194. Запретный месяц — за запретный месяц. И [за]запреты — возмездие. Кто же преступил против вас, топреступайте против него подобно тому, как онпреступил против вас. И бойтесь Аллаха и знайте, что, поистине, Аллах с богобоязненными!
Выражение «аш-шахрул хараму» в священном аяте мыперевели как «запретный, заповедный месяц», то есть «харамный месяц». «Запретный месяц» означает месяц, в который запрещено воевать. Как и то, что Всевышний Аллахсделал территорию Заповедной Мечети местом мира ибезопасности, так же Он сделал месяцы Зул каъда, Зул хиджжа, Мухаррам и Раджаб временем мира и безопасности. Вэти месяцы нельзя воевать. Даже арабы времен джахилиистрого соблюдали это положение. Хотя они и воевали друг с другом непримиримо круглый год, находя для этого всяческиепричины, все же как только наступали запретные (для войн) месяцы, они тут же прекращали все военные действия. В такиемесяцы, если рядом проходил даже убийца отца или ребенка, его не трогали. Но многобожники преградили дорогумусульманам и намеревались сразиться с ними, когда те подначалом Пророка алайхиссалам прибыли из ЛучезарнойМедины для совершения умры в месяце Зул каъда — взапретную для войн пору. Настоящий священный аят послужилответом колебанию мусульман.
«Запретный месяц — за запретный месяц», то есть ктонарушит чтимые условия харамного — запретного для войнмесяца, то и в отношении него будут отменены даваемые этиммесяцем чтимые привилегии. Если он, проявив неуважение кэтому месяцу, начнет войну, то и против него будет вестисьвойна.
«И [за] запреты — возмездие», то есть кто каким образомнарушит запретное, тому воздастся в соответствии с егонарушением, ему будет отомщено.
Те, кто начал войну против мусульман и тем самым допустилагрессию, нарушив харамное, караются возмездием. Однако ввозмездии существуют определенные рамки и мусульмане невыходят за их пределы. Им воздается соразмерно проявленнойими враждебности, но не превышается и не уменьшается.
«Кто же преступил против вас, то преступайте противнего подобно тому, как он преступил против вас. Ибойтесь Аллаха и знайте, что, поистине, Аллах сбогобоязненными!»
Безусловно, сложно выполнить эти требования, особенно в обхождении с тем, который проявил враждебность и разозлилтебя. Именно поэтому здесь необходима богобоязненность. Только те, кто боится Аллаха, могут выполнить подобноевеликое деяние. Поэтому в конце аята говорится:
«И бойтесь Аллаха и знайте, что, поистине, Аллах сбогобоязненными!»
Обратим внимание: богобоязненность необходима не толькопри ибадате Аллаху или в обращении с людьми, но и всражениях с врагом. Священный аят о войне такжезавершается повелением быть богобоязненными.
Когда Всевышний Аллах сделал фардом для мусульман усердствование — войну во имя Аллаха против неверных, они сбольшой охотой вышли на нее. Они сами находили верховыхживотных, находили оружие, продовольствие, одежду и прочее необходимое снаряжение, отправлялись в поход и стремилисьстать мучениками. Никто не предоставлял переселенцаморужие, продовольствие или прочие вещи. И вместе с темнеимущие мусульмане сетовали на отсутствие у них денег иимущества для участия на войне во имя Аллаха, приходили кПророку алайхиссалам и просили их тоже взять на священнуювойну. Для этого дела были нужны средства, имущество. Поэтому Всевышний Аллах в следующем аяте повелеваетрасходовать на пути Аллаха.
195. И расходуйте на пути Аллаха, и не бросайте [себя]своими руками к гибели, и творите благодеяние. Поистине, Аллах любит благодетелей!
В этом священном аяте Всевышний Аллах повелеваетмусульманам расходовать деньги и имущество на Его пути.
«И расходуйте на пути Аллаха».
Сюда входит как выплата пособий на дела усердствования, таки на другие благие дела.
Во фразе «и не бросайте [себя] своими руками к гибели»имеется несколько значений.
Первое значение: не обрекайте себя на гибель, избегаярасходования средств на пути Аллаха. То есть не дайтескупости стать причиной вашей погибели.
