, возможно, он совершает намаз».

Халид сказал: «Сколько совершающих намаз говорят то, чего нет в их сердцах».

Он сказал:

«Поистине, я не повелен ни проникать и смотреть в сердца, ни вскрывать животы».

После этого он, смотря вслед тому человеку, сказал:

«Из его потомства появятся такие люди. Они будут много читать Книгу Аллаха. Но она не пройдет дальше их горла. Они будут выходить из религии, словно стрела из лука. Если бы я застал их, уничтожил бы так же, как род Самуда».

Передал Бухари.

В этом хадисе приводится описание некоторых особенностей внешности, качеств и деяний категории людей, которые появятся в будущем и, допуская чрезмерность, будут сеять смуту среди мусульман.

«Тогда один мужчина с провалившимися внутрь глазами, вытаращенными щеками, выпуклым лбом, с густой бородой, лысый и с подвернутыми штанами встал и сказал: «О Посланник Аллаха! Побойся Аллаха!».

Одним из отличительных качеств этих людей будет то, что они будут проявлять неуважение к предводителям мусульман, ученым, почитаемым людям и стремиться принизить их авторитет своими лживыми претензиями.

Упоминаемые в этом предании лица также обвиняют Пророка саллаллаху алайхи васаллам в несправедливости и в том, что он не боится Аллаха.

Обратите на это внимание – какой-то никчемный негодяй обвиняет Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам!

Его последователи будут проявлять такое же отношение к мусульманским ученым, являющимся наследниками Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

«Они будут много читать книгу Аллаха».

И это они будут делать, чтобы отличаться перед другими. Они будут делать это не искренне, не во имя Аллаха. Они будут просто читать.

«Но она не пройдет дальше их горла».

Это не дойдет до их сердец. Они и не будут стремиться осознать его (Куръан) и проникнуться им. Поэтому:

«Они будут выходить из религии, словно стрела из лука».

Достаточно будет малейшего повода. Они быстро сбреют бороды, поменяют одежду и сделают вид, словно ничего и не было.

«Если бы я застал их, то уничтожил бы так же, как род Самуда».

Где бы они ни были, они порождают интриги и наносят огромный вред мусульманам.

 

Передается от него же:

«Когда Али был в Йемене, он отправил Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам золотой самородок вместе с землей. Он разделил его на четыре части между Уяйной, Акраъ, Зайдом ал-Хайлом и Алкамой. Курейшиты разозлились и сказали:

«Отдав старшим Нажда, он проигнорировал нас?!».

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Я намеренно сделал это, чтобы подружиться с ними».

Затем пришел лысый мужчина с густой бородой, с вытаращенными скулами, провалившимися внутрь глазами и выпуклым лбом и сказал:

«Побойся Аллаха, о Мухаммад!».

Он спросил:

«Если я ослушаюсь, кто же тогда повинуется Аллаху?! Он доверил мне живущих на земле, а вы не доверяете мне?!».

Затем тот человек ушел обратно. Один из людей спросил разрешения убить его. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Поистине, из его потомства появятся такие люди. Они будут много читать книгу Аллаха. Но она не пройдет дальше их горла. Они будут убивать мусульман, но оставлять идолопоклонников. Они будут выходить из религии, словно стрела из лука. Если бы я встретил их, то уничтожил бы так же, как род Самуда».

Передали Бухари, Муслим и Тирмизи.

Это предание дополняет предыдущее и вносит некоторую ясность в него.

«Они будут убивать мусульман, но оставлять идолопок­лонников».

Если внимательно присмотреться к состоянию и истории тех, кто сеял и сеет смуту среди мусульман, то можно увидеть явное подтверждение этой великой истины. Они всегда нападают на мусульман. Им нет дела до остальных. Иногда же, они даже сотрудничают с немусульманами.

Передается от него же:

«Мы были с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Он делил имущество. К нему пришел Зулхувайсира. Он был из рода Бану Тамим. Он сказал:

«О Посланник Аллаха! Будьте справедливы!».

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Горе тебе! Кто же поступит справедливо, если я не поступлю справедливо?! Если я не справедлив, то я безнадежен, я в убытке!».

Умар ибн Хаттаб сказал:

«О Посланник Аллаха! Позвольте мне ударить его по шее!».

Он сказал: «Оставь его. Несомненно, у него есть сообщники. Кто-то из вас сочтет свой намаз по сравнению с их намазом и свой пост по сравнению с их постом худшими. Они читают Куръан, но он не проходит дальше их горла. Они будут выходить из религии, словно стрела из лука. Но если посмотреть на наконечник стрелы, в нем нет ничего.

