Воскресенье Шавваль 19 1445 | Воскресенье апреля 28 2024

Разряды положений, установленных хадисами

Деяния Пророка саллаллаху алайхи васаллам, отражающие положения Священного Куръана, имеют ту же степень, что и сами эти куръанические положения.

Если же эти деяния не отражают положения Куръана, а имеют место независимо от них, то для определения степени их обязательности (фард, ваджиб, мандуб или мубах) необходимо прибегнуть к специальным правилам. Эти правила действуют и в отношении других, помимо хадисов, шариатских доводов. Но поскольку мы рассматриваем вопросы, связанные с хадисами, полагаем, что здесь, как название источника шариата, можно использовать слово «хадис».

Фард — деяние, выполнения которого шариат требует решительным, безусловным образом, и на основе не подлежащих сомнению категоричных доводов.

Примером установленного хадисом xe "ôàðä"фард-деяния является кираат[1] Куръана в намазе. Установленное таким образом положение подлежит обязательному исполнению. Тот, кто его выполняет, удостаивается величайших наград (саваб)[2], а кто не исполняет — подвергнется наказанию в обоих мирах. Тот, кто отрицает это требование, становится неверным (xe "êàôèðîì"кафиром).

Ваджиб — деяние, выполнения которого шариат требует решительным образом, но на основе не столь категоричных доводов.

 

Примером тому являются такие деяния, как витр и намазы ийд (праздничные), садакатул фитр (милостыня в честь окончания Рамадана).

Положения о такой категории деяний установлены хадисами ахàд. По своей степени обязательности xe "âàäæèá"xe "âàäæèá"ваджиб практически равносилен фарду. Однако человек, отрицающий xe "âàäæèá"xe "âàäæèá"ваджиб, становится не xe "êàôèðîì"кафиром, а xe "ôàñèêîì"фасиком (нечестивцем).

Сунна или xe "ìàíäóá"мандуб — деяние, выполнения которого шариат требует не категоричным образом.

Тот, кто соблюдает положения данной категории, будет вознагражден, не следующий им не наказывается. Однако ему могут быть выказаны укор и осуждение со стороны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Ученые ханафитского мазхаба разделяют сунну на три уровня:

Кур­си — досл. «опора», «место», «сиденье»; обычно слово курси несет в себе значение «власти», «владычества». Относительно Аллаха, как отмечают некоторые улемы, это слово можно понимать как «владычество Аллаха». В суре «Бакара» сказано: «Объяло Его Курси небеса и землю» (аят 255). Мнения улемов о Курси разнятся. Некоторые улемы считали, что Курси — это знание. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху в толковании этого аята говорил: «Лексически курси означает “два шага”. А размеров Арша[3] не знает никто, кроме Аллаха». Исходя из этого и других схожих преданий, улемы исламской акийды сделали вывод, что Курси — нечто иное, чем Арш. В хадисе, переданном Ибн Джариром Табари от Абу Зарра радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «По сравнению с Аршем Курси подобно железному кольцу, брошенному на просторную землю». Большинство улемов прошлого отмечали:

«Курси — это нечто ступенчатообразное, которое ставится возле Арша».

Основываясь на вышесказанном, ученые, специализирующиеся в исламском вероучении, говорят: «Мы веруем в существование Арша и Курси Аллаха. Оба они совершенно отличаются от трона и курси людей, а их размеры, свойства и качества известны только Всевышнему Аллаху. У нас нет необходимости обладать знаниями об этом. Если бы была такая необходимость, Аллах Сам бы изложил нам».

а) Суннату муаккада (сунна-муаккада), то есть подчеркнутая, утвердившаяся сунна[4].

Например, совершение xe "íàìàçà"намаза в составе общины (джамаъата). По важности сунна-муаккада следует после деяний ваджиб.

б) Суннату машруъа. К этому уровню сунны относятся такие деяния, как пост по понедельникам и четвергам.

