Часть 1
(Из книги «Тафсир Хилал»)
ЧИТАТЕЛЯМ «ТАФСИР ХИЛАЛ»
Бисмиллахир Рахманир Рахим
…Дорогой и почтенный читатель! Прежде всего любезно позвольте вашему скромному слуге, нуждающемуся в помиловании своего Господа и в молитвах такого почитателя, как вы, поздравить вас с началом самого благого, самого благодатного и самого полезного дела в вашей жизни.
Ибо ваша милость взяла в свои достойные руки, что дал вам Всевышний Аллах, тафсир самой благодатной книги, ниспосланной Аллахом, Всевышний Он и Всемогущий. И теперь, уважаемый, вы не должны ни на секунду забывать о том, что строки, над которыми вы будете проливать свет своих благородных очей, не являются строками, разъясняющими значения земного происхождения, а есть строки, разъясняющие значения, тафсир божественного слова, доставленного сквозь семь слоев неба самым надежным и самым приближенным ангелом от Всевышнего и Пречистого Аллаха.
Да, дорогой и почтенный читатель! Вы осуществляете не простое, обыденное дело. Вы, уважаемый, начинаете чрезвычайное дело — читаете Слово Господа миров, читаете значения аятов Священного Куръана, читаете толкование божественного предписания. Как вам известно, для выполнения чрезвычайного дела необходимы чрезвычайная готовность, чрезвычайное усердие, чрезвычайное внимание и стремление. А в начале этого списка — очень великое и необходимое состояние под названием тахара (чистота). Да, каждая связь, каждое действие с пречистым Куръаном — Словом Всевышнего Аллаха, Обладателя качества Тахир (Наичистейший), — хранимого на пречистых страницах, на высочайшем Арше , и доставленного оттуда на земную небесную твердь пречистыми ангелами, должны осуществляться только в состоянии чистоты. Да, дорогой и уважаемый читатель, для благодатного дела, что вы сейчас начинаете, крайне необходима чистота. Чистота в полном смысле этого слова: чистота и телесная, и духовная — чистота тела и чистота помыслов. А посему, каждый раз, перед тем как взять эту книгу в руки, вы также берете на себя ответственность уделять особое внимание чистоте вашей одежды, местопребывания и необходимости самому быть в состоянии омовения. Самое важное — духовная чистота, чистота сердца. Вашей обязанностью является проявить особое усердие в этом деле. Потому как для чтения-изучения, постижения-восприятия пречистого Слова Наичистейшего Господа, наряду с наличием чистого тела, чистой одежды, чистого места, основными условиями являются чистые помыслы, чистое сердце, чистое сознание, чистое вероубеждение и чистая нравственность. Ибо для принятия чего-то чистого необходимо чистое место-пространство.
Господь миров сказал о Своем пречистом Слове: «Не держит его никто, кроме очищенных». Истиной является то, что Священный Куръан есть пречистое Слово Всевышнего Аллаха. Если раб божий приложит старания изучать данное пречистое Слово с ихласом , то, безусловно, получит пользу. Но если столкнется с помехой, то ему надлежит искать недостаток в себе.
Дорогой и почтенный читатель, вы удостаиваетесь счастья читать и изучать Слово Всевышнего Аллаха. До этого вы читали слова рабов Аллаха. Бесспорно, между словом Аллаха и словами Его рабов есть разница. Вы спросите: насколько велика эта разница? Лучше давайте зададим этот вопрос человеку, который первым принял божественное Слово от Всевышнего Аллаха, тому, кто первым услышал Слово Аллаха, тому, кто принял и передал Слово Аллаха всему человечеству — любимому всеми нами Пророку Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам. Он саллаллаху алайхи васаллам отвечает на этот вопрос посредством своего хадиса, переданного имамом Тирмизи от Абу Саъида ал-Худри радияллаху анху :
«Достоинство Слова Аллаха относительно других слов подобно достоинству Всевышнего Аллаха относительно Его созданий».
Теперь, возможно, мы осознали, насколько велико дело, за которое беремся. Да, дорогой читатель тафсира, преобладание Слова Аллаха, которое мы с вами собираемся изучить, над другими словами подобно превосходству Аллаха над Его рабами. Как только мы осознаем эту великую истину, то должны стремиться быть достойными высочайшего уровня священного Слова, которое изучаем.
Уважаемый читатель, Всевышний Аллах даровал всем нам великое и несравненное счастье тем, что посредством данной книги приобщил нас к Своему священному Слову. Мы с вами удостоились благодати изучения священной Книги, единственной в мире, которая остается без единого изменения даже в одной букве, обязанность сохранения которой в чистом виде вплоть до Судного дня Всевышний Аллах взял на Себя. Кроме Священного Куръана в мире нет ни одного чистого, не претерпевшего изменения божественного, небесного писания. Некоторые книги, которым приписывается божественное происхождение, отличаются от оригиналов и исказились из-за добавления различных корыстных идей и слов. Даже если бы они не претерпели изменений, то все равно после ниспослания Священного Куръана они были бы упразднены, то есть все ранние божественные книги отменены. Следовательно, мы с вами изучаем самую великую, самую священную, самую чистую, самую благодатную книгу в мире.