Если затем посмотреть на место, куда попадает наконечник стрелы, там тоже ничего нет. Если затем посмотреть на саму стрелу, и там ничего нет. Если затем посмотреть на оперение стрелы, то там тоже ничего нет. Между тем, она прошла и сквозь навоз, и сквозь кровь.

Их знаком является черный человек, у которого на одном из запястий свисает нечто похожее на сосок женщины или кусочек мяса. Они выходят, когда между людьми происходит раскол».

Передали Бухари, Муслим и Тирмизи.

Упоминаемые в этом предании раздел имущества и связанные с ним события произошли после битвы Хунайн в местечке Джаърона.

Зульхувайсара – один из известных негодяев, прославившийся своей враждебностью. В хадисе упоминаются и другие качества представителей смутьянов.

«Кто-то из вас сочтет свой намаз по сравнению с их намазом и свой пост по сравнению с их постом худшими».

Когда они совершают намаз, они так делают это, что наблюдающий со стороны поражается ими. Когда они постятся, они делают это так, что наблюдающий со стороны в восторге от этого. Вплоть до того, что даже сподвижники Пророка саллаллаху алайхи васаллам считали свой намаз и пост по сравнению с их намазом и постом менее достойными.

Теперь рассмотрим некоторые из перечисленных в хадисах качества этих людей:

1. Они много читают книгу Аллаха. Но она не проходит дальше их горла.

2. Они выходят из религии, словно стрела вылетает из лука.

3. Одним из отличительных качеств этих людей будет то, что они будут проявлять неуважение к предводителям мусульман, ученым, почитаемым людям и стремиться принизить их авторитет своими лживыми претензиями.

4. Они будут убивать мусульман, но не трогать идолопоклонников.

5. Они будут красиво говорить, но плохо поступать.

6. Они будут призывать следовать Книге Аллаха, но их дела будут иными.

Первая группа людей, воплотивших в себе данные качества, появилась во время правления халифа Али радияллаху анху. Для того, чтобы лучше понять это, следует хоть немного рассказать о «хавариджитах».

Слово «хавариджиты» происходит от слова «хурудж» – «выступать против», им были названы те, кто выступил против халифа Али ибн Абу Талиба радияллаху анху. В дальнейшем их идейное противостояние еще более расширилось. Они обвинили Али ибн Абу Талиба радияллаху анху в неверии из-за того, что он принял дело суда.

Али ибн Абу Талиб радияллаху анху попытался поговорить с ними, используя различные способы, наставлял их, но пользы это не принесло.

Хавариджиты, воспользовавшись выездом хазрата Али, устроили большую смуту. Пролив кровь невинных мусульман, они творили разбой и позволяли себе то, что Аллах объявил запретным. Среди людей, которых они убили, были и сподвижник Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Абдуллах ибн Хаббаб радияллаху анху и его беременная жена. Это произошло следующим образом.

Хавариджиты, разделившись на группы, ходили по селам и городам, пропагандируя свои ошибочные идеи. Встретив любого человека, они спрашивали его:

«Разве принятие решения суда не было куфром? Согрешил ли Али приняв его? Разве мы должны признавать и подчиняться ему, пока он не признает свою вину и не покается?».

Тех, кто соглашался с ними, они отпускали. А тех, кто возражал им, они убивали.

Поймав Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху и его жену, они удерживали их. Именно Абдуллах ибн Хаббаб первым назвал их «хавариджитами». Они спросили у него некоторые хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

Он сказал им:

«Я слышал от своего отца, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «В будущем произойдет смута. В ней сидящий будет лучше стоящего, стоящий – лучше идущего, идущий – лучше устремляющегося (к ней)».

Они спросили у него об Али ибн Абу Талибе радияллаху анху. Он сказал о нем только хорошее. Хавариджиты разозлились и погнали Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху и его жену.

Когда они шли по дороге, с дерева сорвался и упал финик. Когда один из хавариджитов положил финик себе в рот, другой из них обругал его, упрекнув в том, что тот ест его без разрешения владельца, и не купил его. Тогда тот поспешно вынул финик изо рта, начал раскаиваться и просить прощения.

Всего через несколько шагов они с наслаждением зарезали сподвижника Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху. Затем они набросились на его жену. На них нисколько не подействовали даже крики женщины: «Я беременна! Побойтесь Аллаха!», они задушили ее.

Вина этих двух великих людей заключалась в том, что они сказали правду об Али ибн Абу Талибе радияллаху анху, о лучшем в то время в мире мусульманине.