в) Суннату заида. То есть следование примеру Пророка саллаллаху алайхи васаллам в таких делах, как прием пищи, движения телом (как он ходил, садился, вставал и т.п.), сон и др.

Харам — действие, от которого шариат отвращает решительным образом, и на основе не подлежащих сомнению, категоричных доводов. К ним относятся такие действия, как убийство человека, употребление спиртного, прелюбодеяние, воровство и др. Совершать запретные (харамные) действия недопустимо. Того, кто их совершит, постигнет печальный исход. Отрицающий харамность того, что шариатом определено как xe "õàðàì"харам, становится xe "êàôèðîì"неверным.

Макруху тахрими — неодобряемое действие, приближенное к хараму, несовершение которого требуется шариатом решительным образом, но положение об этом установилось на основе некатегоричных доводов.

Например, положением этого уровня запрещены (предписаны харамными) такие деяния, как вмешательство третьего покупателя в процесс заключения торговой сделки, тогда как первый покупатель ведет торг, сватовство к женщине в то время, когда к ней сватаются другие, ношение мужчинами одежды из шелка и украшений из золота и т.п.

Шариат отвращает от таких действий решительным образом, но эти требования установлены хадисами ахàд. Поэтому они определены не как харамные, а как макруху тахрими. Это практически равносильно хараму. Разница лишь в том, что отрицающий такое положение не становится неверным (xe "êàôèðîì"кафиром).

Макруху танзихи — действия, несовершение которых требуется шариатом не категоричным образом и без угроз относительно последствий. К подобным относится отвращение от совершения xe "îìîâåíèÿ"омовения водой, к которой притрагивались кошки и хищные птицы. Тот, кто избегает этого, получит воздаяние, заслужит похвалу, а кто поступит вопреки этому, тот не порицается и не наказывается.

Мубах — действия, выбор совершения или несовершения которых предоставлен шариатом самому человеку. К мубах-деяниям относятся все действия, имеющие отношение к биологическим потребностям человека (например, еда, питье, сон и т.п.). Все, что не превышает установленные шариатом границы в этих вопросах, считается мубахом. Совершение и несовершение этих действий одинаково — не является грехом и не вознаграждается (не является савабом).

Таким образом, положения, устанавливаемые хадисами, подразделяются на фард, ваджиб, суннату муаккада, суннату машруъа, суннату заида, харам, макруху тахрими, макруху танзихи и мубах.

Однако человек, который просто читает и изучает хадисы, не может самостоятельно их различить. Это под силу только ученым, которые посвятили науке всю свою жизнь и достигли высоких уровней. Они всесторонне и досконально изучили все шариатские доводы-аргументы, в частности, благородные хадисы. Учитывая, что не все способны овладеть научными знаниями на их уровне, они оставили после себя обширные труды с результатами проделанного ими упорного и плодотворного труда.

К примеру, они постановили, что кираат Куръана в намазе является фардом. Это выдумки факихов, а не категоричное положение шариата, установленное хадисом мутаватир от Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

Не исключено, что для определения этого положения факихи проделали немалую работу в течение многих лет. Вероятно, они неоднократно всесторонне изучали все аяты и хадисы. Возможно, они приложили немало усилий для выяснения того, что хадисы о кираате Куръана в намазе относятся к категории мутаватир.

Если бы они обстоятельно описывали каждые свои научные изыскания и в конце объявили бы заключение о том, что кираат Куръана в намазе является фардом, то нам пришлось бы прочитать немало книг, чтобы узнать об этом. А это под силу не каждому. Ведь для многих затруднительно прочитать даже само предложение «Кираат Куръана в намазе является фардом», не говоря уже об изучении нескольких книг! То же самое можно сказать и о других положениях.

