Четверг Джумад-уль-авваль 19 1446 | Четверг ноября 21 2024

Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.‎

 

 

 

Названием суры стало последнее слово первого аята – «баййина».‎

Смысл этого арабского слова – «излагающий», «ясный аргумент», «довод, доказательство». ‎Баййина – это вещественное доказательство, приведенное для утверждения истины. В контексте ‎Куръана это слово переведено на русский язык как «ясное доказательство». В данной суре под ‎словом «баййина» – «ясное доказательство» подразумевается пророчество Мухаммада саллаллаху ‎алайхи васаллам.‎

До ниспослания Куръана Пророку саллаллаху алайхи васаллам мир был полон нечестия, ‎лживых вероубеждений, бидъы, предрассудков и суеверия. И люди книги, и мушрики стали людьми ‎извращенного убеждения.‎

Некоторые из людей книги говорили арабам-язычникам: «В нашей священной книге ‎говорится, что скоро Аллах пошлет пророка из арабов, который установит справедливость, и будет ‎судить по истине, мы последуем за ним и победим вас». Мушрики-язычники же говорили: «В таком ‎случае, мы к нему ближе, чем вы», - и с нетерпением ожидали прихода пророка.‎

Но когда Аллах послал Пророком Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, то все они ‎выступили против него. Неверие ослепило их сердца и преградило им путь к вере.‎

Данная сура поведала эту истину.‎

Сура «Баййина» является мекканской, её иногда называют и «Лам якун», по первым словам ‎суры. Эта сура рассматривает:‎

‎– отношение людей книг к пророчеству Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам;‎

‎– вопрос искреннего (с ихласом) поклонения Всевышнему Аллаху;‎

‎– вопросы об исходе правоверных, язычников и неверных в загробной жизни.‎

Сура начинается с изложения того, как люди книги относились к призыву Посланника Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам.‎

Затем рассматривается вопрос искреннего, с ихласом поклонения Аллаху – один из ‎важнейших элементов веры.‎

В конце суры говорится, что люди книги и язычники являются наихудшими из всех созданий, ‎что они войдут в геенну.‎

Вместе с тем, утверждается, что праведные мусульмане являются наилучшими из людей и ‎непременно займут место в раю.‎

 

ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!‎

‎1. Не были те, которые не уверовали из людей книги и мушриков, расставшимися, пока ‎не пришло к ним ясное доказательство («баййина»).‎

Народы, которым была ниспослана божественная книга для определенной эпохи, называются ‎‎«людьми книги».‎

В аяте упоминаются также «мушрики». Это язычники-многобожники, которые поклоняются ‎идолам. Некоторые люди, размышляя над смыслом данного аята, считают также мушриками людей ‎книги, опираясь в своих рассуждениях на то, что одни называют Узайра (Ездру) сыном Бога, а ‎другие сыном Бога считают Ийсу (Иисуса). И в самом деле, в них присутствуют признаки ‎многобожия, однако, в них преобладают атрибуты людей книги. Поэтому они все равно будут ‎называться людьми книги.‎

То, что в священном аяте говорится «Те, которые не уверовали из людей книги и ‎мушриков» означает, что эти две категории людей относятся к неверным – кафирам. И здесь ‎неуместна оговорка, дескать, люди книги также верят в Бога, пророка, божественную книгу и ‎загробную жизнь. Потому что они не уверовали так, как велел им Аллах, они по-своему исказили ‎повеление Аллаха и Его Книгу, а это самое большое проявление куфра – неверия.‎

Как уже отмечалось, «баййина» в аяте подразумевает, что принятие Мухаммадом саллаллаху ‎алайхи васаллам Куръана, его призыв к Исламу являлось ясным знамением-доказательством. В ‎частности, ясным доказательством было и то, что излагалось в Куръане о куфре и заблуждении ‎мушриков и людей иных вероисповеданий.‎

В аяте говорится, что, пока не пришло к ним ясное доказательство – «баййина», ‎многобожники и люди книги не расставались. С чем они не расставались? Они не расставались с ‎тем, чего они придерживались - неверия и заблуждения. Они не расставались доставшимися им от их ‎предков своими куфрами и заблуждениями, и жили по старому, оставаясь такими, какими были ‎прежде.‎

