Воскресенье Зуль-каада 26 1443 | Воскресенье июня 26 2022

Аллах субханаху ва таъала сказал:
«А кто желает религию кроме Ислама, то никогда не принимается от него, и он в За-гробной жизни – из потерпевших убыток» (Áли Имран, 85).


Пояснение: Приводя в начале главы этот священный аят, автор напоминает о том, что ниспослание Аллахом субханаху ва таъала в качестве религии только Ислама – это истина, о которой сказано в Куръане. До Ислама Аллах субханаху ва таъала направлял религии, рас-считанные на определенное время и на конкретный народ и постепенно воспитывал челове-чество и готовил его к восприятию высшей истины. По мере того, как каждый из шариатов для конкретных обстоятельств, народа и региона исчерпывал себя, Аллах субханаху ва таъа-ла заменял его на более совершенный.
В конце концов человечество достигло своей духовной зрелости. Теперь временные и ог-раниченные шариаты перестали отвечать новым требованиям, и достигшему зрелости чело-вечеству нужна была совершенная религия. Эта религия должна была отвечать всем требо-ваниям человечества, постоянно удовлетворять его нуждам. Тогда Аллах субханаху ва таъа-ла и направил Ислам в качестве религии, отвечающей всем этим требованиям вплоть до Судного дня.
К тому времени предшествующие шариаты практически исчезли. Только христианство как предшествовавшая Исламу религия имела свое влияние. Однако и эта религия после Ий-са алайхиссалам претерпела существенные изменения. С ниспосланием Ислама нормы этой религии перестали быть действующими для мусульман.
Этим аятом Аллах субханаху ва таъала объявил о том, что Он не принимает, кроме Исла-ма, никакую другую религию, поскольку от единственного Аллаха субханаху ва таъала, в одном месте и одному Его созданию – человеку Им не может быть дано две или несколько религий. Ислам стал последней, совершенной и постоянной религией, которой вплоть до Судного дня должны следовать все люди. Все остальные религии в их нормативно-правовом значении для мусульман отменены. Деяния тех, кто следует им, от мусульман не будут при-няты.
О том, что известные сегодня источники других религий сами говорят о необходимости сошествия Царства Бога на землю, то есть, о шариатском обществе – это факт, даже несмот-ря на то, что этому впоследствии нашлись иные интерпретации. Полагаем, что их последова-тели просто не захотели признавать по разным причинам Мухаммада саллаллаху алайхи ва-саллам пророком, а обещанное им Царство Бога на земле – уммой.

