Обычно, когда в руки берут какую-нибудь книгу, то по прочтении её названия становится ясным, о чем в ней пойдет речь.
Если кто-то хочет получить информацию по конкретному вопросу, он открывает главу или раздел, посвященную этой тематике, прочитывает и находит ответ на интересующий свой вопрос.
В Куръане же нет глав или разделов. Да, это особенная божественная книга, и поэтому она требует к себе исключительного внимания, особого подхода. Именно поэтому глубоко заблуждаются те, кто полагает, что пролистают её ради интереса, пробегутся глазами, резлегшись в мягком кресле, а потом положат на полку. Куръан не является книгой, которая читается один раз, она не предназначена для потехи или чтобы убить время.
Священный Куръан является божественным предприсанием, ниспосланным для достижения рабами божьими благоденствия в обоих мирах. Куръан является наставляющей на правильный путь книгой, аяты которой в области химии, физики, медицины, истории, географии и других областей представляют собой обращенное к человеческому разуму воззвание. Содержащаяся в них идея состоит в том, чтобы читатель извлек из этих примеров в аятах поучительные назидания и тем самым уверовал в могущество Всевышнего Аллаха, нашел правильный путь. В то же время, упоминание о таких вещах в такой священной книге, как Куръан, повышал интерес мусульман к тем самым примерам аятов, призывал их изучать их, и поэтому, когда они стали ближе к Куръану и его учениям, следовали ему, то стали передовыми среди народов мира. Появились такие выдающиеся ученые всемирного значения, как Ибн Сина, Фараби, Улугбек, Бируни, ал-Харезми, Наваи и другие великие личности.
Для понимания Куръана необходима большая подготовка. Как мы уже говорили, его аяты ниспосылались в течении двадцати трех лет, вмешавшись в жизнь людей. Следовательно, необходимо знать все нюансы той жизни, нужно быть сведущим о причинах ниспослания аятов, знать происходившие события. Невозможно постичь его, прочитав всего лишь один-два раза. Напротив, в процессе повторных чтений с каждым разом выявляются все новые и новые значения. Данная божественная книга, 1400 лет назад поразившая и нашедшая путь к сердцам арабов, не знавших ничего, кроме простых условий жизни пустыни, язык и образ жизни которых были близки к естественным, находит также путь и к сердцу беспокойного члена общества, поднявшегося сегодня на вершину технического развития, научного подъема и культурного роста, в котором все выполняют электронные вычислительные машины. Потому что наряду с осознанным чтением, изучением и осмыслением ими Куръана, также в один голос завляют о божественности Куръана их гордость – электронные вычислительные машины. Эти машины утверждают, что буквы, слова и фразы Священного Куръана также имеют определенные численные и количественные закономерности, что является бесконечной темой для интереснейших исследований. Это великое чудо. Египетский ученый Абдураззак Науфал написал книгу под названием «Числовые чудеса в Куръане» и подтвердил выводы электронных машин.
Когда в рамках эксперимента привлекли четырех человек – араба мусульманина, араба немусульманина, неараба мусульманина и неараба немусульманина, дали им послушать запись чтения Куръана и проверили реакцию их психологического восприятия при помощи специальных электронных приборов, то результаты показаний оказались одинаковыми. Взгляните на чудо: понимающие и не понимающие Куръан, уверовавшие в него и не уверовавшие, все подвергаются его воздействию в одинаковой степени! Если пожелает Всевышний Аллах и будут ещё новые научные открытия, чудес Куръана будет ещё больше. Следовательно, к Куръану нужен серьезный подход, необходимо читать и разуметь его.
Священный Куръан является не только книгой для чтения и разумения, но и для соблюдения по разумению. Если человек, прочитав, уразумел прочтенное на самом деле, то он непременно перейдет к исполнению. Потому что, когда Куръан впервые был ниспослан, его первым аятом был «Читай!», и вместе с тем, он поднял Мухаммада алайхиссалам приказом «Вставай!» и призвал к распространению света веры во всем мире. Также уверовавшие в него малочисленные мусульмане, несмотря на трудности и позабыв о своем покое, стали действовать, желая чтобы и другие вкусили то, что вкусили они сами – блага Ислама, Иймана. А сами не переходили к следующему аяту, пока не следовали полностью каждому заученному ими. В результате появилось множество живых «Куръан»ов, шагающих по земле на двух ногах. Они распространили свет Ислама и Веры на весь мир, вывели людей из тьмы недействительных религий к справедливости Ислама, от рабства подобным себе рабам к рабству Господу рабов, от тесноты тленного мира к простору конечного мира.
