1316. Передается от Аиши радияллаху анха: «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам постился целый месяц, кроме как в Рамадане.
И я не видела, чтобы он постился больше, чем в Шаъбане: он постился в нем, за исключением малого, (можно сказать, что) постился в нем полностью».
Передали четверо.
1316- عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَالَتْ: مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ r اسْتَكْمَلَ صِيَامَ شَهْرٍ إِلاَّ رَمَضَانَ وَمَا رَأَيْتُهُ أَكْثَرَ صِيَامًا مِنْهُ فِي شَعْبَانَ كَانَ يَصُومُهُ إِلاَّ قَلِيلاً بَلْ كَانَ يَصُومُهُ كُلَّهُ. رَوَاهُ اْلأَرْبَعَةُ.
Пояснение: Из данного ривайата мы узнаем, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам полностью постился только в месяце Рамадан. Таково повеление Аллаха. После Рамадана же больше всего можно поститься в месяце Шаъбан.
1317- وَقَالَتْ أُمُّ سَلَمَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا: مَا رَأَيْتُ النَّبِيَّ r يَصُومُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ إِلاَّ شَعْبَانَ وَرَمَضَانَ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ بِسَنَدٍ حَسَنٍ.
1317. Умму Салама радияллаху анха сказала:
«Я не видела, чтобы Пророк саллаллаху алайхи васаллам постился два месяца подряд, кроме как в Шаъбане и Рамадане».
Передал Тирмизи с санадом «хасан».
Пояснение: Месяцы Шаъбан и Рамадан идут подряд и Пророк саллаллаху алайхи васаллам постился в эти два месяца. Кроме того, из этого хадиса мы также узнаем, что месяц Шаъбан имеет свои достоинства.
1318- عَنْ عِمْرَانَ بْنِ حُصَيْنٍ t أَنَّ النَّبِيَّ r قَالَ لِرَجُلٍ: هَلْ صُمْتَ مِنْ سُرَرِ هَذَا الشَّهْرِ شَيْئًا قَالَ: لاَ فَقَالَ: فَإِذَا أَفْطَرْتَ مِنْ رَمَضَانَ فَصُمْ يَوْمَيْنِ مَكَانَهُ. رَوَاهُ الشَّيْخَانِ.
1318. Передается от Имрана ибн Хусойна радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал одному человеку:
— Ты постился какой-нибудь день в середине этого месяца?
Тот сказал:
— Нет.
Он алайхиссалам сказал:
— Постись за это два дня, когда закончишь пост Рамадана».
Передали два шейха.
Пояснение: В другом предании сказано:
Пророк алайхиссалам сказал: «Ты постился в середине Шаъбана?» Тот ответил, что нет. Тогда он алайхиссалам сказал: «В таком случае, постись взамен этого два дня, когда будешь в разговении».
Следовательно, в месяце Шаъбан надо поститься хотя бы два дня.
Само собой возникает вопрос: «Почему столько внимания уделяется соблюдению нафл-поста в месяц Шаъбан?».
Ответ мы найдем в хадисе, который имам Насаи передал от Усамы радияллаху анху:
«Я сказал:
— О Посланник Аллаха, ни в одном из месяцев я не видел, чтобы вы постились так, как постились в Шаъбане.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил:
— Это такой месяц, о котором люди пребывают в неведении. Он между Раджабом и Рамаданом. Это такой месяц, в котором деяния возносятся к Господу Миров. Я люблю быть постящимся, когда возносятся мои деяния».
К тому же, пост в Шаъбане является своего рода подготовкой перед обязательным постом Рамадана, дабы этот пост получился более совершенным и безупречным. Это подобно тому, как намазы сунна являются подготовкой перед намазом фард.
В предыдущих изученных нами хадисах было сказано, что месяц Мухаррам является самым предпочитаемым месяцем для поста после Рамадана. А теперь на это звание претендует и месяц Шаъбан. Поэтому некоторые наши улемы говорили, что по своим достоинствам месяц Мухаррам стоит после Рамадана и Шаъбана.
Хадисы, рассмотренные нами в данном разделе, призывают поститься в месяц Шаъбан как можно больше, насколько это возможно. А в разделе «Дни, запрещенные для поста» сказано о том, что запрещено поститься за день или два до окончания месяца Шаъбан, что нежелательно (макрух) поститься в нем после шестнадцатого числа. Возникает резонный вопрос: «Не противоречат ли друг другу эти предписания?» Ответ таков: «Нет, здесь нет противоречий». В разделе «Дни, запрещенные для поста» сказано, что это не касается тех, кто всегда постится в Шаъбане. Значит, если человек взял себе за обычай соблюдать пост нафл в месяце Шаъбан, то он может поститься. Но если это не так, то ему запрещен нафл-пост, потому что это может привести к недоразумениям, сомнениям, разногласиям и даже конфликтам.
Следовательно, здесь нет никакого противоречия.
(Из серии "Хадисы и жизнь", Книга о посте)
Обычно, когда в руки берут...
Шайх Ибн Атауллах Сакандари говорит:...
О колдовстве (2) В Священном...
О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...