Передается от Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Я повелен сражаться с людьми, пока не зас­виде­тельствуют, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха», и не станут безупречно совер-шать намаз и давать закáт. Когда же сделают это, обезопасят от меня свою кровь и свои имущества, кроме как по праву Ислама, а расчет их – на Аллахе».
Передали все пятеро.
Пояснение: этот хадис подтверждает, что Аллах субханаху ва таъала велел Своему Про-року саллаллаху алайхи васаллам вести борьбу с людьми, пока они не скажут: «Лаа илаха иллаллаху», не станут совершать намаз и выплачивать закáт, что Аллах Азза ва Джалла не приемлет другой религии помимо Ислама. Другие мухаддисы приводят этот хадис в других разделах.
Данный хадис многогранен по смыслу. Мы рассматриваем сейчас вопросы, относящиеся только к данному разделу книги.
Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Я повелен» означают «Аллах велел мне». Поскольку Никто, кроме Аллаха субханаху ва таъала, не может приказывать ему. Под словами «с людьми», согласно единогласному мнению ученых, подразумеваются идо-лопоклонники (мушрики), проживавшие на территории Харамайни Шарифайн (двух запо-ведных святынь).
В предании Имама Насаи говорится: «Я повелен сражаться с мушриками». Общеизве-стно, что, согласно положению Куръана, с последователями монотеистических религий, то есть, религий, имеющих Божественные Книги, войны с целью распространения им Ислама не ведутся ни при каких обстоятельствах. Следовательно, под употребляемым в этом хадисе словом «людьми» подразумеваются далеко не все люди.
Следует иметь в виду, что слово «мушрики» в данном случае имеет два значения: так на-зывают идолопоклонников, верящих во многих богов, и так в Куръане, сунне и истории Ис-лама называются политические противники мусульман, которые чинили козни Пророку и его сподвижникам во время их мирной проповеди в Мекке, хотели убить их, ограбили, а после их переселения в Медину объявили им полнокровную войну. А «на войне, как на войне». Поэтому, когда в тексте речь идет о мушриках, необходим анализ контекста, идет ли в нем речь о вопросах правой веры или же речь идет о названии одной из сторон в войне, причем стороне агрессора.
В тех аятах и хадисах, где говорится об уничтожении мушриков и которые обычно крити-ке Ислама представляют в качестве «доказательства», что Ислам якобы предполагает прину-ждение в вопросах веры, на самом деле речь идет об обозначении противостоящего в ходе войны войска врага. С обеих сторон были арабы, были одни и те же племена, разделившиеся по отношению к Исламу: принявшие Ислам и враждовавшие против него, поэтому и наиме-нование воюющих сторон для ясности делалось в соответствии с их религией.
Таким образом, мы рассматриваем хадис, в котором контекстом является война. В про-должении хадиса Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Когда же сделают это, обезопасят от меня свою кровь и свои имущества».
Это означает, что когда они произнесут свидетельство, будут читать намаз, выплачивать закáт, они станут правоверными мусульманами, им дается возможность начать жизнь заново, прошлые грехи прощаются, и потому пролитие их крови, конфискация их имущества будут запрещены (харам), даже если они по своим военным преступлениям заслуживают самого серьезного наказания.
Слова «а расчет их – на Аллахе» означают, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам бу-дет относиться к ним и выносить решения, исходя из их внешних, видимых признаков их раскаяния и принятия Ислама, то есть, произнесения ими шахады, совершения намаза, со-блюдения поста, тогда, как расчет с ними за наличие в этом искренности принадлежит толь-ко Аллаху субханаху ва таъала.
Ученые называют очень много полезных положений и выводов, вытекающих из этого ха-диса. Мы перечислим некоторые из них:
1. Жизнь и имущество человека, принявшего Ислам и выполняющего религиозные требо-вания, являются запретными (харам).
2. Для того, чтобы считать какого-то человека мусульманином, он обязательно должен произнести свидетельство о тавхиде («калимаи шахадат»). В противном случае он не призна-ется мусульманином.
3. Люди, выполняющие видимые (внешние) требования Ислама, признаются мусульма-нами.
4. Нельзя объявлять кафирами людей, произносящих «калимаи шахадат» (являющихся последователями тавхида).
5. И Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, и халифы выносили решения в от-ношении людей, исходя из их внешних, видимых деяний. Невидимое, покоящееся в сердцах людей ведомо только Аллаху субханаху ва таъала.
6. Наказанию, согласно законам Ислама, могут быть подвергнуты и те, кто, произнося свидетельство, совершая намаз и выплачивая закáт, обеспечил свою неприкосновенность. К примеру, если человек умышленно убил кого-то, то, согласно положению о симметричности наказания, возмездии, он должен быть лишен жизни.
Итак, Аллах субханаху ва таъала не ниспосылал никакой другой религии, кроме Ислама. А Ислам принимается Им от человека только при условии выполнения им того, о чем гово-рится в данном хадисе. Человек не признается мусульманином только из-за того, что он име-ет «мусульманское» имя, он не признается мусульманином, даже если его предки были му-сульманами. Мусульманином признается только тот, кто в сознательном возрасте сердцем и устами произнесет свидетельство о тавхиде, признает вероучение Ислама и совершает такие неотъемлемые виды поклонения, как намаз и закáт.

