Четверг Зуль-каада 30 1443 | Четверг июня 30 2022

Казá и кадар [часть 7]

 

 

Совершавшие благие деяния должны стремиться к тому, чтобы их последнее деяние не стало злодеянием.

Совершавшие злодеяния должны считать каждый оставшийся миг жизни последним и спешить совершить благо и добро.

В этом и заключается польза веры в казá и кадар! В постоянном призыве к добру и отвращению от зла!

 

Передается от Ибн Умара радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Каждая вещь — согласно казá и кадару [предопределению и предустановлению],даже слабость и сообразительность».

Передали два шейха и имам Малик.

В этом благородном хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам утверждает, что каждая вещь существует в соответствии с предопределением и предустановлением.

Уверование в это есть завершенность иймана правоверного мусульманина в Аллаха.

В конце хадиса упоминается, что два качества, которых обычно люди не всегда воспринимают всерьез, — слабость и сообразительность, бывают свойственными по предопределению и предустановлению.

Безусловно, вышеупомянутые качества существуют в истинной фитре — природе человека и при сотворении каждого человека Всевышний Аллах создает его вместе с этими качествами.

Обычно эти качества считаются независящими от человека. Если Аллах наделит кого-то высоким интеллектом, тот будет умным. И будет обратное, если Аллах не наделит. Также и со слабостью.

Только вот человек ответственен за правильное использование того, чем его наделили. Со слабоумного человека не будет спроса о том, почему он не заострил свой ум. Но с него может быть спрошено, почему не использовал свой разум настолько, насколько бы его хватило?

 

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Когда многобожники Курайша пришли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам со спором о кадаре, был ниспослан аят: «В тот День будут поволочены [многобожники] в огонь лицом внизВкусите прикосновение сакара! Поистине, каждую вещь Мы сотворили вкадаре [в мере]».

Многобожники-арабы хотя и верили в существование Всевышнего Аллаха, тем не менее они не верили в некоторые Его сифаты — качества, в том числе отказывались верить в предустановление — кадар.

Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стал призывать к Исламу и начал разъяснять истинную религию, они всячески оказывали ему противодействие. В частности, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам изложил сущность предустановления — кадара, они воспротивились этому. Собрались их предводители, пришли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и стали препираться: «Нет такого понятия — кадар, Аллах не может знать все изначально. Он узнает о делах только после их осуществления».

И тогда, в опровержение их высказываний, Всевышний Аллах ниспослал аят суры «Камар»:

«В тот День будут поволочены в огонь лицом ниц: “Вкусите прикосновение сакара! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре [в мере]», (аят 48).

Этим было дано знать, что утверждения многобожников неверны, слова Мухаммада,  саллаллаху алайхи васаллам являлись правильными.

Этот хадис приводится здесь с целью дать понять, что каждого, кто не уверует в кадар, Судный день непременно поволокут в ад лицом вниз. Причем когда его поволокут, будет сказано: «Вкусите прикосновение сакара! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре [то есть в мере]».

В наши дни некоторые люди верят в предположительные предсказания, в размеры и расчеты, сделанные такими же беспомощными людьми, как они сами. Восхищаясь их действиями, восхваляют их. Однако отказываются верить в предопределение и предустановление Аллаха, Сотворившего всех их. Они также окажутся в упомянутом в аяте положении.

Из данного хадиса мы извлекаем пользу: не следует отвергать кадар — предустановление — и препираться по поводу него подобно многобожникам. А также из этого хадиса узнаем, что отвергающие предустановление в Судный день окажутся в тяжком положении.

 

Передается от Амра ибн Асса радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Аллах записал судьбы [предустановление для] людей за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли».

Оба хадиса передали Муслим и Тирмизи.

В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам излагает то, что Всевышний Аллах знал о грядущих судьбах людей извечно, до того, как они появились.

Запись, о которой говорится в благородном хадисе, было осуществлено в Лавхул махфузе. Какому сроку в нашем понимании равняется пятьдесят тысяч лет, упомянутых в хадисе, известно только Самому Аллаху. Потому что летоисчисление по нашим представлениям и меркам появилось только после сотворения небес и земли, вращение которой и лежит в его основе. А эти пятьдесят тысяч лет, как ясно сказано в хадисе, были до сотворения небес и земли.

Раз нет границ знания Аллаха, нет сомнения и в том, что Аллах знает все. Если бы Аллах знал о чем-либо только до определенного времени, а то, что после оставалось бы для Него неизвестным, то сифаты совершенства Аллаха возымели бы изъян. А это никак не подобает высочайшей сущности Всевышнего Аллаха.

Польза, извлекаемая из этого хадиса:

Аллах записал судьбы людей за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Мы веруем в это, мы подтверждаем это!

 

Продолжение статьи: http://www.islam.uz/islam/iyman/2307--a--8.html

 

 

 

Самое читаемое

«Мой ученик привел...

Аль-Фатиха», которую ежедневно читают мусульмане...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...

Франция запрещает намаз...

Сотни мусульман в знак протеста...

Мой путь к...

Меня зовут Айша-Лариса, русская, закончила...

Письмо христианки мусульманским...

После начала сионистской «войны с...

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...