Одной из главных причин большинства сегодняшних недоразумений, неурядиц, всяких разногласий и конфликтов является недопонимание этих истин. Иногда мы спорим и ссоримся, доходим до того, что выносим фатвы, объявляя друг друга кафирами даже по поводу положений xe "ìóáàõ"xe "ìóáàõ"мубах, которые равным образом можно исполнять или не исполнять. В то же время мы не обращаем внимания на выполнение деяний, являющихся фардом, ваджибом или суннату муаккада. Порой же, прочитав мансух (отмененный) хадис, мы морочим всем головы, говоря: «Почему вы не соблюдаете его?».

Бывают случаи, когда «хадисом Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам» называют слова, не являющиеся таковыми. В большинстве же случаев преувеличиваются значения слабых хадисов. В этом плане особую осторожность должны проявлять те, кто выступает с речами и наставлениями, преподает, пишет статьи и книги.

Сегодня существует немало причин для разногласий, возбуждаемых некоторыми людьми вокруг пречистой сунны. Об этом мы пытались отчасти сказать и на предыдущих страницах. В дополнение к сказанному следует отметить, что одной из главных причин возникновения этих разногласий является низкий уровень знаний тех, кто вмешивается в подобные дела.

Также следует отметить, что еще одним фактором возникновения и распространения подобной ситуации является отсутствие последовательного научно-религиозного воспитания.

Повсюду, где это возможно, мы неустанно твердим, что каждый мусульманин должен жить в соответствии с требованиями Куръана и сунны. Отрадно, что мы не устаем повторять, что счастья в обоих мирах можно достичь только следуя этим двум руководствам в полном объеме!

Наряду с этим прилагается немало усилий для укоренения в сознании людей той мысли, что для каждого мусульманина не может быть лучшего примера для подражания, чем Пророк саллаллаху алайхи васаллам, а следование его примеру возможно только при полном соблюдении требований сунны. И это тоже хорошо. Необходимо совершенствовать и дальше это крайне нужное и полезное дело. Однако вместе с этим также необходимо подробно разъяснять, что представляет собой xe "ñóííà"сунна, как нужно следовать ей, как брать пример с Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и многое другое.

К сожалению, помимо призывов к соблюдению сунны, сейчас у нас пока не хватает ни знаний, ни возможностей для достаточного разъяснения всех необходимых вопросов. В результате возникают различные неприятности, которые мы наблюдаем сегодня.

Безусловно, человек, постоянно слышащий призывы о необходимости соблюдения требований сунны, приступает к их изучению. И тогда начинают возникать различные вопросы, недопонимание. Не очень-то легко найти и достаточно компетентных людей, чтобы получить ответы на вопросы и разрешить недоразумения. Некоторые, сталкиваясь с подобными преградами, останавливаются в недоумении. Другие же поступают по-своему, стараясь обойти эти преграды. В конце концов это приводит к различным неурядицам, конфликтам, взаимным обвинениям и другим неприятным последствиям.

Самым правильным действием для предупреждения таких неприглядных ситуаций является обретение достаточных научных знаний. Поэтому очень важно уделять этому фактору особое внимание. Мы очень надеемся на помощь xe "Âñåâûøíåãî"Всевышнего Аллаха в том, чтобы наши усилия стали первым добрым шагом в этом благом деле.

 



[1] Кираат — досл. «чтение», «произнесение вслух»; чтение аятов Куръана согласно правилам таджвида. То же, что и тилават, однако, в отличие от кирааттилават применяется исключительно относительно Священного Куръана, тогда как кираат может применяться и в отношении других текстов.

 

[2] Саваб — награда, благое воздаяние за благие деяния, совершенные ради довольства Аллаха.

 

[3] Арш — Трон Всевышнего Аллаха.

 

[4] Сунна-муаккада — наиболее выполнимая степень деяний из категории сунна — категория деяний, которые Пророк саллаллаху алайхи васаллам выполнял неукоснительно.

 

 

 

Самое читаемое

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Мудрость ниспослания Куръана...

Как мы уже говорили ранее,...

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...