Суббота Зуль-каада 12 1446 | Суббота мая 10 2025

229. Развод двукратенпосле — удержание сдостоинством или отпускание по-добромуИ не халалновам брать что-либо из тогочто вы им далиРазветолько они [оба супруга] боятся не выполнитьограничений АллахаЕсли же вы побоялисьчто невыполнят [оба супруга] ограничений Аллахато нет грехана них (обоих) в томчем [жена] выкупиласьЭто — границы АллахаНе преступайте же ихА кто преступитграницы Аллахатак они самые и [есть] несправедливые.

Талак — разводпри котором можно примириться и вновьначать семейную жизнь, разрешается давать только два раза:

«Развод двукратен».

То есть если дать развод в первый разможно помиритьсяесли дать второй раз разводснова можно помиритьсяЕсли жеи после этого будет дан разводто помириться уже будетневозможно.

Одна из целей провозглашенного в предыдущем аятеповеления о выжидании получившей развод женщиной трех куруъ как раз и состояла в томчтобы дать мужчиневозможность обратить талакесли за этот период он станетсожалеть о своем поступкето пожалуйстаего женапребывает в ожиданиипусть помиритсяи тем самым неразрушится семьяЕсли же подобная ситуация повторится вовторой разчто жчеловек не лишен слабостейпусть сновапомиритсяНо если и после этого он еще раз даст талактостанет ясночто этот мужчина — человек непостоянныйЕмуне будет позволено играть с женойбудут предотвращеныстрадания женщины и не будет ему дозволено сновапомиритьсяПоложение об этом излагается в следующем аятеЗдесь же после второго развода рекомендуется «…удержаниес достоинством или отпускание по-доброму».

В Исламе существует девизвсе делать по-добромуРазводсам по себе — дело неблаговидноесобытие неприятноеоднако Священный Куръан приказывает даже такое делорешить по-добромуПоясняетчто расходиться следует по-добромубез ссор и скандаловЕсли уж совсем не осталосьдругого выходато так и делаетсяВ действительности жекаксказано в аятенужно стремиться к «…удержанию сдостоинством»не допустить разрушения семьи.

Такое количественное ограничение талака — разводов, в действительности было сделано ради защиты прав и интересовженщинДо Ислама разводы были безграничныМужчина могдавать жене талак сколько ему было угодноа потом столькоже раз возвращать ее. Некоторы люди с испорченной природой пользовались этим положением чтобы мучить женщинпопирать их праваОднажды один из коренных мединскихансаров разгневался на свою жену и сказал:

— Клянусь Аллахомя не возьму тебя к себе и не дамразвода!

Женщина спросила:

— Каким образом?

Мужчина сказал:

— Сначала дам развода когда твоя идда приблизится кконцуверну тебязатем вновь дам разводпотом снова вернуи так далее.

Когда весть об этом дошла до Посланника Аллахасаллаллаху алайхи васалламВсевышний Аллах ниспослал аят«Развод двукратен…»Из этого становится яснымчтоограничение количества разводов было предписано длязащиты прав женщин[1].

Как известноразрушение семьи порождает всякиеразногласия между супругамиВ том числеодин из самыхпервых вопросоввозникающих в голове у мужчин таков: «Когда я женился на нейто давал этой женщине имущество вкачестве махра[2]теперь что же получаетсяя лишусь иженыи имущества?». В реальной жизни такие вопросывозникаютНа это в аяте дается ответ предписанием: «И не халално вам брать что-либо из тогочто вы им дали». Махрбыл дарован мужем по собственной волеот чистого сердцаОн принадлежит женщинеТалак он также дает пособственному желаниюникто не заставляет егоДля женщиныразрушение ее семьирасставание с мужем является большимгорема если к тому же у нее отнять махр или часть егото этобыло бы горем поверх горя.

Если женщина не желает жить с мужем и по собственномужеланию требует разводатогдав виде исключениямужможет вернуть себе махр.

«Разве только они [оба супруга] боятся не выполнитьограничений Аллаха».

То есть в таком случае муж может вернуть себе весь махркоторый он давалили часть его.

Состояние боязни не смочь соблюсти ограничения Аллахавозникает тогдакогда дело дошло уже до тогочто жена неможет жить со своим мужем и сама хочет развестисьТо естьразвод инициируется со стороны женщиныВ Исламе женщинепредоставлено такое право.

«Если же вы побоялисьчто не выполнят [оба супруга]ограничений Аллахато нет греха на них (обоих) в томчем [жена] выкупилась».

То есть это такая ситуациякогда при продолжении жизнимужа с женой вместе возникает вероятность нарушитьположение шариата и стать грешникамиведь женщинанастоятельно требует разводаВ этом случаеесли женщина посвоему согласию вернет весь махр или его частьна них обоихне будет грехаВ шариате это называется хулуъ.

В Исламе первый хулуъ состоялся между Сабитом ибнКайсом и его женой.

Имам Малик ибн Анас в своей книге «Муваттаъ» передает:

«Хабиба бинти Сахл ал-Ансари была замужем за Сабитомибн Кайсом ибн ГаммасомОднажды на рассвете ПосланникАллаха саллаллаху алайхи васаллам вышел [из домаи увиделв темноте Хабибу бинти Сахл.

Пророк алайхиссалам спросил:

— Кто это?

Она сказала:

— Я — Хабиба бинти СахлПохожечто я и Сабит ибн Кайсне сможем больше жить вместе.

Когда пришел ее муж Сабит ибн КайсПророкалайхиссалам сказал:

— Хабиба бинти Сахл высказала столькосколько былоугодно Аллаху.

