Суббота Зуль-каада 10 1445 | Суббота мая 18 2024

[аят 173]

 

После того, как в предыдущем аяте было велено вкушать из чистой пищи, дарованной в удел, в следующем аяте упоминается о вещах, которые запрещены — предписаны харамными для употребления верующим человеком.

173. Поистине, [Он] предписал вам харамом только мертвечину, кровь, мясо свиньи, и то, над чем [при забивании] произнесено имя кого-то другого, помимо Аллаха. Кто же вынужден, не будучи склонным к удовольствию и преступающим, то нет греха на нем. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный.

В аяте перечисляются четыре вида запретных для мусульман продуктов.

1. Мертвечина. Мясо животных, которых Всевышний Аллах объявил халалными, но умерших своей смертью — такое мясо является харамом. Всем известно, что чистое человеческое естество не приемлет мертвечину. Для того чтобы есть ее сознательно, ведая о том, что это мертвечина, нужно выйти за рамки человеческой природы. К тому же, животное не умирает само по себе, если его не постигает тяжелая болезнь. Вместе с болезнью в мясе животного распространяются всякие бактерии и микробы. Современная медицина открыла множество подобных мудростей. А ведь сколько еще существует мудростей, о которых мы не знаем.

2. Кровь. Употребление крови животного, которая собирается, когда она вытекает при заклании животного, также является харамом. Кровь, оставшаяся в кровеносных сосудах зарезанного животного, не является запретной. Чистое человеческое естество также отвергает кровь, вытекшую из горла заколотых животных. Если смотреть также с точки зрения медицины, то когда животное закалывается, вместе с его кровью вытекают все имеющиеся в этой крови микробы, возбудители болезней и другие вредные вещества, а употреблять такую собранную кровь — это сущий вред. Всевышний Аллах предписывает человеку харамом все, что приносит ему вред.

3. Мясо свиньи. Применение в аяте самого слова «мясо» не должно наводить на мысль, что ее сало или другие части являются халалом. Свинья является харамом вся, целиком. Она запретна потому, что, подобно мертвечине и крови, представляет собой наджас, то есть является нечистотой, скверной.

И потом, свинья является грязным животным с дурной природой, тварью, которая ест все, что находится перед ней. Обладатели чистого естества питают отвращение к ней.

Употребляемая пища абсорбируется человеческим организмом и оказывает на него свое влияние. К примеру, если вы выпьете некоторые лекарства, то благодаря свойствам, которыми Аллах наделил эти вещества, исчезают боли в теле, а если принять другие, успокаиваются нервы и так далее. Также, если иная пища в силу своей природной калорийности повышает энергию в вашем организме, то другая — низкокалорийная, понижает ее. Вывод таков: принимаемая пища всесторонне воздействует на человека.

Как утверждают опытные люди, единственным животным, самец которого не ревнует самку, является свинья. Может быть, по этой причине у народов, употребляющих в пищу много свинины, мужчины не ревнуют своих женщин, в этом смысле они превратились в даюсов[1], не знающих что такое честь, стыд и достоинство.

Ученые-медики определили также, что в свинине существуют вещества, которые способствуют возникновению сердечно-сосудистых заболеваний. Были выявлены еще и многие другие вредные свойства. Даже представители народов, которые сами употребляют свинину и не имеют представления о Куръане и Исламе, осуществили научные работы, написали об этом отдельные книги.

4. Мясо животного, зарезанного с произнесением имени кого-либо другого, а не Аллаха. Запрет на упомянутые ранее мертвечину, кровь и мясо свиньи был из-за имеющегося в них наджаса и из-за физического вреда, который они могут принести. Однако в харамности мяса животного, зарезанного во имя кого-либо или чего-либо, помимо Аллаха, эти причины совершенно отсутствуют, но есть другое основание.

Прежде всего, следует отметить, что при определении халалности и харамности пищи есть только одно обстоятельство, когда положение выводится исходя из действий человека, и это момент резания животного, мясо которого Аллах предписал халалом. С другими видами пищи это обстоятельство не является критерием. К примеру, не важно, кто испек хлеб, произнес ли он «бисмиллах» или нет, хлеб все равно остается дозволенным — халалным. Положение о фруктах, овощах и других продуктах тоже не зависит от действий человека.

