Вознесение соборной молитвы после намаза

 

Зачинщики разногласий и безмазхабники отрицают общинную (соборную) мольбу после намаза. Совершивших такое действие они обвиняют в допущении ошибки. Летом 1430 года хиджры (2009 г.) представители безмазхабников в нашей стране стали расхаживать с двумя листами полученного по факсу текста на арабском языке и говорили людям о том, что на этих листовках изложено, что вознесение ими молитвы в составе общины является бидъой и ошибкой. На листовках были приведены слова двух недавно умерших человек о том, что «общинная мольба, совершенная после намаза» станет бидъой в силу отсутствия (не участия) Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

Спустя несколько дней после того, как мы узнали об этих листовках, до нас дошли сведения о том, что безмазхабники распространяют точно такие же высказывания и в других странах, даже в США. Конечно, это не было новостью. Безмазхабники поднимали этот вопрос и раньше. Таковы их повадки. Они часто провоцируют возобновление разногласий, которые они сами же и породили.

Люди часто задают вопросы о дозволенности общинной мольбы, когда после намаза имам сидит лицом к общине и от ее имени произносит молитвенные зикры, члены же общины, присоединяясь к его мольбе, поднимают руки и произносят слово «аминь» после каждой вознесенной имамом мольбы. Раньше никто не задавал вопросов по этому поводу. Но в силу разных причин в последнее время такие вопросы участились.

В действительности этот вопрос давно уже решен: мухаддисы в своих книгах передали хадисы относительно этого вопроса и факихи досконально проанализировали их и вывели соответствующие решения (положения) по ним.

Тем не менее, некоторые люди вновь поднимают эти вопросы, становясь причиной растерянности. На самом же деле они просто ворошат старое.

Что ж, пока будут существовать отрицающие то, о чем не знают сами, волей-неволей нам каждый раз придется хлопотать об этом. Поэтому мы посчитали необходимым дать краткое пояснение читателям.

Прежде всего нужно отметить, что некоторые улемы написали об этом вопросе отдельные трактаты.

Например, можно упомянуть книгу Махдума Мухаммада Хашима ат-Тантави ас-Синди «Мухтасарут тухфатул маргуба фии афдалиятид дуаи баъдал мактуба» («Желанный дар о преимущественных достоинствах мольбы после намазов-фард (в сокращении)»).

В этой книге автор приводит множество хадисов о вознесении после фард-намазов молитвы с поднятыми руками, общинной молитвы и произнесении после каждой фразы слова «аминь».

Ограничимся одной лишь цитатой, весьма необходимой для нас:

«Если скажут: «Шейх Абдул Хакк Дехлави в своем комментарии к «ас-Сиратул мустакиим» говорил: «Ставшее обычаем в странах арабов и аджамов (не арабов) вознесение мольбы имамом в сборе с общиной после таслима в намазе и произнесение общиной слов «аминь» с каждой молитвенной фразой имама, не являются из числа наставлений Пророка саллаллаху алайхи васаллам – об этом нет ни одного хадиса и это является бидъой, считающейся мустахабом», то каков будет ответ на это (утверждение)?», мы скажем, что ответ на него таков:

Автор «Мифтахус солат», выдающийся ученый Фатх Мухаммад ибн Шейх Ийса аш-Шитари в своей книге под названием «Футухул аврад» сказал:

«Безусловно, шейх Абдул Хакк назвал это дело бидъой, ибо в шести книгах достоверных хадисов и в других трудах он не видел хадисов о возносимых после намазов молитвах.

Если шейх Абдул Хакк хотел сказать, что мольба после намаза исконно является бидъой, то он, без сомнений, не прав. Ибо все предания о молитвах после фард-намазов, которые мы привели в своей книге, отрицают это.

Если же шейх Абдул Хакк под бидъой подразумевал молитву имама с поднятыми руками и произнесение членами общины слов «аминь, аминь» (после каждой фразы имама), то и это его утверждение неверно. Потому что поднятие рук в молитве – это сунна, протирание лица руками в конце молитвы также является сунной в молитве, повторные произнесения слова «аминь» присутствующей общиной также относятся к сунне молитвы.

Если все перечисленные действия относятся к мустахаб сунне (рекомендуемой сунне), то как же быть бидъой тем действиям, которые состоят из деяний сунна?! Называть это бидъой совершенно неправильно».

Затем автор приводит десятки хадисов в качестве доказательств по каждому из упомянутых трех деяний сунны.

Передается от Каъба ибн Уджры радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Не отчаиваются произносящие или делающие следующие [молитвенные зикры] за каждым предписанным намазом – тридцать три тасбиха, тридцать три тахмида и тридцать четыре такбира».

Передали Муслим и Тирмизи.