Передается от Джабира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Мне даны пять вещей, не данных никому до меня. Мне дана победа посредством страха на расстоянии месячного пути; и сделана земля для меня местом поклонения и средством очищения. Так пусть каждый, кого настиг намаз из моей уммы, совершит намаз. И дозволены мне трофеи (добычи), не дозволенные до меня никому. И дано мне заступничество. И каждый пророк посылался к своему народу, а я послан ко всем лю-дям».
Передали пятеро, кроме Абу Давуда.
Пояснение: Почему автор приводит этот хадис в разделе «Аллах принимает в качестве религии только Ислам»? – Потому что в конце этого хадиса Пророк саллаллаху алайхи ва-саллам говорит: «И каждый пророк посылался к своему народу, а я послан ко всем лю-дям». Следовательно, Аллах субханаху ва таъала пожелал, чтобы для всех людей был один завершающий пророк – Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, и шариат, ниспосланный че-рез него, адресован всем.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам называет пять особых качеств, кото-рыми, в отличие от других пророков алайхимуссалам, Всевышний наделил только его:
1. «Мне даровалась победа благодаря тому, что в сердце врага вселялся сильный страх, когда я находился от него на расстоянии одного месяца пути».
Иначе говоря, «Аллах давал мне победу тем, что вызывал ужас в сердце врага, находив-шегося от меня на расстоянии одного месяца пути». Это было величайшей милостью, кото-рую Аллах субханаху ва таъала проявил к Своему пророку. В сердце врага, находившегося на расстоянии в месяц пути, вселялся сильный страх при одном упоминании Пророка сал-лаллаху алайхи васаллам. Этот факт широко известен, он признан и самими врагами. Без этой помощи Аллаха субханаху ва таъала плохо вооруженные и малочисленные мусульмане не смогли бы одержать победу над самыми сильными войсками противника.
2. «Земля сделана для меня местом поклонения и средством очищения».
Аллах субханаху ва таъала сделал всю землю местом поклонения для Мухаммада саллал-лаху алайхи васаллам и его уммы. В каком бы месте земли они ни были, они могут совер-шать там намаз, и везде он будет принят. Другим уммам такого не дано – их богослужения принимаются только в том случае, если они совершаются в специально отведенных местах.
Аллах субханаху ва таъала сделал землю средством очищения, и это одно из благ и одна из милостей, которыми Он наделил мусульман. Первым очищающим средством является во-да. Но там, где нет воды, земля тоже может использоваться для очищения – мусульманин может очиститься ею, совершив таяммум. Это не присуще другим религиям и общинам. Для чего же Аллах субханаху ва таъала сделал землю местом поклонения и очищающим средст-вом?
Конечно же для совершения намаза после омовения путем таяммума.
Именно поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит далее:
«Так пусть каждый, кого настиг намаз из моей уммы, совершит намаз».
Это свидетельствует о чрезвычайной важности намаза и о том, что не может быть оправ-даний не совершать его. Земля служит очищающим средством и в других, помимо таяммума, случаях. Очищение обу­ви, а также некоторых иных с трудом отмываемых вещей, осуществ-ляется путем трения о землю.
3. «И дозволены мне трофеи (добычи), не дозволенные до меня никому».
Предшествовавшим до Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам пророкам алайхиссалам не разрешалось брать и использовать трофеи, которые доставались в результате войн с про-тивником. Некоторые из них собирали трофеи в кучу и сжигали. В последующем последова-тели некоторых пророков алайхимуссалам допускали случаи присвоения трофеев вопреки положениям своих религий и учениям своих пророков алайхимуссалам.
Аллах субханаху ва таъала и в этом вопросе проявил величайшую милость к Своему про-року Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Он объявил разрешенными (халал) трофеи, достававшиеся в результате войн, которые велись в соответствии с правилами шариата. Это положение изложено в суре «Анфал» (трофеи) Священного Куръана. Пятая часть получен-ных трофеев выделяется Аллаху и Его посланнику. Остальное делится согласно строго опре-деленным правилам между теми, кто имеет на это право.
4. «И дано мне заступничество».
Другим, в частности, другим пророкам алайхиссалам дано право ограниченного заступ-ничества (шафаат). Однако последнему Пророку саллаллаху алайхи васаллам даровано пра-во величайшего заступничества. Это одно из величайших положений Судного дня. Это вели-кое счастье для уммы Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
5. «И каждый пророк посылался к своему народу, а я послан ко всем людям».
