[аяты 216-218]
Поскольку речь идет о полноценном вхождении в Ислам, тоследует также аят и об одном из самых важных факторов этогодела — о войне и джихаде.
216. Предписано вам сражение, хотя оно ненавистновам. И, быть может, то, что ненавидите, оно — благо длявас, и, быть может, то, что любите, оно — зло для вас. ИАллах знает, а вы не знаете!
Всевышний Аллах хорошо ведает о всех состояниях Своихрабов. Он также знает, что они не любят сражаться. Человеческой природе не нравятся подобные мучения итрудности. Однако Ислам предлагает людям не то, что имнравится, а действия, которые будут им полезны, принесут имсчастье и благоденствие в обоих мирах.
«Предписано вам сражение, хотя оно ненавистно вам».
Такие приходящиеся человеку не по нраву действия, как сражение и нафака, на самом деле являются благом для негосамого. Также и такие, кажущиеся ему благом действия, каксидеть дома и не отправляться на войну, в действительностимогут быть злом для него.
«И, быть может, то, что ненавидите, оно — благо длявас, и, быть может, то, что любите, оно — зло для вас».
О конечном итоге таких дел ведает только Аллах, а человек неможет знать.
«И Аллах знает, а вы не знаете!»
И раз уж для всецелого вхождения в Ислам иногда придется ивоевать, то возникает еще и вопрос: «Что будет, если воеватьв харамные (запретные) месяцы?»
217. Спросят тебя о запретном месяце — сражении в нем. Скажи: «Сражение в нем велико (грешно), апрепятствование на пути Аллаха, неверие в Него, и[недопущение] до Заповедной Мечети, и выдворение ееобитателей из нее — еще больше (грешно) передАллахом. И фитна — больше, чем убийство!». И неперестанут [они] сражаться с вами, пока не отвратят васот вашей религии, если это им под силу. А кто отречетсяиз вас от своей религии и умрет неверным, то те — стали хабата (тщетны) их деяния в этом мире и в ахирате. И они — обитатели ада: они в нем вечно пребывающие.
О ниспослании этого аята существует несколько преданий и краткое изложение истории таково:
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отправил сзаданием Абдуллаха ибн Джахша радияллаху анху во главебоевого отряда из восьми сподвижников-мухаджиров. Он далАбдуллаху ибн Джахшу письмо и приказал открыть его послепрохождения двух дней пути. Когда пришло время, тот открылписьмо, а в нем были написаны такие слова: «После того, какпрочтешь это письмо, отправляйся до места с названием БатниНахла, что между Меккой и Таифом. Там понаблюдаешь заплеменем Курайш и сообщишь нам о них. Ни одного из своихтоварищей не заставляй идти с тобой». Это было до сраженияпри Бадре. Абдуллах ибн Джахш радияллаху анху прочиталписьмо и сказал: «Мы услышали и повинуемся». Затемобратился к своим товарищам и сказал:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам приказал мнеотправиться в Батни Нахла, понаблюдать за Курайшем идоставить ему весть об этом. И он запретил мне принуждатького бы то ни было из вас. Кто из вас желает стать мучеником, пусть идет со мной, а кому не нравится, пусть возвращаетсяобратно. Я же отправляюсь, чтобы выполнить приказПосланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
Все его товарищи последовали за ним. Они пошли по дороге вХиджаз. Когда они прошли часть пути, потерялись верблюдыСаъда ибн Абу Ваккаса и Утбы ибн Газвана радияллаху анхума и они, в поисках своих верблюдов, отстали от отрядаАбдуллаха ибн Джахша радияллаху анху. Остальные шесть человек пошли дальше. Когда боевой отряд достиг БатниНахла, мимо проходил торговый караван курайшитов. Вкараване были Амр ибн ал-Хазрами и еще три человека. Боевой отряд убил Амра ибн ал-Хазрами и пленил двухчеловек, один убежал. Караван захватили в качестве добычи. Они считали, что этот день был последним днем месяца Джумадаул ахир. Как выяснилось позже, этот день оказалсяпервым днем месяца Раджаб. Когда боевой отряд прибыл кПосланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с добычей идвумя пленниками, тот сказал: «Я не приказывал вамсражаться в харамный для войны месяц» и отказался принятькак добычу, так и обоих пленников. После этого члены отрядапревратились в изгоев. Их собратья мусульмане сталиобращаться с ними грубо. Большинство осудивших их собратьев решило, что их настигла погибель.
Курайшиты же распространили слух: «Мухаммад и егосподвижники попрали уважение к месяцу, в котором войны предписаны харамом, они в этот месяц пролили кровь, отобрали имущество, пленили людей».
Поджидавшие удобного случая иудеи сразу же сталираспускать всякие наветы и клевету.
Возникла весьма неприглядная ситуация. С давних времен вэти месяцы никто не воевал, не брал никого в плен и незахватывал добычу. Это правило действовало и в Исламе. Ивдруг случилось такое дело. Все в недоумении. ТогдаВсевышний Аллах ниспослал данный аят и положил конецразговорам, вынеся Свое решение во истине. ВсевышнийАллах, обращаясь к Своему Пророку, сказал:
«Спросят тебя о запретном месяце — сражении в нем. Скажи: “Сражение в нем велико (грешно)”».