Деяние, отмеченное в этом хадисе – произнесение после каждого предписанного (фард) намаза тридцать три раза «Субханаллахи», тридцать три раза «Алхамдулиллахи», тридцать четыре раза «Аллаху Акбар» – внедрилось в практику в гармонии с зикрами, о которых упоминается в нижеследующих передачах хадисов.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Кто после каждого намаза произнесет тасбих Аллаху тридцать три раза, произнесет тахмид Аллаху тридцать три раза, произнесет такбир Аллаху тридцать три раза – это девяносто девять – и доведет до ста, произнеся «Лаа илааха иллаллааху вахдаху лаа шарийка лаху, лахул мулку ва лахул хамду ва хува ъалаа кулли шайъин кодир» – будут прощены его ошибки [грехи], даже если их будет [много] подобно морской пене».

Передал Муслим.

Передается от Абу Умамы:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Кто прочитает Аятул Курси после каждого предписанного [намаза]не воспрепятствует ему войти в рай ничто, кроме смерти [пока не умрет]».

Передал Насаи.

 

На основе вышеприведенных преданий чтение Аятул Курси и произнесение всех тасбихов после намаза вместе еще называется и хатмус суфи. Ибо относительно других именно суфии уделяют исполнению этого деяния большое внимание. В порядке прочтения Аятул Курси здесь – до или после тасбихов – нет никакой разницы. Улемы утверждают, что произнесение тасбихов вместе с чтением Аятул Курси еще больше увеличивает их пользу. Ибо Аятул Курси есть величайший аят Священного Куръана. Совершение такого хатма и у нас представляет собой одну из прижившихся традиций.

В качестве доказательства допустимости мольбы общиной предлагаем вниманию читателей сведения, опубликованные в 7-ом томе книги «Маджмуъатул-фатаваи шаръийя», изданной Комитетом по фатвам при Кувейтском Министерстве по делам Ислама и вакфов. Эти сведения также указывают на то обстоятельство, что данный вопрос часто поднимается и в других странах, помимо нашего региона.

«Комитету по фатвам при Кувейтском Министерстве по делам Ислама и вакфов был представлен вопрос от господина Фахда:

«Некоторые люди возносят молитву Аллаху соборно, общиной. На одном из собраний я удивился этому и спросил их имама: «Разве это существует в шариате?» Он рассказал мне хадис, который указывает на существование такого деяния в шариате.

Передается от Хабиба ибн Масламы ал-Фихри:

«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил:

– Если соберется группа людей, некоторые из них вознесут мольбу, а остальные будут говорить «аминь», Аллах непременно внемлет их мольбе».

Передал Табарани.

Я узнал, что такая соборная, общинная молитва совершается после каждого занятия или проповеди в мечети. Оказывается, они всегда делают так. В других местах я слышал, что такая мольба является бидъой и о ней не сказано в хадисах от Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

Когда я сказал этому человеку, что это деяние, то есть вознесение им молитвы и произнесение остальными соборно слова «аминь» является бидъой, он заступился за свое мнение и даже не посмотрел на меня. Надеюсь, вы ответите на этот мой вопрос. Благодарствую!»

Комитет дал следующий ответ:

«Все [улемы] единодушны во мнении о существовании в шариате соборной [общинной] молитвы при истиска и кунуте».

Передается от Савбана радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Пусть никто не возглавляет намаз группы, будучи молящимся обособленно за себя, оставив остальных. Если сделает так, то поистине он предал их [совершил вероломство по отношению к ним]».

Передали Тирмизи и другие.

Ибн Асир говорил: «Это – то же самое, когда один возносит слова молитвы, а другие произносят «аминь», как в кунуте».

То же самое говорил и Ибн Таймия (Шархул-мунтаха. 1\1995)

Общинная (соборная) молитва допустима по шариату и в других, более общих местах и обстоятельствах, чем в приведенных выше примерах.

В «Фатхе», комментируя слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Когда кари говорит "аминь", говорите и вы "аминь", ибо ангелы тоже говорят "аминь"», Хафиз пишет: «Здесь под словом "кари" подразумевается имам, возглавивший намаз. Но есть вероятность, что слово «кари» может подразумевать более общее значение».

Доказательством этому (совершению молитвы соборно) будет хадис, переданный Хакимом (санадом сахих) и Табарани от Хабиба ибн Масламы ал-Фихри радияллаху анху:

«Он был из тех, чья молитва принималась (сбывалась). [В одном из походов] он был назначен эмиром группы воинов. Когда столкнулись с врагом, он сказал: «Я слышал, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: "Если одна группа соберется и один из них станет возносить молитву, а другие станут произносить "аминь", то Аллах непременно внемлет их мольбе"». Потом едва, восхвалив Аллаха, начал молиться словами: «Аллах мой! Сохрани нашу кровь! Сделай наши награды, как награды мучеников!», как в шатер Хабиба (сдаваясь) вошел эмир противника».

Бахути пишет в «Кашфул кина» (1/367) следующее:

«После намазов фаджр и аср, с учетом присутствия в этот момент ангелов, имам возносит молитву. Община произносит «аминь». Тогда будет высока вероятность принятия мольбы. Также, помимо этих двух, он возносит молитвы и после других намазов. Ибо промежутки времени после фард-намазов являются из тех периодов, когда молитвы принимаются». Таким образом, совершение общинной молитвы является мустахабом, а не бидъой. Но его не признают за сунну».

«Маджмуъатул фатаваи шаръийя». Т.7, стр. 45–46.