Все пророки саллаллаху алайхи васаллам до Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам на-правлялись Аллахом субханаху ва таъала непосредственно к одному какому-либо народу. Их призыв не был обращен к другим народам. Сегодня осталось только две небесные религии: иудеи сохранили этот принцип – иудаизм в полном объеме могут принять только евреи. Дру-гим этой возможности не дано.
Христианство также адресовано потомкам Исраи­ла алайхиссалам. Однако после того, как большинство этих потомков выступило против Ийсы алайхиссалам и приняло решение убить этого святого посланника Аллаха, эту религию приняли другие народы. Вот последо-ватели в других народах и стали утверждать, что учение Ийсы адресовано для всех народов земли.
Ислам же является религией, а Мухаммад – пророком саллаллаху алайхи васаллам для всех народов, поскольку Ислам назван Аллахом последней религией, а Мухаммад – послед-ним пророком саллаллаху алайхи васаллам. Следование Исламу, как самой совершенной ре-лигии – это веление Аллаха субханаху ва таъала всему человечеству. Согласно этому веле-нию, Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является посланником Аллаха для всех людей на земле. Этого не придумывал ни сам Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, ни мусульма-не – это веление Аллаха субханаху ва таъала.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Величие Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, Ислама и мусульманской уммы.
2. Аллах субханаху ва таъала дает знамения искренне верующим в него: даже при мень-ших силах и худших обстоятельствах Пророку саллаллаху алайхи васаллам даровалась побе-да посредством внушения в сердца его врагов сильного страха еще задолго до сражения.
3. Вся поверхность Земли является местом поклонения для мусульман.
4. Земля имеет очищающее свойство.
5. Таяммум и намаз очищают и верующего человека, и саму землю.
6. Трофеи являются разрешенными (халал) для мусульман.
7. Пророк саллаллаху алайхи васаллам имеет право заступничества.
8. Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам послан с пророческой миссией ко всем людям и народам земли.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Клянусь Тем, в руках Которого душа Мухаммада, каждый из этой уммы – иудей или христианин, кто услышит обо мне, а затем умрет, не уверовав в то, которое ниспос-лано со мной, непременно станет обитателем Ада».
Передал Муслим.
Пояснение: Абсолютно ясно, почему этот хадис размещен в главе о том, что Аллах при-емлет только Ислам.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам начинает этот хадис клятвой Аллаху, говоря: «Кля-нусь Тем, в чьих руках душа Мухаммада». Этот факт свидетельствует о чрезвычайной важ-ности того, о чем говорится в хадисе, ибо Пророк саллаллаху алайхи васаллам не произносит клятв с именем Аллаха по поводу обыденных вещей.
Для того, чтобы понять фразу «из этой уммы» требуется некоторое разъяснение. Слово «умма» в изречениях Мухаммада используется в двух значениях.
В первом случае это – умма в общепринятом понимании. Ее еще называют «уммати даъват», то есть, умма, которой адресован призыв Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Этой уммой является все население мира, поскольку призыв Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам адресован людям всего мира.
Во втором случае, это умма в несколько ином смысле. Ее также называют уммату иджа-ба (иджаба – принимать), то есть, умма, откликнувшаяся на призыв Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, и под нею подразумеваются все мусульмане.
В этом хадисе речь идет об «уммати даъват» – всех людях на земле. Следовательно, если кто-то из людей этого мира услышит благую весть о Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам и его религии и не уверует в него, как Пророка саллаллаху алайхи васаллам, не примет Ис-лам, то в таком случае он считается кафиром и после смерти, если останется в таком состоя-нии, и попадет в ад.
Однако здесь следует иметь в виду «закон установленного срока». Сунна Пророка сал-лаллаху алайхи васаллам является самым ярким примером действия такого закона и в целом умеренного подхода, присущего Исламу в этом, как и во всех других вопросах. Первые 13 лет после ниспослания первых аятов Куръана Пророк саллаллаху алайхи васаллам пропове-довал только тавхид, и вокруг него формировалась община. Только после Хиджры Аллах субханаху ва таъала стал ниспосылать аяты, законодательно регламентирующие жизнь му-сульманской уммы. Отсюда следует, что нельзя сразу требовать от другого человека мгно-венного постижения всего того, на что даже сподвижникам Пророка саллаллаху алайхи ва-саллам потребовались годы и годы.
Поэтому слова хадиса «услышать о пророке и о его религии» не означают случайно ус-лышанное сообщение по радио и телевидению, где могут наговорить и кучу лжи, а означают доходчивые, соответствующие Куръаническим правилам проповеди, доведение до человека столпов Ислама и иймана, а также основополагающих сведений о Куръане, его месте в исто-рии монотеизма и о сунне Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Сознательное отвержение этой достоверной и правильно поданной информации и будет означать отказ от иймана, то есть, куфр.