В том числе и наш народ Маварауннахра также встретил Ислам и Куръан словно жаждущая влаги земля, впитавшая обильный дождь. Под воздействием этого дождя произросли плодовитые растения. В скором времени появились выдающиеся ученые, обретшие мировую известность. Ведущие учителя во всех сферах религиозных и мирских знаний прославились на весь мир. Когда появление из этих краев такого большого количества ученых по сравнению с другими землями служит доказательством того, насколько жители этих краев подходят к Исламу, то сам факт появления стольких ученых именно в период Ислама, а не в другие времена, является доказательством того, что Ислам подходит жителям этого региона.
Да, наряду с другими народами, наш народ когда бы ни был близок к Куръану, хорошо понимал его и следовал ему, благоденствие народа было полным. Когда же происходило противоположное, то его постигали несчастья и горести.
Поистине, Священный Куръан был ниспослан Всевышним Аллахом таким, каким он дошел до нас, и является Его чудотворным словом. Если кто станет отрицать хотя бы один аят, то он выйдет за рамки мусульманства.
Если такая твердая позиция касается текста Куръана, то в отношении понимания его значений ситуация совсем иная. Понимание Куръана бывает разным в зависимости от стараний, уровня интеллекта, сообразительности и знаний. Именно поэтому наши ученые сказали:
«Тафсир – это старания человека, приложенные по мере его возможностей для понимания Слова Аллаха». Среди бесчисленного множества разных тафсиров важное место занимают тафсиры, составленные учеными наших краев.
Если книгу имама Фахриддина Рази Исламский мир с потением называет «Тафсирул Кабир» («Большой тафсир»), то о тафсире «Кашшаф» («Раскрывающий») имама Джаруллаха Замахшари ученые говорят, что если бы не «Кашшаф», значения Священного Куръана остались бы не раскрытыми.
За тафсир «Таъвилаату ахли Сунна» имама Абу Мансура Матуриди ас-Самарканди и другие его книги Исламский мир назвал этого человека «Реформатором вероубеждения мазхаба «Ахлус сунна вал джамаа».
Тафсир «Мадарикут танзил» имама Абул Бараката ан-Насафи до сих пор является учебным пособием в исламских учебных заведениях.
К сожалению, мы не можем сказать, когда в нашей стране был написан последний тафсир, то есть я хочу сказать, что прошло много времени, как мы отдалились от Куръана.
Что же касается перевода Священного Куръана, то его нельзя перевести в совершенстве ни на один из языков. Потому что текст на арабском чудотворен, это свойственно арабскому языку, и Куръан исходит из его возможностей. Именно поэтому Всевышний Аллах избрал данный язык для Своей последней книги. Эти особенности отсутствуют в других языках. Но наши ученые дали разрешение на перевод смыслов Куръана, утверждая, что это необходимо.
Смысл Священного Куръана переведен на многие языки народов мира. В том числе, был переведен на узбекский язык со стороны Алтинхана туры (Махмуд Тарази), который совершил хиджру в Лучезарную Медину в целях сохранения своей религии и веры, спасаясь от репрессий тридцатых годов ХХ века, в особенности, от «охоты», организованной на наших религиозных улемов. Книга была опубликована в Индии, а несколько экземпляров дошли и до нас. Были и другие попытки, но они не дошли до масс.
В настоящее время, на земле ученых, написавших тафсиры к Священному Куръану, их правнуки не то, чтобы писать толкования, но даже не умеют читать Куръан. Лишь малочисленная категория людей умеет читать божественное руководство, считанные люди с помощью тафсиров на арабском языке понимают значение Куръана.
Хвала Аллаху, сейчас начался возврат к Куръану, день за днем увеличивается число тех, кто учится читать его. Естественно, умножается количество желающих знать его значения.
Из вступления ко второму изданию «Тафсири Хилал» на узбекском языке
О колдовстве (2) В Священном...
О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Русские становятся мусульманами по зову...
Бывшая монахиня Мерседита де Вера...