Однако при зарезании животного следует смотреть на забивающего[2] человека, на его намерение и способ резания. Если исполнитель режет животное, произнеся имя кого-либо другого, а не Аллаха, мясо становится харамом. Здесь учитывается не физическое, а духовно-моральное состояние. Человека создал и даровал ему жизнь Всевышний Аллах. Точно так же Всевышний Аллах Сам сотворил закалываемое животное и даровал ему жизнь. Он дозволил одному Своему творению (человеку) резать некоторых других Своих творений (отдельных животных) и употреблять их мясо. И при выполнении этого дела приказал следовать ряду условий.

Прежде всего, во время забивания животного и лишения его жизни, поминать Того, Кто даровал эту жизнь. Если упомянуть имя кого-либо другого, будет совершено моральное преступление. А это противоречит чистоте сердца, души и совести. Следовательно, является моральной скверной — наджасом. Поэтому подобное мясо, ставшее моральным наджасом, также считается харамным. Чтобы мясо животных, которым Всевышний Аллах даровал жизнь и которых сделал для правоверных халалными, после закалывания тоже стало халалным, животное нужно резать с упоминанием имени Аллаха, произнося «Бисмиллахи, Аллаху акбар» (Во имя Аллаха, Аллах Велик). И потом, мясник должен быть верующим человеком, то есть мусульманином или из людей книги — иудеем или христианином. А животное необходимо резать согласно положениям шариата.

Положение исламского шариата по забиванию животного таково: необходимо резать горло, перерезая обе или одну из толстых шейных кровеносных артерий, глотку и пищевод. Мясо животного, зарезанного по этим правилам, является халалом. В противном случае, в соответствии со словами Всевышнего Аллаха «Поистине, [Он] предписал вам харамом только мертвечину, кровь, мясо свиньи, и то, над чем [при забивании] произнесено имя кого-то другого, помимо Аллаха», мясо становится харамным.

Однако в некоторых исключительных случаях дозволяется употребить в пищу из перечисленного в аяте и считаемого харамом.

«Кто же вынужден, не будучи склонным к удовольствию и преступающим, то нет греха на нем. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный».

Например, скажем, один человек остался голодным, возникла угроза смерти, а из съестного ничего другого, кроме запретных вещей, нет. Только в подобной ситуации, дабы не умереть с голоду, он может их есть. Только если, как подчеркивается в аяте, он станет есть, не преступая пределов, то на нем не будет греха. А если станет есть без всякой нужды, даже не будучи в затруднении, тем самым он совершит зулм по отношению к себе. А когда он ест больше необходимого, даже при вынужденных обстоятельствах, то тем самым он преступает пределы. Наши улемы говорят: «Разрешение для человека, оказавшегося перед угрозой смерти, поесть из перечисленного (запретного) в количестве, необходимом для выживания, взято из этого аята».

С другой стороны, если человек упрямится и, говоря, «Это является харамом, умру, но не съем его», не ест и погибает, то он станет большим грешником.

Один из великих ученых прошлого Масрук рахматуллахи алайхи говорил: «Кто был вынужден, но не ел, не пил и от этого умер, он попадет в ад».

Как передается от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, Саъд ибн Абу Ваккас радияллаху анху сказал Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:

— О Посланник Аллаха, вознесите молитву, пусть Аллах сделает меня из тех, чья молитва принимается.

Тогда Пророк алайхиссалам сказал:

— О Саъд, сделай свою пищу халалной и ты станешь тем, чья молитва принимается. Клянусь Тем, в Чьих руках душа Мухаммада, если человек бросит в свой живот кусок харама, Аллах не будет принимать его молитву до сорока дней. Чья плоть взращена из харама и риба, тот заслуживает ада».

 

 



[1] Даюс — мужчина, который не ревнует своих махрамных женщин (с которыми мужчина имеет близкое родство — мать, сестра, дочь, тетя, а также жена) к чужим мужчинам (за исключением отца, брата, сына, дяди и мужа женщины).

[2] При использовании таких слов, как «забивать», «закалывать» в смысле убоя животного, подразумевается резатьзарезать, потому как по исламскому шариату животное не закалывают, а режут, что избавляет тушу животного от содержащихся в крови вредоносных веществ.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (13)...

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...

Куръан – последняя...

Слово «Куръан» в переводе означает...

Вера в Аллаха...

Результаты научных исследований в области...

В школах Дании...

В школах Дании вводится предмет...

Федерация исламских организаций...

Брюссель. – Председатель Федерации исламских...