Невольно возникает вопрос, кто же эти изверги, называемые хавариджитами, для которых съесть один финик без разрешения считается грехом, но которые тут же, не задумываясь, убивают двоих великих людей: сподвижника Посланника Аллаха и его беременную жену за то, что они сказали правду?

В действительности, хавариджиты – это люди, не получившие ни образования, ни воспитания, но претендующие на высочайшую степень религиозности. Не имея знаний, они прикрывают свой недостаток тем, что фанатично и чрезмерно следуют тому немногому, что им известно, и обвиняют в недостатках других.

Первые хавариджиты, восставшие во времена Али ибн Абу Талиба радияллаху анху, в основном состояли из степных невоспитанных бродяг и арабов с зачерствевшими сердцами. В них не было и намека на мораль и культуру, мягкость и сдержанность. Из-за отсутствия знаний они твердо придерживались того, что им нравится. Именно эти факторы превратили хавариджитов из самых рьяных сторонников Али ибн Абу Талиба радияллаху анху в его самых заклятых врагов.

Ислам основан на умеренности и в вопросах вероучения, и в вопросах поклонения, и в вопросах поведения, а также во всем остальном. Для того, чтобы узнать границы этой умеренности, необходим основательный научный подход. А для того, чтобы обладать этим основательным научным подходом, необходимо досконально изучать все исламские науки из первичных источников, от полноценных и богобоязненных ученых. Только когда все это будет еще дополнено культурой, мягкостью и сдержанностью, способностью правильно оценивать каждую вещь, можно будет избежать уклонения вправо или влево и опасности оказаться на краю пропасти.

Последствия чрезмерности в вероучении очень плачевные – она приносит горе и беды многим людям. Наши ученые утверждают, что одной из причин сегодняшних бед, выпавших на долю мусульман, являются именно они – допускающие чрезмерность в вероучении современные хавариджиты.

 

ПРИЧИНЫ ЧРЕЗМЕРНОСТИ

Существует целый ряд причин выхода за границы дозволенного и впадения в крайности.

1. Алчность.

Алчность или корыстолюбие являются весьма распространенными качествами человека. Точно так же человеку присуща и спешка в достижении желаемого.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Исра» сказал:

«…ведь человек – торопливый» (аят 11).

Человек спешит быстрее достичь своих высоких целей, в том числе, и довольства Аллаха. Он ищет кратчайший путь достижения этой цели. Ему кажется, что спокойный, основательный путь к цели неэффективен. Торопливый человек пытается дойти до цели раньше тех, кто идет к ней правильным путем. Из-за этой ошибки, он посвоему начинает делать больше, чем то предписано в религии. Он стремится следовать религиозным требованиям жестче, чем это определено шариатом. Это и есть превышение границ в религии и допущение чрезмерности.

Если такое заблуждение покажется человеку успешным для него, понравится ему, дело принимает куда более худший оборот: ошибка превращается в учение, человек начинает призывать к этому и других, а тех, кто не последует за ним, он обвиняет в заблуждениях. В результате ряды чрезмерных усердствующих в религии, фанатиков, пополняются.

2. Греховность.

Иногда причиной чрезмерности служат грехи. Иногда грешник, который ранее без зазрения совести совершал всевозможные грехи, берется за ум, находит верный путь и начинает раскаиваться за прошлые дела. Естественно, он начинает искать способы быстрее смыть эти грехи. Однако непонимание и спешка приводят его к новым ошибкам.

Чтобы быстрее смыть свои грехи, он начинает усердствовать больше других и возлагать на себя чрезмерно жесткие обязанности. Это постепенно раздувает в нем гордыню, начинает нравиться его нафсу, и он приступает к осуществлению последнего, что ему приходится по душе.

Как-то один из моих посетителей задал мне очень серьезный вопрос.

«Некоторые наши братья говорят, что сейчас хиджра (выезд за пределы страны проживания) является обязательным (фард), что без этого нельзя. Как нам это воспринимать?».

Я ответил: «Что же вы не спросили их, почему они сами не совершают хиджру, если это фард?».

Он сказал: «Мне не пришло это в голову. Но тот человек, кто это говорил, твердо стоит на этом и утверждает, что это нужно сделать».

Я сказал: «Хиджра не является фардом, если есть возможность совершать основные фарды (фард аъйн). Такие разговоры ведут те, кто раньше совершал, что хотел, а теперь пытается прикрыть свои недостатки. Они думают, что таким способом уменьшат свои грехи. Теперь вы поняли, не обращайте внимания на подобные утверждения».

«Действительно, тот человек раньше занимался всевозможными порочными делами. Теперь я понял, в чем секрет», – сказал посетитель, усмехнувшись.

