Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.
Названием суры стало последнее слово первого аята – «баййина».
Смысл этого арабского слова – «излагающий», «ясный аргумент», «довод, доказательство». Баййина – это вещественное доказательство, приведенное для утверждения истины. В контексте Куръана это слово переведено на русский язык как «ясное доказательство». В данной суре под словом «баййина» – «ясное доказательство» подразумевается пророчество Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
До ниспослания Куръана Пророку саллаллаху алайхи васаллам мир был полон нечестия, лживых вероубеждений, бидъы, предрассудков и суеверия. И люди книги, и мушрики стали людьми извращенного убеждения.
Некоторые из людей книги говорили арабам-язычникам: «В нашей священной книге говорится, что скоро Аллах пошлет пророка из арабов, который установит справедливость, и будет судить по истине, мы последуем за ним и победим вас». Мушрики-язычники же говорили: «В таком случае, мы к нему ближе, чем вы», - и с нетерпением ожидали прихода пророка.
Но когда Аллах послал Пророком Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, то все они выступили против него. Неверие ослепило их сердца и преградило им путь к вере.
Данная сура поведала эту истину.
Сура «Баййина» является мекканской, её иногда называют и «Лам якун», по первым словам суры. Эта сура рассматривает:
– отношение людей книг к пророчеству Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам;
– вопрос искреннего (с ихласом) поклонения Всевышнему Аллаху;
– вопросы об исходе правоверных, язычников и неверных в загробной жизни.
Сура начинается с изложения того, как люди книги относились к призыву Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Затем рассматривается вопрос искреннего, с ихласом поклонения Аллаху – один из важнейших элементов веры.
В конце суры говорится, что люди книги и язычники являются наихудшими из всех созданий, что они войдут в геенну.
Вместе с тем, утверждается, что праведные мусульмане являются наилучшими из людей и непременно займут место в раю.
ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. Не были те, которые не уверовали из людей книги и мушриков, расставшимися, пока не пришло к ним ясное доказательство («баййина»).
Народы, которым была ниспослана божественная книга для определенной эпохи, называются «людьми книги».
В аяте упоминаются также «мушрики». Это язычники-многобожники, которые поклоняются идолам. Некоторые люди, размышляя над смыслом данного аята, считают также мушриками людей книги, опираясь в своих рассуждениях на то, что одни называют Узайра (Ездру) сыном Бога, а другие сыном Бога считают Ийсу (Иисуса). И в самом деле, в них присутствуют признаки многобожия, однако, в них преобладают атрибуты людей книги. Поэтому они все равно будут называться людьми книги.
То, что в священном аяте говорится «Те, которые не уверовали из людей книги и мушриков» означает, что эти две категории людей относятся к неверным – кафирам. И здесь неуместна оговорка, дескать, люди книги также верят в Бога, пророка, божественную книгу и загробную жизнь. Потому что они не уверовали так, как велел им Аллах, они по-своему исказили повеление Аллаха и Его Книгу, а это самое большое проявление куфра – неверия.
Как уже отмечалось, «баййина» в аяте подразумевает, что принятие Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам Куръана, его призыв к Исламу являлось ясным знамением-доказательством. В частности, ясным доказательством было и то, что излагалось в Куръане о куфре и заблуждении мушриков и людей иных вероисповеданий.
В аяте говорится, что, пока не пришло к ним ясное доказательство – «баййина», многобожники и люди книги не расставались. С чем они не расставались? Они не расставались с тем, чего они придерживались - неверия и заблуждения. Они не расставались доставшимися им от их предков своими куфрами и заблуждениями, и жили по старому, оставаясь такими, какими были прежде.
Но после того, как к ним явилось от Аллаха «баййина» – ясное доказательство наставления и истины в виде пророчества Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, то некоторые из язычников и людей книги расставшись с куфром и заблуждением, стали обретать веру и встали на путь истины. Ибо первые мусульмане, в сущности своей, были прежде либо мушриками, либо людьми книги.
Обобщая, можно сделать заключение, что смысл данного аята в следующем:
Неуверовавшие люди книги и мушрики не стали бы отчуждаться от своего неверия и заблуждения до тех пор, пока не пришло к ним упомянутое в прошлых божественных книгах ясное доказательство-знамение – «баййина» – Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам в качестве Пророка.
В следующем аяте разъясняется, что собой представляет «баййина» – «ясное доказательство». Это…
2. Посланник от Аллаха читает свитки очищенные.
То есть, ясное доказательство, знамение – это Посланник Аллаха, на которого возложена пророческая миссия. Он возвестит людям истину и наставит их на верный путь, читая им очищенные ото лжи, сомнений, раздора, заблуждений и других подобных пороков страницы – Куръан.
3. В них писания безупречные.
То есть, в этих свитках есть истинные писания, которые изложит им посланный Аллахом и являющийся доказательством Пророк, отличающий истину ото лжи.
4. И разделились те, которым была дана Книга, лишь после того, как пришло к ним ясное доказательство.
Раньше люди книги в один голос говорили, что скоро явится новый пророк, чьи достоинства ясно описаны в их священных книгах, где сказано о нем так-то и так-то. Когда же Всевышний Аллах послал пророком Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, они разделились. Некоторые из них уверовали и стали мусульманами, другие завистливо отвергли веру, третьи стали утверждать, что они ждали другого пророка.
5. И не были они повелены, кроме как поклоняться Аллаху, быть искренними Его религии и ханифами, и безупречно совершать намаз и давать закáт. Это и есть религия безупречной (уммы).
Да, людям книги предписывалось поклонятся только Самому Аллаху: искренне и будучи ханифами, то есть будучи приверженцами истинного единобожия и не склоняясь к другим. Но не все последовали этому предписанию, ослушались. Некоторые из них стали поклоняться не единственному Аллаху, а Узайру, Ийсе, Марйам и даже своим священнослужителям и монахам.