Хабиба сказала:

— О Посланник Аллахавсечто он давал мненаходится уменя.

Посланник Аллаха алайхиссалам сказал Сабиту:

— Возьми обратно точто ты давал ей».

Из других передач этого хадисадополнивших деталиданного случаямы узнаемчто Хабиба бинти Сахлвчастностисказала Посланнику Аллаха алайхиссалатувассалам:

— Я не могу обвинять его в его религии или в его нравахно боюсь допустить куфр в Исламе (то есть боюсь статьгрешницейне сумев исполнить религиозные предписанияотносительно мужа).

Еще она сказала:

— Однажды я приподняла занавес и увидела егоОн шелвместе с группой людейПриглядевшисья осозналачто ончернее и ниже всех, и он был самый некрасивый среди них.

Тогда ее муж сказал:

— О Посланник Аллахая даровал ей свое самое лучшееимуществосвой садесли теперь она вернет мне мой садтогда ладно.

Пророк алайхиссалам сказал Хабибе:

— Что скажешь?

А она сказала:

— Если пожелаетдам больше.

Тогда Посланник Аллаха развел их».

Ввиду тогочто в семейных делах часто встречаютсяспорные ситуациив конце аята неоднократно повторяетсяпризыв к богобоязненности — страху перед Аллахом.

«Это — границы АллахаНе преступайте же ихАкто преступит границы Аллахатак они самые и [есть]несправедливые».

Хулуъ — это благой путькоторый был открыт для тогочтобы женщины защищали свои праваИз этого виднанеобоснованность высказывания некоторых людей о томчто вИсламе женщины, якобы, не имеют права разводитьсяЕслиженщина не видит будущего в совместной жизни с мужемтогда она может обратиться к судье (кади)[3]и развестисьпосредством хулуъТочто такие ситуации былиподтверждается и еще одним случаемимевшим место вовремена почтенного Умара радияллаху анху.

К почтенному Умару привели одну женщинукотораявыступила против своего мужаОн приказал запереть этуженщину в помещениигде был накоплен мусорКогда пришловремяон велел привести женщину и спросилкак у нее делаЖенщина сказала:

— С тех поркак вышла замужя отдохнула только в денькогда вы заперли меня.

Когда почтенный Умар сам увидел мужа этой женщины, тосказал ему:

— Сделай ей хулуъпусть даже взяв у нее ее серьги»[4].

Далее речь идет о томчто будетесли муж даст своейжене талак в третий раз после тогокак помирился с нейдавуже два разводаи прожил некоторое время.

 

230. И если дал ей развод [в третий раз]то не будет[она] халалной ему после этогопока не выйдет замуж задругогоИ если [следующий муж] даст ей разводто нетгреха на них [обоих — первом муже и жене]что вернутся(оба) друг к другуесли уверенычто выполнятограничения АллахаИ это — границы Аллаха; (Он)разъясняет их людямкоторые знают.

Этот священный аят является продолжением предыдущегоВ предшествующем аяте было сказано: «Развод двукратенпосле — удержание с достоинством или отпускание по-доброму». Скажемчеловек прежде два раза дал талак — развод, а затем помирился и стал жить снова вместе с женойТеперь:

«...если дал ей развод [в третий раз]то не будет [она]халалной ему после этогопока не выйдет замуж задругого».

То есть если вдобавок к предыдущим двум разводам онеще раз даст разводто всего их будет триА послеобъявления трех талаков женщина становится не дозволенной, чужой для мужчиныкоторый дал ей разводТеперь им нельзяжить как муж и женаЕсть лишь один способ восстановить ихсоюз и он заключается в следующемженщина должна выйтизамуж за другого мужчину и жить полноценной супружескойжизньюи только если второй муж умрет или даст ей разводона может снова выйти замуж за своего прежнего мужа.

Фраза «И если [следующий муж] даст ей разводто нетгреха на них [обоих — первом муже и жене]что вернутся(оба) друг к другуесли уверенычто выполнятограничения Аллаха»означает именно это.

Такая женщина должна вступить в никах со вторым мужембез всяких условийкак в обычной ситуациис намерениемпостоянной совместной жизниВпоследствииесли вдругкакмы уже говорилион умрет или произойдет талактолько тогдаона может выйти замуж за первого мужа.

Не годитсячтобы в этом вопросе всякий поступал таккакпожелает его душаЭто очень важное и требующее большоговнимания дело:

«И таковы границы Аллаха; (Он) разъясняет ихлюдямкоторые знают».

 



[1] Здесь подразумевается количество обратимых разводов, так как третье объявление о разводе является необратимым.

[2] Махр (المهر) — имущество, предоставление которого возлагается на мужа и которое вручается жене при заключении между ними никаха. Махр становится собственностью жены, которая вправе распоряжаться этим имуществом единолично, по собственному усмотрению и без согласования с кем-либо.

[3] Кади (قاضية, также кадий) — досл. «выносящий приговор», «решающий»; шариатский судья, деятельность которого направлена на обеспечение соблюдения шариатских положений и норм, вынесение решений по тяжбам, прекращение раздоров.

[4] Здесь подразумевается, что Умар ибн Хаттаб радияллаху анху, увидев того мужчину, по его внешнему виду и источающему из его рта запаху, осознал причину такого поведения его жены и, сочувствуя ей, он сам рекомендовал мужу дать ей развод, пусть даже если тот для этого будет склонен получить ее серьги.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (7)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (8)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (15)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

Рамадан шагает по...

Рамадан стучится в каждый дом....