**
Вознесение дуа за умерших и посвящение им саваба
(цитата из книги «Шарху “Акийдатит Тахавийа”»)
«От молитв и милостынь живых [людей] есть польза для умерших».
Пояснение: Представители Ахлус сунна вал джамаа единогласно сошлись во мнении о том, что умершие получают пользу от совершенных деяний живых [людей].
Примером этому являются вознесение мусульманами молитв за умерших, произнесение истигфара, дача милостыни и совершение хаджа от их имени.
Разногласия отмечались в вопросе о том, доходят ли до умерших савабы от телесных (физических) поклонений живых, или не доходят.
К телесным (физическим) поклонениям относятся такие ибадаты, как намаз, пост, чтение Куръана и поминания (зикр) Аллаха.
Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбал и преобладающее большинство улемов высказывались в пользу того, что савабы от телесных ибадатов до умершего доходят.
Шафиъи и Малик утверждали, что не доходят.
Доказательства тому, что до умершего доходят савабы от деяний, совершенных другим [живым] человеком, содержатся в Священном Куръане, Сунне, Иджмаъ и Кийасе.
Доказательство из Священного Куръана:
«И те, которые пришли после них, говорят: “Господи, прости [грехи] нам и нашим братьям, которые были до нас с верой!”» (сура «Хашр», аят 10).
В этом аяте Всевышний Аллах превозносит тех, кто просит прощения грехов за умерших до них верующих. А это свидетельствует о том, что умершие получают пользу от молитв живых.
Доказательства из Сунны:
В книге «Сунан» имама Абу Давуда передается от Усмана ибн Аффана радияллаху анху следующий хадис:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам после погребения умершего, стоя над ним [могилой погребенного] говорил: «Произносите истигфар за вашего брата. Просите стойкости для него. Ибо сейчас он будет подвергнут спросу».
Также переданы хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам о вознесении дуа умершим при посещении могил.
Примером этому является хадис, приведенный в книге «Сахих» имама Муслима:
«Мать правоверных Аиша радияллаху анха спросила у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:
— Что вы произносите, когда просите прощения грехов за обитателей могил?
Он саллаллаху алайхи васаллам ответил:
— Ассаламу алайкум (мир вам), о обитатели местопребывания муминов и мусульман. Да помилосердствует Аллах к умершим до нас и до вас, а также к следующим после. И поистине, мы присоединимся к вам».
Доказательство из Иджмаъ:
Основная влиятельная часть исламской уммы вместе приводя в доказательство молитву, произносимую при совершении намаза джаназа, утверждает, что от молитвы живых умершие получают пользу.
Молитвы, возносимые в намазе джаназа, известны большинству. Они разные, в зависимости от пола и возраста покойника. Само существование отдельных молитв для каждой категории — для мужчин, для женщин и для младенцев, указывает на то, что в этих молитвах есть польза для мертвых.
Доказательство из Кийаса:
Когда являющаяся телесным поклонением молитва приносит пользу умершим, то, безусловно, в намазе, посте и других подобных телесных ибадатах несомненно есть польза для мертвых. Потому что по сути их совершения между ними нет разницы. К тому же существуют еще доказательства, что и другие телесные ибадаты приносят пользу умершим.
Радияллаху анха — Да будет доволен ею Аллах. (Употребляется в отношении почтенных сподвижниц Полсланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам).
Среди народа бытуют необоснованные поверья,...
Более 1,5 млн мусульман Италии...
По случаю окончания священного месяца...
Менее чем через 24 часа...
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...
Мы продолжаем публикацию цикл статей,...