Другое значение: не убивайте себя сами. Если кто-то станетпричиной собственной смерти, о нем говорят «наложил на себяруки», то есть убил сам себя. Подразумевается, что такого недолжно случиться.
Имам Алуси сказал: «Из этого аята вытекает, что нельзяследовать тому, что может послужить причиной смерти». Вконце аята приводится повеление не ограничиватьсяусердствованием и расходованием имущества во имя Аллаха, аподниматься до уровня благодеяния — ихсана.
«И творите благодеяние. Поистине, Аллах любитблагодетелей!»
Истинное значение ихсана Посланник Аллаха саллаллахуалайхи васаллам описал так: «Ихсан — это совершение тобой ибадата Аллаху так, словно видишь Его. А если не видишь, то поклонение Ему так, что (чувствуешь, что) Он видит Тебя».
Эти священные аяты считаются первыми аятами, ниспосланными о войне. До этого Всевышний Аллах не давалмусульманам дозволения воевать, а призывал проявлятьтерпение — сабр.
Ислам — религия мира, но когда возникает необходимость, вней разрешено вступать в войну, с условием следованияправилам. Касательно этого вопроса среди друзей и враговмусульман были распространены и укоренились различные недоразумения. По понятиям врагов, Ислам сплошь состоит извойн. Согласно их мнению, для мусульманина является фардомусердствовать — вести джихад — против неверных. Считают, что каждому мусульманину предписано фардом убиватькаждого встречного неверного. Если спросить у них: «Откудавы взяли это утверждение?», то скажут: «В Куръане есть аят: “И убивайте их [неверных], где найдете их”». А друзьяговорят, что Ислам — это религия мира, не дозволяет воевать, только если кто-то начнет войну, тогда лишь позволяетвоевать в целях самообороны. В качестве основания этих своихслов они приводят аят Всевышнего Аллаха: «И сражайтесьна пути Аллаха с теми, которые сражаются с вами». На самом же деле, обе стороны придерживаютсянеправильного мнения. Как известно, Священный Куръан нерассматривает различные вопросы, разделив их по отдельнымглавам. В одной суре могут быть собраны аяты по различнымтемам, а аяты, относящиеся к одной теме, могут бытьразбросаны по нескольким сурам. Это — свойственный Куръанубожественный метод. Этот метод можно полностью оценитьтолько после усвоения положений шариата, арабского языка имножества других наук, и только достигнув в этом делеопределенного уровня. Нельзя решить вопрос по какой-либотеме, выводя положение на основании части, половины илиодного целого аята. А необходимо хорошенько изучить всеаяты и все достоверные хадисы по этой теме, и только потомвысказывать какое-то мнение.
После изучения всех аятов об усердствовании — джихаде, становится ясным, что в Исламе положение об усердствованиименяется в зависимости от ситуации. Усердствование, совершаемое ради устранения фитны в мире, господстварелигии Аллаха, считается фардул кифая. При этомусердствование совершается ради распространения Ислама повсему миру, искоренения преград на пути религии Аллаха. Ктоне станет препятствовать на пути призыва в Ислам, он воленнад собой — пусть верует и следует любой религии. Но если онпрепятствует и враждует с мусульманами, с ним воюют.
Если враги придут с войной в какую-либо исламскую страну инападут, усердствование становится для всех мусульманфардул айн. Все должны будут выйти на войну.
Бывают иногда ситуации, в которых необходимость вступленияв войну и не вступления в нее становятся равносильными.
В некоторых других ситуациях возникает необходимостьдействовать в интересах мира. Положения о таких ситуацияхизлагаются в других аятах.
В некоторых других ситуациях возникает необходимость действовать в интересах мира. Положения о таких ситуациях излагаются в других аятах.На этом закончились священные аяты, ниспосланные по причине того, что мушрики намеревались вступить в войну с мусульманами в запретный для войн месяц и в запретном месте, когда те во главе с Пророком алайхиссалам прибыли для совершения хаджа.
Далее речь пойдет непосредственно о хадже и умре.
Аят 191 суры «Бакара».
Аят 190 суры «Бакара».
Какие они существа, джинны? (13)...
Началась кампания по распространению Ислама...
Слово «Куръан» в переводе означает...
Результаты научных исследований в области...
В школах Дании вводится предмет...
Брюссель. – Председатель Федерации исламских...