Отдельное упоминание в хадисе «иудей или христианин» вызвано особой причиной. Иудаизм и христианство – религии, основанные на Божественном учении монотеизма. Их последователям Аллах субханаху ва таъала направил пророков Моисея и Ийсу алайхиссалам, ниспослав в качестве Книг Таврат и Инджил. Поэтому их называют «людьми Книги» («ахли Китаб»), и к ним установлено особое отношение, ибо они отличаются от представителей всех остальных существующих на земле религий.
Имеют ли какие-либо другие религии такое же, как иудеи и христиане, Божественное происхождение, каких-либо достоверных сведений не сохранилось, ибо Писаний от Аллаха субханаху ва таъала они не имеют. Неизвестно достоподлинно и то, были ли им когда-либо вообще ниспосланы Божественные Писания. Следовательно, иудеи и христиане, услышав о Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам, имеют достаточно оснований и знамений, чтобы уверовать в него и в Ислам, а у представителей других религий, не имеющих истинных Пи-саний или верующих во множество богов и идолов, таким основанием может быть только отвержение многобожия и идолопоклонства.
Иудаизм является небесной религией. Аллах направил Моисея и Харуна алайхиссалам пророками этой религии, Таврат Он ниспослал в качестве ее священного Писания. В то же время, Он известил о том, что в конце концов направит людям Мухаммада алайхиссалам с религией Ислама.
Ийса алайхиссалам обличил ложные толкования раввинами и фарисеями Торы и подмену ими норм шариата корыстными человеческими выдумками, восстановив в Торе подлинное слово Аллаха субханаху ва таъала и его истинное значение. Однако, вместо того, чтобы уве-ровать в Ийсу алайхиссалам, они выступили против него, объявив его волшебником, колду-ном.
Те, кто уверовал в Ийсу алайхиссалам, став христианами, начали следовать его шариату и Евангелию. Со временем, даже тогда, когда среди христиан, не имевших иудейских корней, возобладало учение апостола Павла из Тарса, они продолжали называть себя христианами и «людьми Евангелия». Им также было предсказано Аллахом о предстоящем пришествии Му-хаммада саллаллаху алайхи васаллам с последним шариатом.
Когда пришло время, Аллах субханаху ва таъала, будучи верным Своему обещанию, на-правил всему человечеству Своего последнего пророка – Мухаммада саллаллаху алайхи ва-саллам со Своей последней и завершенной религией – Исламом. Все предшествующие ша-риаты от Адама алайхиссалам вплоть до Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам были от-менены Аллахом субханаху ва таъала как нормы права, то есть, потеряли силу закона. Мно-гие иудеи и христиане, услышав весть Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, уверовали и стали мусульманами. Однако большинство вновь отказалось уверовать, заявив, что это «не тот» пророк, о котором говорится в пророчествах Торы и Евангелия.
Именно в этом и заключается смысл того, что Ислам является мировой религией, а Му-хаммад – пророком саллаллаху алайхи васаллам, направленным ко всем людям на земле. Именно поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит в хадисе:
«Каждый из этой уммы – иудей или христианин, кто услышит обо мне, а затем ум-рет, не уверовав в то, которое ниспослано со мной, непременно станет обитателем Ада».
Таким образом, любой человек на земле, услышав об Исламе, призывается стать мусуль-манином.
Людей, до которых призыв Ислама не дошел, называют «ахли фитрат» (фитрат – перво-бытность). Их нельзя называть кафирами и нельзя также утверждать, что они попадут в ад. Их участь известна только Аллаху субханаху ва таъала, и не последнюю очередь в ней сыг-рает их отношение к единобожию в доступной для них форме.
Хвала Аллаху за то, что Он удостоил нас возможностью быть уверовавшей уммой («ум-мату иджаба») Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, за то, что Он осветил нас светом Ислама, сделав нас мусульманами!
Нет необходимости повторять те полезные истины, которые заключены в этом хадисе, нужно только изучать, запоминать и следовать этому. Мы должны всегда помнить, что сле-дуем по верному пути и исповедуем истинную религию, и эту истину, по мере возможности, мы должны донести до других.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

«Мой ученик привел...

Аль-Фатиха», которую ежедневно читают мусульмане...

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...

Письмо от Наталии...

Письмо от Наталии Ассаламу алайкум...

Вера в Аллаха...

Результаты научных исследований в области...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...