Аллах Пречист Он и Всевышен, в суре «Тауба» говорит:
«И они взяли себе своих раввинов и монахов за господ, вместо Аллаха, также и Масийха (Мессию) сына Марйам. И не были повелены ничему, кроме как поклоняться единому Богу. Нет божества кроме Него, Пречист Он от того, что придают Ему в сотоварищи!» (сура «Тауба», аят 31).
Разумеется, раввинам и монахам поклонялись не в прямом смысле, а следовали их указаниям, не следуя предписаниям Аллаха: признавали халалом – дозволенным то, что они объявляли им халалом, а харамом то, что они называли харамом. Они же…
«И не были они повелены, кроме как поклоняться Аллаху, быть искренними Его религии и ханифами…»
Да, людям книги было предписано следовать лишь религии Аллаха, выполнять лишь Его предписания. Но они не выполнили божественное повеление. Более того, они исказили их, и приписали к священным текстам запреты и другие угодные себе предписания, которых в них не было.
Приверженность к религии Аллаха требует делать все в жизни, помня Аллаха, в угоду Ему. Преданность, искренность Аллаху – основа веры, основа Ислама.
В хадисе кудси Аллах говорит: «Я – Самый Ненуждающийся из всех ненуждающихся от сотоварищей. Если, кто совершит деяние и приравняет в нем Мне другого, Я покину и его, и его «ширк».
Исламские улемы подразделяют людские деяния на три группы:
1. Веленные деяния (предписанные Аллахом). При совершении этих деяний обязательно следует нацелиться на довольство Аллаха, то есть необходимо совершать их ради угождения Всевышнему Аллаху. Если намерение будет чуточку иным, то это деяние уже превратится в рия – в деяние для чужих глаз, в показуху.
2. Запреты Аллаха. Если человек оставит такие деяния просто так, без намерения, то он избежит их вреда, но не получит за это воздаяния. Но если человек не пойдет на такие деяния из боязни перед Аллахом, ради Его довольства и с намерением, то он будет вознагражден.
3. Мубах деяния («допустимые деяния» – любые разрешаемые шариатом действия, за которые не полагается воздаяние). К ним относятся такие повседневные действия, как употребление пищи, питье, семейные дела. Выполняя их просто так, без предварительного намерения ради Аллаха, человек не получит вознаграждения от Него. Но если он будет заниматься этими делами во имя Аллаха, с намерением, ради обретения Его довольства, то это будет сродни поклонению. Принятие пищи ради подкрепления для поклонения тоже равносильно поклонению.
Также им было велено «быть… ханифами»
Да, людям книги было велено быть непоколебимыми в религии Аллаха, не проявлять склонность к другим религиям. Но они не исполнили и это повеление Аллаха. Они пренебрегли Исламом, и последовали за другими религиями и течениями.
«…и безупречно совершать намаз, и давать закáт»
Да, людям книги было велено безупречно совершать намаз, давать предписанный фардом (обязательным) закáт. Но они не исполнили и это повеление Аллаха.
Если бы они исполнили эти повеления, то обрели бы истинную веру. Ибо…
«Это и есть религия безупречной (уммы)».
То есть, описанная выше вера является верой исламской, безупречной, правильной уммы. Но те из людей книги и язычников, кто подался в неверие и тем не выполнил повеление Аллаха, не пошел по пути истины, по которому пошла умма истинной веры, - то есть, мусульмане, - они обречены. Об этом говорится в следующем аяте.
6. Поистине те, которые не уверовали из людей книги и многобожников – в огне геенны, вечно пребывающие в ней. Те – наихудшие из созданий.
То есть, кто бы это ни был – люди книги или язычники-мушрики, - если они не уверовали в Куръан и Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, то в конечном мире (ахирате) будут низвергнуты в ад и останутся там навечно. Они - наихудшие из людей. Ибо нет на свете ничего худшего, чем проявление куфра – неверия.
И наоборот…
7. Поистине, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, те – наилучшие из созданий.
Нет на свете дела, более лучшего, чем вера - ийман и праведные деяния.
Священный Куръан вслед за верой (ийманом) всегда приводит праведное деяние. Так как истинная вера это та вера, которая подтвердилась в сердце, и подкрепилась праведным деянием. А праведные дела состоят из деяний, повеленных Аллахом.
8. Их воздаяние у их Господа – сады Адн, где текут под ними реки; они вечно пребывающие в них навсегда. Доволен Аллах ими, и они довольны Им. Это – для тех, кто убоялся своего Господа.
То есть, хорошие из рабов божьих, удостоившиеся звания лучших созданий, которые уверовав, совершали праведные деяния, в ином мире будут удостоены награды при Аллахе – рая «Адн», под которым текут реки. «Адн» («Эдем») означает «место вечного пребывания». Это для них воздаяние от их Господа.
«Вечно пребывающие в них навсегда»
То есть, в этом раю «Адн» они будут жить вечно, не покидая его. И они там не умрут, то есть будут бессмертны. А будут испытывать вечное блаженство, продолжительно вкушая райские дары.
«доволен Аллах ими…»
То есть, Аллах стал доволен их верой и вероубеждениями в жизни земной и их ибадатами Ему.
«…и они довольны Им».
То есть, правоверные рабы также безгранично довольны возданными им высшими положениями в конечном мире и дарованными благами Аллаха.
«Это – для тех, кто убоялся своего Господа».
Да сделает нас Аллах из числа тех, кто убоялся своего Господа! Аминь!
Из "Тафсири Хилал"
Брюссель. – Председатель Федерации исламских...
О колдовстве (1) Среди людей...
О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...
Какие они существа, джинны? (6)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (9)...