Четверг Зуль-каада 30 1443 | Четверг июня 30 2022

Поговорим о достоинствах поста в этот благословенный день

Передается от Аиши радиаллаху анха:‎

‎«В (период) джахилии курайшиты держали пост в день ‎Ашуро. Посланник Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам ‎‎(тоже) в нем постился, и когда прибыл в Мадину, держал его ‎‎пост и велел соблюдать его пост. Когда был предписан (пост) ‎Рамадана, он оставил день ‎Ашуро. Кто хотел, держал его, а ‎кто хотел, оставлял его.‎

Передали четверо.‎

Пояснения: В этом хадисе мать правоверных Аиша радиаллаху ‎анха приводит сведения об ‎истории поста в день Ашуро.‎

В доисламский период джахилии пост Ашуро соблюдали и ‎курайшиты.‎

Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам также держал ‎пост в день Ашуро, пока ‎ему не был ниспослан вахий и он стал ‎Пророком.‎

После переселения в Лучезарную Медину, Пророк саллаллаху ‎алайхи васаллам один год ‎держал пост Ашуро.‎

А потом, на второй год хиджры, был предписан пост Рамадана и ‎он стал соблюдать этот ‎пост, а пост Ашуро оставил. Люди стали ‎поститься в день Ашуро по желанию.‎

Здесь предание матери правоверных Аиши радиаллаху анха ‎завершается. Но мы знаем из ‎предыдущих хадисов, что ‎Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам за год до своей ‎‎кончины соблюдал пост Ашуро и велел держать его, таким ‎образом пост этого дня стал ‎сунной муаккада (т.е. ‎подтвержденная сунна).‎

* * *

Передается от Ибн Аббаса радиаллаху анху:‎

‎«Прибыв в Медину, Пророк саллаллаху алайхи васаллам ‎увидел, что иудеи держат пост в ‎день Ашуро и сказал:‎ ‎«Что это?»‎

Сказали: «Это благой день. В этот день Аллах спас сынов ‎Израиля от их врага. И Муса ‎держал его пост».‎

‎(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал:‎ ‎«Я имею больше прав на Мусу, чем вы», и стал держать его ‎пост и велел соблюдать его.‎

Передали трое.‎

Пояснения: Из этого хадиса мы видим, что мусульмане имеют ‎больше прав на следование ‎предыдущим пророкам Аллаха, чем ‎те, кто претендует на следование им.‎

В то же время мы узнали, что день Ашуро – великий день, в ‎котором Всевышний Аллах ‎освободил Бани Исраил под ‎руководством Мусы алайхиссалам от врага.‎

Поэтому, следуя Мусе алайхиссалам, пост этого дня введен в наш ‎шариат. К тому же, это ‎деяние совершал Пророк саллаллаху ‎алайхи васаллам и велел следовать этому нам с вами.‎

Поэтому мы должны соблюдать пост каждый год на девятый и ‎десятый дни месяца ‎Мухаррам.‎

* * *

Передается от Абу Мусы радиаллаху анху:‎

‎«Жители Хайбара держали пост в день Ашуро, сделали его ‎праздником, наряжали в нем ‎своих жен и надевали на них ‎украшения.‎

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:‎ ‎«Поститесь в нем и вы».‎

Передали два шейха.‎

Пояснения: Хайбар – это название местности недалеко от ‎Лучезарной Медины. Там жили ‎в основном иудеи.‎

Эти иудеи из Хайбара держали пост в день Ашуро и отмечали ‎этот праздник по причине ‎его величия и постились из уважения к ‎пророку Мусе алайхиссалам.‎

Как видно из этого хадиса, они не только постились в этот день, ‎но и праздновали его, их ‎женщины наряжались, одевая свои ‎украшения.‎

Поскольку мусульмане имеют больше прав на Мусу ‎алайхиссалам, чем иудеи, им было ‎велено следовать ему и ‎поститься в этот день. Поэтому мы должны поститься в этот ‎день, ‎следуя указаниям нашего Пророка саллаллаху алайхи ‎васаллам.‎

* * *

Передается от Саламы ибн Акваъ радиаллаху анху:‎

‎«Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел человеку из ‎‎(племени) Аслам объявить людям, ‎что если кто-то поел, пусть ‎постится оставшийся день, а кто не кушал, то пусть держит ‎‎пост, ибо сегодня день Ашуро»‎