Но после того, как к ним явилось от Аллаха «баййина» – ясное доказательство наставления и ‎истины в виде пророчества Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, то некоторые из язычников и ‎людей книги расставшись с куфром и заблуждением, стали обретать веру и встали на путь истины. ‎Ибо первые мусульмане, в сущности своей, были прежде либо мушриками, либо людьми книги.‎

Обобщая, можно сделать заключение, что смысл данного аята в следующем:‎

Неуверовавшие люди книги и мушрики не стали бы отчуждаться от своего неверия и ‎заблуждения до тех пор, пока не пришло к ним упомянутое в прошлых божественных книгах ясное ‎доказательство-знамение – «баййина» – Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам в качестве Пророка.‎

В следующем аяте разъясняется, что собой представляет «баййина» – «ясное доказательство». ‎Это…‎

‎2. Посланник от Аллаха читает свитки очищенные.‎

То есть, ясное доказательство, знамение – это Посланник Аллаха, на которого возложена ‎пророческая миссия. Он возвестит людям истину и наставит их на верный путь, читая им очищенные ‎ото лжи, сомнений, раздора, заблуждений и других подобных пороков страницы – Куръан.‎

‎3. В них писания безупречные.‎

То есть, в этих свитках есть истинные писания, которые изложит им посланный Аллахом и ‎являющийся доказательством Пророк, отличающий истину ото лжи.‎

‎4. И разделились те, которым была дана Книга, лишь после того, как пришло к ним ‎ясное доказательство.‎

Раньше люди книги в один голос говорили, что скоро явится новый пророк, чьи достоинства ‎ясно описаны в их священных книгах, где сказано о нем так-то и так-то. Когда же Всевышний Аллах ‎послал пророком Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, они разделились. Некоторые из них ‎уверовали и стали мусульманами, другие завистливо отвергли веру, третьи стали утверждать, что ‎они ждали другого пророка.‎

‎5. И не были они повелены, кроме как поклоняться Аллаху, быть искренними Его ‎религии и ханифами, и безупречно совершать намаз и давать закáт. Это и есть религия ‎безупречной (уммы).‎

Да, людям книги предписывалось поклонятся только Самому Аллаху: искренне и будучи ‎ханифами, то есть будучи приверженцами истинного единобожия и не склоняясь к другим. Но не все ‎последовали этому предписанию, ослушались. Некоторые из них стали поклоняться не ‎единственному Аллаху, а Узайру, Ийсе, Марйам и даже своим священнослужителям и монахам.‎

Аллах Пречист Он и Всевышен, в суре «Тауба» говорит:‎

‎«И они взяли себе своих раввинов и монахов за господ, вместо Аллаха, также и Масийха ‎‎(Мессию) сына Марйам. И не были повелены ничему, кроме как поклоняться единому Богу. ‎Нет божества кроме Него, Пречист Он от того, что придают Ему в сотоварищи!» (сура «Тауба», ‎аят 31).‎

Разумеется, раввинам и монахам поклонялись не в прямом смысле, а следовали их указаниям, ‎не следуя предписаниям Аллаха: признавали халалом – дозволенным то, что они объявляли им ‎халалом, а харамом то, что они называли харамом. Они же…‎

‎«И не были они повелены, кроме как поклоняться Аллаху, быть искренними Его ‎религии и ханифами…»‎

Да, людям книги было предписано следовать лишь религии Аллаха, выполнять лишь Его ‎предписания. Но они не выполнили божественное повеление. Более того, они исказили их, и ‎приписали к священным текстам запреты и другие угодные себе предписания, которых в них не ‎было.‎

Приверженность к религии Аллаха требует делать все в жизни, помня Аллаха, в угоду Ему. ‎Преданность, искренность Аллаху – основа веры, основа Ислама.‎

В хадисе кудси Аллах говорит: «Я – Самый Ненуждающийся из всех ненуждающихся от ‎сотоварищей. Если, кто совершит деяние и приравняет в нем Мне другого, Я покину и его, и его ‎‎«ширк».‎

Исламские улемы подразделяют людские деяния на три группы:‎

‎1. Веленные деяния (предписанные Аллахом). При совершении этих деяний обязательно ‎следует нацелиться на довольство Аллаха, то есть необходимо совершать их ради угождения ‎Всевышнему Аллаху. Если намерение будет чуточку иным, то это деяние уже превратится в рия – в ‎деяние для чужих глаз, в показуху.‎

