Среда Шавваль 22 1445 | Среда мая 01 2024

 

Результаты научных исследований в области религии показывают, что религиозность как общечеловеческое качество в равной мере присуща и нашим древним предкам и нынешним поколениям.

Ни один народ до сих пор не существовал без религии. Мы уже отмечали: такие понятия, как Бог, вера заложены в самой природе человека, и они даны ему внешней сверхъестественной силой, Создателем, Богом, Аллахом.

Один из крупнейших ученых, поддерживающих и развивающих эту идею, шотландец Эндрю Лэнг (Andrew Lang, 1844–1912) отмечал:

«Каждый человек живет с мыслью о том, что все сущее в мире имеет первопричину. Этого уже достаточно для того, чтобы быть верующим. Ибо коль скоро существует мир, есть у него и Творец. Каждый непременно придет к выводу о существовании Творца тех вещей, которых он, человек, не умеет создавать.

Недаром в жизни всех поколений человечества существуют такие понятия, как отец, хозяин, господин.

При первобытнообщинном строе первичное религиозное убеждение было в первозданно чистом виде. Впоследствии оно обросло и перемешалось с легендами».

Теория происхождения религии Эндрю Лэнга долгое время оставалась непризнанной. Ее правильность получила подтверждение лишь после того, как был разработан метод исторической антропологии. Специалист в этой области, знаток этнографии индоевропейцев профессор Венского университета Леопольд фон Шредер обосновал наличие у этой древнейшей расы идеи о высшем Божестве. Как определил фон Шредер, религия у них зиждилась на трех основах: преклонение перед природой; поклонение духам покойных предков; преклонение перед старшим Творцом, Богом добра. Но этот ученый не изложил, какая из этих трех основ самая древняя.

Тот же культ старшего Бога, Творца всего сущего и всемогущего распределителя судеб, подтверждается, например, исследованиями обычаев древних индейцев Калифорнии доктора Кребера (Kroeber, Alfred Louis, 1876–1960).

Естественность веры, ее древнейшее происхождение и возрождение у каждого нового поколения отмечается многими учеными.

Доктор Поль Кларенс, в частности, проницательно замечает: «Человек постоянно ощущает наличие более сильного, чем у себя, ума, более высокого, чем собственное, мастерства. Это и приводит к вере в Бога».

Конечно, нельзя не признать, что Бог – всегда есть и будет Тайной, Он и дела Его сокрыты от наших глаз. Человеку нелегко обосновать существование Аллаха при помощи одних только материальных аргументов. Вот почему для укрепления веры, наряду с вещественными, должны быть и духовные свидетельства. Иначе говоря, мы достигнем полной веры только в том случае, если к своей просвещенности в материальных сторонах этого бескрайнего мира прибавим еще свои чувственные, сокровенные ощущения и состояния, любовь, а также присущие истинному человеку лучшие, высокие духовно-нравственные качества.

В точности, скрупулезно определить все причины веры миллионов и миллионов разумных людей в Творца, разумеется, невозможно, да и вряд ли вообще нужно. Это ведь тоже одна из Его тайн. Но вера сама по себе уже есть сильнейшее доказательство существования Аллаха. И такая истина тоже выражена в Куръане.

В частности, в суре «Рум» указывается:

«Обрати же свой лик к религии ханифом. (Это) – врожденное свойство, с которым Аллаха сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это – безупречная религия, но большинство людей не знают! – будучи возвращающимися к Нему. И остерегайтесь Его, и безупречно совершайте намаз, и не будьте из многобожников» (аяты 30, 31).

Итак, Куръан подчеркивает, что религия присутствует в самой сути человека, он рождается предрасположенным к вере в Творца всего мира и в единство Создателя. Оказываясь наедине с самим собой, человек всегда задумывается о существе и смысле жизни и неминуемо приходит к этому. Однако многие люди, к сожалению, не задумываются о собственной природе, в том числе недопонимают, что религиозность также заложена в них. К осознанию такой особенности приходят только те, кто глубоко мыслит, живет напряженной внутренней жизнью. И эту великую способность нам тоже дал Бог, а необходимость ее провозглашает Куръан.

Передается от Абу Хурайры:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Каждый рожденный рождается с чистой природой, а родители делают его иудеем, или христианином или огнепоклонником...».

Передали Бухари и Муслим.

Известно, что в самые трудные моменты своей жизни каждый, вольно или невольно, обращается за помощью к Богу. Хотя бы это уже является доказательством религиозной составляющей в природе человека. Упоминавшийся ученый Моррисон писал: «С первых дней своей истории по сегодняшний день человек ищет личность, которая была бы сильнее и выше его самого, что тоже является подтверждением присущей человеческой природе религиозности. Эту истину подчеркивает и наука».

То есть, опять-таки, обращение к Богу естественно; на сей счет Куръан дает множество аятов.

«И когда коснулось людей зло, молились своему Господу, будучи возвращающимися к Нему. Потом, когда Он дал им вкусить милосердия от Себя, вот часть из них своему Господу придают сотоварищей», – говорится в суре «Румы» (аят 33).

А в суре «Лукман» сказано:

«И когда накроет их волна, как тени (гора), молятся Аллаху, будучи искренними в Его религии…» (аят 32).

Как видно, научные исследования нашего века, посвященные изучению религий, доказали теорию Куръана. Чувство веры в Аллаха, Творца свойственно человеческой натуре с самого начала. Уже это является доказательством того, что Куръан является словом Аллаха.

 

 

 

 

Самое читаемое

Ислам завоевывает сердца...

В Швеции, как и по...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Письмо от Наталии...

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...

Соболезнование от Наталии

Мы получили письмо от ученицы...

Письмо от Наталии...

Письмо от Наталии Ассаламу алайкум...

Мудрость ниспослания Куръана...

Как мы уже говорили ранее,...