Да, дорогой читатель! Мы с вами читаем не простую книгу. Мы с вами читаем божественную книгу. О награде за это дело благовествует множество хадисов от Посланника Аллаха Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, каждое слово которого было правдой и который обладал качеством садикул масдук — правдивый и подтвержденный (достойный доверия). В частности, в благородном хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху, возлюбленный Господа миров Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто прочтет букву из Слова Аллаха, за это ему записывается добро. А одно добро умножается в десять раз. Я не говорю, что Алиф, Лаам, Миим — это [одна] буква. Но, Алиф — это [одна] буква, Лаам — это [одна] буква, Мим — это [одна] буква».
Вот видите, дорогие, буквы Алиф, Лаам и Миим в начале одной суры являются не одной, а тремя буквами. За них по одному воздастся три саваба — благих воздаяния. А затем умножается на десять и достигает тридцати. Это обещание человеку, прочитавшему упомянутые буквы. Мы же с вами, после того, как прочтем эти благодатные буквы, также будем изучать перевод их смысла, затем их тафсир — толкование, а потом начнем учиться и следовать им. Мы легко можем понять, какие награды и благие воздаяния будут дарованы Всевышним и Пречистым Господом за эти деяния. Значит, за чтение каждой буквы из книги, что мы держим в руках, мы получим отдельный саваб. И нашим долгом является достойно оценить это счастье.
Вы, уважаемый, сидите один и читаете толкование к словам Аллаха. Но вы не одиноки. Около вас, вместе с двумя ангелами, непосредственно прикрепленными к вам, находится также сакина, ниспосланная благодаря тому, что вы изучаете Священный Куръан. Сакина — это нечто облакообразное, одно из созданий Всевышнего Аллаха, невидимое простому взору. В нем есть спокойствие, милость и безмолвие, и оно сопутствует ангелам. Именно потому, что через сакину сердце очищается и заполняется светом, оно и получило свое название (сакина — дословно «спокойствие», «умиротворение»). Эти слова не взяты из воздуха. Эти слова — слова Посланника Господа миров саллаллаху алайхи васаллам.
Имам Бухари, имам Муслим, имам Тирмизи передают от Бараъ радияллаху анху:
«Один человек читал вслух суру “Кахф”. Его конь был привязан перед ним двумя веревками. Какое-то облако окутало его и, кружа, стало приближаться. Конь, испугавшись, стал сторониться его. После восхода солнца тот человек пришел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и рассказал о произошедшем. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Это была сакина. Она была ниспослана для Куръана”».
Как уточняется в других передачах хадиса, этим сподвижником был Усайд ибн Хузайр радияллаху анху. Когда из-за беспокойства коня он был потревожен и прекратил чтение, сакина тоже остановилась. А когда конь успокоился и он заново начал чтение, сакина продолжила спуск. Это повторилось несколько раз.
Теперь уважаемому читателю наверняка стало понятнее, что за Слово он изучает. И мы с вами должны быть достойными того Слова, которое изучаем.
Возможно, у вашей милости возникнут трудности в чтении, изучении и разумении Слова Аллаха. Может, ваш язык не сумеет освоить выговор. Возможно, вам будет трудно постичь значения. Все это обычное состояние для человека, ранее не получавшего систематизированного религиозного образования, не обретшего куръанические знания. Даже если случится так, не огорчайтесь. Не печальтесь, дескать, если бы вы знали больше, то читали бы быстрее и помногу, получая соответственно больше благих воздаяний. Знайте, что испытывающему трудности в чтении и изучении Слова Аллаха воздастся соответствующими савабами.
В благородном хадисе, переданном имамом Бухари, имамом Муслимом, имамом Абу Давудом и имамом Тирмизи от матери правоверных Аиши радияллаху анха, наш любимый Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Человек, искусный в Куръане, будет вместе с посланниками, уважаемыми, покорными [ангелами]. Для того же, кто читает [Куръан] и это дается ему с трудом, есть две награды».
Значит, люди, которые тщательно изучают Куръан и становятся искусными в нем, будут вместе с ангелами, ведущими относящиеся к Куръану дела в мире ангелов. Но тем, кто испытывает трудности в учении Куръана, как оказывается, полагается награда в двойном размере: одна награда за чтение Куръана, другая награда за испытанные трудности в чтении (произнесении).
Известно, что ничто не дается легко, без трудностей. Ведь даже просто из-за всяких ненужных, запретных (харам ) и порицаемых дел люди терпят столько трудностей. Так что с того, если мы с вами столкнемся с некоторыми затруднениями ради самого благородного, самого благого, самого полезного дела. По сути, каждое дело на пути постижения Слова Аллаха является удовольствием, успокоением и отдыхом. Главная трудность, главное мучение, главное несчастье — пребывать в незнании, лишиться удовольствия пользования Словом Аллаха. В благородном хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Тот, в ком нет ничего из Куръана, подобен опустевшему дому [дому в руинах]».
Упаси Аллах! Значит, посредством всего того, что мы с вами обретаем, изучая данную книгу, благоустраивается, облагораживается дом нашего сердца, дом нашей веры и убеждения, дом нашей духовности. Не каждый удостаивается подобного счастья и благоденствия.
Своими стараниями в изучении Слова Аллаха мы, оказывается, достигаем благих воздаяний и наград, ниспускания сакины, прекращения опустошенности дома нашего сердца и его благоустройства, а также многих других подобных вещей, полезных для нашего благополучия в обоих мирах. Мы должны, по мере возможности, с большим ихласом (искренностью) проявлять старание в этом благородном деле.
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Бывшая монахиня Мерседита де Вера...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...