Передали два шейха и Насаи.‎

Пояснения: Аслам – название одного из арабских племен. Как ‎известно из предыдущих ‎хадисов, изученных нами, Пророк ‎саллаллаху алайхи васаллам узнал причину соблюдения ‎иудеями ‎поста Ашуро и принял решение, что мусульмане имеют больше ‎прав на ‎соблюдение этого поста именно в день Ашуро. Судя по ‎всему, это произошло утром. ‎Поэтому Пророк алайхиссалам ‎велел одному человеку из племени Аслам обнародовать ‎это. Тем, ‎кто позавтракал в утро Ашуро, было велено не кушать и не пить ‎до вечера, из ‎уважения к этому дню. А тем, кто ещё не кушал с ‎утра, было велено вознамериться на ‎пост. Это показывает, ‎насколько важно соблюдать пост Ашуро.‎

* * *

Передается от Рубаййиъ бинти Муъаввиз радиаллаху ‎анха:‎

‎«Утром в день Ашуро Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам послал в селения ‎ансаров вокруг Медины (с ‎велением):‎ ‎«Тот, кто утром вознамерился на пост, пусть доводит его до ‎конца. Тот, кто с утра не ‎держал пост, пусть не кушает до ‎конца дня».‎

После этого мы стали держать его пост и велели, иншааллах, ‎наших маленьких детей ‎поститься. Мы ходили в мечеть и ‎делали им игрушки из шерсти. А когда кто-то из них ‎плакал, ‎прося еду, мы давали ему эти игрушки до ифтара.‎

Пояснения: В этом хадисе имеются дополнения к смыслу ‎предыдущего хадиса:‎

‎1. Глашатай, объявивший о соблюдении поста в день Ашуро, а ‎тем, кто уже поел, о ‎повелении не есть и пить до конца дня, был ‎послан в тот же день.‎

‎2. Глашатай обнародовал веление также и в деревнях ансаров ‎вокруг Медины.‎

‎3. С того дня соблюдение поста Ашуро стало традицией.‎

‎4. Даже своим маленьким детям великие сподвижники велели ‎держать пост Ашуро.‎

‎5. Маленьких детей водили в мечеть.‎

‎6. Для маленьких детей делали игрушки.‎

‎7. Детям, которые плакали от голода во время поста, давали ‎игрушки для утешения. Мы ‎должны брать пример с этого.‎

* * *

Ибн Аббас радиаллаху анху сказал:‎

‎«Я не видел, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам ожидал и предпочитал ‎пост (какого-либо) дня (или ‎месяца) другим (дням или месяцам) кроме как этого дня – дня ‎‎Ашуро и этого месяца – месяца Рамадан».‎

Оба хадиса передали два шейха.‎

Пояснения: Пророк саллаллаху алайхи васаллам с нетерпением ‎ожидал, когда же наступит ‎день Ашуро и он сможет держать его ‎пост. Посты других дней он не ожидал с таким ‎порывом.‎

Также он алайхиссалам с нетерпением ожидал, когда придет ‎месяц Рамадан, чтобы ‎поститься в нем. Соблюдение поста ‎другого месяца он не ожидал с таким нетерпением. ‎Мы – его ‎умма – тоже должны быть такими.‎

* * *

Передается от Абу Катады радиаллаху анху:‎

‎«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:‎ ‎«Я уповаю на Аллаха, чтобы пост дня Ашуро искупит (грехи) ‎года, который был до него».‎

Передали пятеро, кроме Бухари.‎

Пояснения: Уже одно это значение показывает, насколько ‎высоко достоинство поста ‎Ашуро. Глубоко изучив эти хадисы, ‎наши улемы пришли к заключению, что соблюдение ‎поста ‎Ашуро является сунной муаккада. Следуя этому, все мы должны ‎стараться ‎поститься в этот день.‎

* * *

Передается от Абу Саъида радиаллаху анху:‎

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:‎ ‎«Кто создает раздолье для своей семьи в день Ашуро, тому ‎Аллах создает раздолье на ‎весь год».‎

Передали Табарани и Байхаки.‎

Пояснения: Здесь под словом раздолье подразумевается свобода ‎в еде, питье и веселье.‎

Из "Книги о посте"

 

 

 

 

Самое читаемое

«Мой ученик привел...

Аль-Фатиха», которую ежедневно читают мусульмане...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...

Франция запрещает намаз...

Сотни мусульман в знак протеста...

Мой путь к...

Меня зовут Айша-Лариса, русская, закончила...

Письмо христианки мусульманским...

После начала сионистской «войны с...

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...