‎2. Запреты Аллаха. Если человек оставит такие деяния ‎просто так, без намерения, то он избежит их вреда, но не получит за это воздаяния. Но если человек ‎не пойдет на такие деяния из боязни перед Аллахом, ради Его довольства и с намерением, то он ‎будет вознагражден.‎

‎3. Мубах деяния («допустимые деяния» – любые разрешаемые шариатом действия, за которые ‎не полагается воздаяние). К ним относятся такие повседневные действия, как употребление пищи, ‎питье, семейные дела. Выполняя их просто так, без предварительного намерения ради Аллаха, ‎человек не получит вознаграждения от Него. Но если он будет заниматься этими делами во имя ‎Аллаха, с намерением, ради обретения Его довольства, то это будет сродни поклонению. Принятие ‎пищи ради подкрепления для поклонения тоже равносильно поклонению.‎

Также им было велено «быть… ханифами»‎

Да, людям книги было велено быть непоколебимыми в религии Аллаха, не проявлять ‎склонность к другим религиям. Но они не исполнили и это повеление Аллаха. Они пренебрегли ‎Исламом, и последовали за другими религиями и течениями.‎

‎«…и безупречно совершать намаз, и давать закáт»‎

Да, людям книги было велено безупречно совершать намаз, давать предписанный фардом ‎‎(обязательным) закáт. Но они не исполнили и это повеление Аллаха.‎

Если бы они исполнили эти повеления, то обрели бы истинную веру. Ибо…‎

‎«Это и есть религия безупречной (уммы)».‎

То есть, описанная выше вера является верой исламской, безупречной, правильной уммы. Но ‎те из людей книги и язычников, кто подался в неверие и тем не выполнил повеление Аллаха, не ‎пошел по пути истины, по которому пошла умма истинной веры, - то есть, мусульмане, - они ‎обречены. Об этом говорится в следующем аяте.‎

‎6. Поистине те, которые не уверовали из людей книги и многобожников – в огне геенны, ‎вечно пребывающие в ней. Те – наихудшие из созданий.‎

То есть, кто бы это ни был – люди книги или язычники-мушрики, - если они не уверовали в ‎Куръан и Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, то в конечном мире (ахирате) будут ‎низвергнуты в ад и останутся там навечно. Они - наихудшие из людей. Ибо нет на свете ничего ‎худшего, чем проявление куфра – неверия.‎

И наоборот…‎

‎7. Поистине, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, те – наилучшие из ‎созданий.‎

Нет на свете дела, более лучшего, чем вера - ийман и праведные деяния.‎

Священный Куръан вслед за верой (ийманом) всегда приводит праведное деяние. Так как ‎истинная вера это та вера, которая подтвердилась в сердце, и подкрепилась праведным деянием. А ‎праведные дела состоят из деяний, повеленных Аллахом.‎

‎8. Их воздаяние у их Господа – сады Адн, где текут под ними реки; они вечно ‎пребывающие в них навсегда. Доволен Аллах ими, и они довольны Им. Это – для тех, кто ‎убоялся своего Господа.‎

То есть, хорошие из рабов божьих, удостоившиеся звания лучших созданий, которые ‎уверовав, совершали праведные деяния, в ином мире будут удостоены награды при Аллахе – рая ‎‎«Адн», под которым текут реки. «Адн» («Эдем») означает «место вечного пребывания». Это для них ‎воздаяние от их Господа.‎

‎«Вечно пребывающие в них навсегда»‎

То есть, в этом раю «Адн» они будут жить вечно, не покидая его. И они там не умрут, то есть ‎будут бессмертны. А будут испытывать вечное блаженство, продолжительно вкушая райские дары.‎

‎«доволен Аллах ими…»‎

То есть, Аллах стал доволен их верой и вероубеждениями в жизни земной и их ибадатами ‎Ему.‎

‎«…и они довольны Им».‎

То есть, правоверные рабы также безгранично довольны возданными им высшими ‎положениями в конечном мире и дарованными благами Аллаха.‎

‎«Это – для тех, кто убоялся своего Господа».‎

Да сделает нас Аллах из числа тех, кто убоялся своего Господа! Аминь!‎

Из "Тафсири Хилал"

 

 

 

Самое читаемое

Американский пастор пригрозил...

Пастор из Флориды Терри Джонс...

Истина о гадании...

О колдовстве (2) В Священном...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...

Израильская полиция задерживает...

Полиция Израиля начала задерживать в...

Достоинство солавата

Шайх Ибн Атауллах Сакандари говорит:...