Этот священный аят также утверждает, что в запретный месяцзапрещается воевать. Действительно, воевать в этом месяцебольшой грех, но:
«…препятствование на пути Аллаха, неверие в Него, и[недопущение] до Заповедной Мечети, и выдворение ееобитателей из нее — еще больше (грешно) передАллахом. И фитна — больше, чем убийство!»
Если подумать, то упоминаемые здесь гнусные деяния были какраз делами курайшитов. Эти их действия, совершенные противмусульман, более тяжкий грех, чем убийство человека.
Сами курайшиты никогда не следовали законам и правилам, свободно попирая священные понятия. И когда ВсевышнийАллах послал к ним религию Ислам, они загородили людямпуть Аллаха и не уверовали в Аллаха. Разве не это — самыйбольшой грех? Теперь же они обвиняют мусульман внепочитании запретного месяца.
Курайшиты, не умеющие чтить хоть что-либо священное, убивали мусульман, которые были из числа людей ЗаповеднойМечети, подвергали их мукам и истязаниям, в итоге и вовсевсех изгнали. Мусульмане были вынуждены переселиться (совершить хиджру). И теперь они смеют обвинять кого-то впроявлении неуважения к месяцу, в который воевать предписано харамом?! Ведь их собственные деяния являютсябóльшим грехом, чем убийство человека.
Занятие неверных — это отдалять людей от веры, отвращатьих от пути Аллаха и направлять в сторону неверия. Все этоназывается фитной — смутой.
«И фитна — больше, чем убийство!»
Затем священный аят описывает постоянную враждебностьневерных к исламской умме и говорит:
«И не перестанут [они] сражаться с вами, пока неотвратят вас от вашей религии, если это им под силу».
То есть неверные пытаются воспользоваться каждым удобнымслучаем против мусульман. Их цель — любым способомотвратить мусульман от Ислама. Неверный, вне зависимости оттого, кем он является, где проживает и когда это происходит, будет совершать это свое дело. Войны, которые они ведутпротив мусульман, разнообразны, однако цель одна и это — отвратить мусульман от религии. Но мусульмане должны бытьтерпеливыми, выдерживать, не думать о том, чтобы сдаться. Если они, упаси Аллах, отступятся от религии, то будутповергнуты в скорбь в обоих мирах. Потому что Аллах говорито том, что деяния тех, кто отрекся от религии и умер всостоянии неверия, станут хабата — напрасными, как в этоммире, так и в мире последнем.
«А кто отречется из вас от своей религии и умретневерным, то те — стали хабата (тщетны) их деяния вэтом мире и в ахирате».
Слово хабата в аяте не было переведено, как обычно онопереводится сочетаниями «стало тщетным», «сталонедействительным» или «стало напрасным». Потому что ниодно из этих сочетаний не может полностью выразитьзначение слова хабата. Ведь оно на самом деле означает «смерть какого-либо животного от разрыва живота врезультате переедания». То есть принятая им еда не стала длянего пищей, а наоборот, послужила причиной смерти от лопнувшего живота.
Отрекшийся от религии вероотступник попадает в точно такоеже положение. Все его деяния становятся хабата из-за еговероотступничества. Мусульманин в любой ситуации долженкрепко придерживаться своей религии. Никакие мучения, никакие страдания не должны отвратить его от своей религии. Если он проявит терпение, то итог будет благим: либопогибнет мученической смертью, либо одержит победу. Ноесли, упаси Аллах, и вправду отречется от религии, итог будет плохим: как в этом мире, так и в ахирате его деяния станут хабата.
В этом мире исламское государство казнит его в наказание завероотступничество, а в мире ином он пребудет в аду вечно.
«И они — обитатели ада: они в нем вечнопребывающие».
После ниспослания этого священного аята Посланник Аллахаалайхиссалату вассалам принял упомянутых двух пленников идобычу. Все испытали облегчение. Мусульмане, в особенности, Абдуллах ибн Джахш радияллаху анху и члены его боевогоотряда возрадовались. Потому что после истории с караваноммногобожников они сильно переживали, полагая, чтосовершили греховный проступок. Когда же был ниспослан данный священный аят, в них загорелись искры надежды. Какпередает Ибн Исхак, с ниспосланием этого аята Абдуллах ибнДжахш и его товарищи вознадеялись на обретение саваба испросили Пророка алайхиссалату вассалам: «Можем ли мынадеяться на получение саваба усердствующих (муджахидов) сдругого газата?». Всевышний Аллах ниспослал нижеследующийаят:
218. Поистине, те, которые уверовали, и которыепереселились и усердствовали на пути Аллаха, тенадеются на милосердие Аллаха. И Аллах — Прощающий, Милосердный!
Положение общее: кто бы это ни был, если он уверует, удостоится обретения качеств правоверного, совершит хиджруради сохранения своей религии и веры, станет усердствовать (сражаться) на пути Аллаха, такие правоверные будутнадеяться на милосердие Аллаха. А кому как не им должнобыть милосердие Аллаха?!
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....
Число норвежцев принявших ислам удвоилось...
Наверно, многих людей взволнует вопрос:...