224. И не делайте Аллаха препятствием своимклятвам, чтобы вы творили добро, проявлялибогобоязненность и исправляли (примиряли) междулюдьми. И Аллах — Слышащий, Знающий.
В толковании данного аята Абдуллах ибн Аббас радияллахуанху и другие праведники сказали:
«Не делай свою клятву препятствием для совершениятобой добра, выплати каффарат (искупление) за своюклятву и делай благое».
В благородном хадисе, переданном имамом Муслимом отАбу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллахуалайхи васаллам сказал:
«Кто поклялся, а потом увидел дело, которое лучше, чемто, в чем он поклялся, пусть даст искупление за свою клятву исовершает благое дело».
Некоторые клянутся, что не совершат какое-нибудь дело. Затем, когда их спросят, почему он не делает это благое дело, отговариваются тем, что поклялись. В этом аяте проливаетсясвет именно на этот вопрос.
На самом же деле, клясться — не хорошее дело. Серьезный, уверенный в себе человек выполняет нужное делои без всяких клятв. Но даже если и понадобится поклясться, то эта клятва должна быть ради осуществления добра. Однакосовершенно неправильно делать клятву именем Аллахапрепятствием для таких благих деяний, как совершение добра, проявление богобоязненности и исправление взаимоотношениймежду людьми, то есть примирение их. В процессе всецелоговхождения мусульман в Ислам также уделяется внимание направлению подобных, оставшихся в наследство от джахилии дел (принесение клятв), в правильное русло.
В следующем аяте излагается, что клятвы бывают разныхвидов и что не для всех из них обязательно совершатькаффарат:
225. Не взыщет с вас Аллах за праздность в вашихклятвах, но взыщет с вас за то, что приобрели вашисердца. И Аллах — Прощающий, Кроткий.
«Праздность в клятве» — это пустословная клятва, принесенная без всякой мысли, просто по привычке. У арабов в особенности слова клятвы легко вырываются при каждомслучае, используются очень часто. Это подобно тому, как часто у русскоговорящих народов употребляется фраза «богом клянусь».
Однажды Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васалламбыл в пути с одним из своих сподвижников. Они проходилимимо охотящихся людей. Тогда послышались голоса, выкрикивающие: «Клянусь Аллахом, я попал», «КлянусьАллахом, я промазал». Идущий вместе с Пророкомалайхиссалам человек спросил: «Они сталиклятвопреступниками?» Посланник Аллаха саллаллаху алайхивасаллам сказал: «Нет, клятва охотников является пустой. Занее нет ни искупления, ни наказания».
Клятва бывает трех видов:
Первый вид — непреднамеренная клятва. Это, как мы ужеранее говорили, когда клянутся по привычке и по всякомуповоду. Для такой клятвы не требуется искупления, нет игреха. Однако, в соответствии с мусульманским этикетом, клясться не следует. В другом аяте говорится, что часто клясться — это дело неверных.
Второй вид — ложная (гамус) клятва. То есть это когдадается заведомо ложная клятва. Такая клятва являетсявеликим грехом и требует покаяния и молитвы о прощениигрехов.
Третий вид — мунъакида. То есть клятва, связанная снамерением. Это значит давать твердую клятву, намереваясьсделать или не сделать какое-либо дело в будущем. Еслипоклявшийся не сможет выполнить такую клятву, то емуследует искупиться — выплатить каффарат.
Подразумевается искупление — каффарат — за нарушение своей препятствующей добрым делам клятвы (прим. ред.).
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....