Сегодня очень много таких людей, впавших в крайность в вопросах религии. Нужно быть весьма осторожными с ними.

 

ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧРЕЗМЕРНОСТИ СЕГОДНЯ

Ученые всесторонне изучили проявление чрезмерности в вероучении в нынешнее время, в том числе, и причины ее возникновения. Из всех причин чрезмерности в вероучении в современном мире они уделяют особое внимание следующим:

1. Осуждение власти.

Одним из основных факторов, обусловливающих появление чрезмерности в вероучении в наше время, является вопрос отношения к власти. Специалисты особо подчеркивают, что с этим связаны основные претензии тех, кто допускает чрезмерность.

Советник Салим Бахнасави в своей книге «Ал-хукму ва казияту такфирил муслим» пишет, что причиной выступления одного из допускающих чрезмерность людей против правителя стало то, что тот, якобы поставив себя на место Аллаха, заставляет людей поклоняться ему.

2. Отсутствие знаний.

Отсутствие знаний считается основным недостатком людей, допускающих чрезмерность. Но главной бедой является то, что они еще и не признают свою безграмотность – к огромному сожалению, они считают себя величайшими мудрецами современности. В действительности же, они не имеют и нормального начального религиозного образования.

Если по отдельности изучить биографии каждого из известных сегодня людей, страдающих чрезмерностью, среди них однозначно нет ни одного, кто бы как следует изучил шариатские науки.

29 джумадул аввал 1426 года по Хиджре (6 июля 2005 года) вместе с первым заместителем министра по делам Ислама и вакуфов Кувейта доктором Адилем Абдуллахом ал-Фалахом мне довелось участвовать в одночасовой беседе на телевидении Королевства Иордании. В ходе этой беседы господин Фалах рассказал о том, что одной из научно-исследовательских организаций Египта были изучены данные трех тысяч религиозных радикалов в этой стране, и оказалось, что ни один из них не является специалистом в области шариата.

Ученые, глубоко изучившие эту проблематику, отмечают, что отсутствие знаний у таких людей проявляется в следующих вопросах:

1. Незнание Куръана.

2. Незнание Сунны.

3. Незнание целей шариата.

4. Незнание методов выведения аргументов и зак­лючений.

5. Незнание высказываний и трудов ученых.

6. Незнание арабского языка и его особенностей.

7. Незнание истории.

8. Незнание действительности.

9. Незнание людей и порядка вещей.

У тех, кто впадает в чрезмерность в религии, также есть ошибки в методологии:

10. Привязанность к буквальным значениям в понимании текстов.

11. Отсутствие универсального подхода.

12. Ошибки в толковании.

13. Выведение заключения непосредственно из самого текста.

14. Увлечение ошибочными вещами.

15. Изучение аргументов не в совокупности.

16. Недостаток искренности.

17. Претендование на право быть муджтахидом.

Точно так же, как появление любой проблемы не бывает вызвано только одной причиной, для всех нас абсолютно очевидно, что и проблема чрезмерности не стала следствием лишь одной или двух причин. Несомненно, наряду с теми причинами, о которых мы говорили выше, присутствуют и психологические, социальные, экономические, местные, международные и иные факторы. Поскольку нашей задачей является рассмотрение религиозного вопроса, мы ограничились упоминанием некоторых религиозных причин.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗМЕРНОСТИ В ВЕРЕ

Последствия чрезмерности в вероучении очень плачевны как для того, кто ее допускает, так и для тех, кто с ними сталкивается в жизни. Поскольку, как показывает практика, последствия каждого дела, основанного на неверном учении, не бывают добрыми. Этим объясняется и нынешнее трудное положение мусульман. По вине тех, кто впал в крайность, сегодня практически все мусульманские страны терпят людские и имущественные потери, снижается их авторитет. Эта болезнь не обошла и немусульман.

В результате деятельности фанатиков, которые по-своему «подчинились требованиям религии», весь мир заполнился духом враждебности по отношению именно к нашей религии. Даже некоторые называющие себя мусульманами люди не стесняются говорить об Исламе самые подлые слова.

Главной причиной этой и других бед является чрезмерность. Поэтому нам крайне необходимо владеть достаточной информацией о вопросах, поднимаемых теми, кто допускает чрезмерность, их последствиях и путях их устранения.

Во-первых, мы считаем своей обязанностью, по мере своих сил, довести до желающих информацию об этих проблемах, поскольку это очень важно. Во-вторых, мы не стали говорить о проблемах, которых у нас нет, для того, чтобы не «разбудить спящую змею» (не провоцировать их проявление).

Из книги «Васатыя - путь жизни»