229. Развод двукратен: после — удержание сдостоинством или отпускание по-доброму. И не халалновам брать что-либо из того, что вы им дали. Разветолько они [оба супруга] боятся не выполнитьограничений Аллаха. Если же вы побоялись, что невыполнят [оба супруга] ограничений Аллаха, то нет грехана них (обоих) в том, чем [жена] выкупилась. Это — границы Аллаха. Не преступайте же их. А кто преступитграницы Аллаха, так они самые и [есть] несправедливые.
Талак — развод, при котором можно примириться и вновьначать семейную жизнь, разрешается давать только два раза:
«Развод двукратен».
То есть если дать развод в первый раз, можно помириться, если дать второй раз развод, снова можно помириться. Если жеи после этого будет дан развод, то помириться уже будетневозможно.
Одна из целей провозглашенного в предыдущем аятеповеления о выжидании получившей развод женщиной трех куруъ как раз и состояла в том, чтобы дать мужчиневозможность обратить талак: если за этот период он станетсожалеть о своем поступке, то пожалуйста, его женапребывает в ожидании, пусть помирится, и тем самым неразрушится семья. Если же подобная ситуация повторится вовторой раз, что ж, человек не лишен слабостей, пусть сновапомирится. Но если и после этого он еще раз даст талак, тостанет ясно, что этот мужчина — человек непостоянный. Емуне будет позволено играть с женой, будут предотвращеныстрадания женщины и не будет ему дозволено сновапомириться. Положение об этом излагается в следующем аяте. Здесь же после второго развода рекомендуется «…удержаниес достоинством или отпускание по-доброму».
В Исламе существует девиз: все делать по-доброму. Разводсам по себе — дело неблаговидное, событие неприятное, однако Священный Куръан приказывает даже такое делорешить по-доброму. Поясняет, что расходиться следует по-доброму, без ссор и скандалов. Если уж совсем не осталосьдругого выхода, то так и делается. В действительности же, каксказано в аяте, нужно стремиться к «…удержанию сдостоинством», не допустить разрушения семьи.
Такое количественное ограничение талака — разводов, в действительности было сделано ради защиты прав и интересовженщин. До Ислама разводы были безграничны. Мужчина могдавать жене талак сколько ему было угодно, а потом столькоже раз возвращать ее. Некоторы люди с испорченной природой пользовались этим положением чтобы мучить женщин, попирать их права. Однажды один из коренных мединскихансаров разгневался на свою жену и сказал:
— Клянусь Аллахом, я не возьму тебя к себе и не дамразвода!
Женщина спросила:
— Каким образом?
Мужчина сказал:
— Сначала дам развод, а когда твоя идда приблизится кконцу, верну тебя, затем вновь дам развод, потом снова вернуи так далее.
Когда весть об этом дошла до Посланника Аллахасаллаллаху алайхи васаллам, Всевышний Аллах ниспослал аят«Развод двукратен…». Из этого становится ясным, чтоограничение количества разводов было предписано длязащиты прав женщин.
Как известно, разрушение семьи порождает всякиеразногласия между супругами. В том числе, один из самыхпервых вопросов, возникающих в голове у мужчин таков: «Когда я женился на ней, то давал этой женщине имущество вкачестве махра, теперь что же получается, я лишусь ижены, и имущества?». В реальной жизни такие вопросывозникают. На это в аяте дается ответ предписанием: «И не халално вам брать что-либо из того, что вы им дали». Махрбыл дарован мужем по собственной воле, от чистого сердца. Он принадлежит женщине. Талак он также дает пособственному желанию, никто не заставляет его. Для женщиныразрушение ее семьи, расставание с мужем является большимгорем, а если к тому же у нее отнять махр или часть его, то этобыло бы горем поверх горя.
Если женщина не желает жить с мужем и по собственномужеланию требует развода, тогда, в виде исключения, мужможет вернуть себе махр.
«Разве только они [оба супруга] боятся не выполнитьограничений Аллаха».
То есть в таком случае муж может вернуть себе весь махр, который он давал, или часть его.
Состояние боязни не смочь соблюсти ограничения Аллахавозникает тогда, когда дело дошло уже до того, что жена неможет жить со своим мужем и сама хочет развестись. То естьразвод инициируется со стороны женщины. В Исламе женщинепредоставлено такое право.
«Если же вы побоялись, что не выполнят [оба супруга]ограничений Аллаха, то нет греха на них (обоих) в том, чем [жена] выкупилась».
То есть это такая ситуация, когда при продолжении жизнимужа с женой вместе возникает вероятность нарушитьположение шариата и стать грешниками: ведь женщинанастоятельно требует развода. В этом случае, если женщина посвоему согласию вернет весь махр или его часть, на них обоихне будет греха. В шариате это называется хулуъ.
В Исламе первый хулуъ состоялся между Сабитом ибнКайсом и его женой.
Имам Малик ибн Анас в своей книге «Муваттаъ» передает:
«Хабиба бинти Сахл ал-Ансари была замужем за Сабитомибн Кайсом ибн Гаммасом. Однажды на рассвете ПосланникАллаха саллаллаху алайхи васаллам вышел [из дома] и увиделв темноте Хабибу бинти Сахл.
Пророк алайхиссалам спросил:
— Кто это?
Она сказала:
— Я — Хабиба бинти Сахл. Похоже, что я и Сабит ибн Кайсне сможем больше жить вместе.
Когда пришел ее муж Сабит ибн Кайс, Пророкалайхиссалам сказал:
— Хабиба бинти Сахл высказала столько, сколько былоугодно Аллаху.
Хабиба сказала:
— О Посланник Аллаха, все, что он давал мне, находится уменя.
Посланник Аллаха алайхиссалам сказал Сабиту:
— Возьми обратно то, что ты давал ей».
Из других передач этого хадиса, дополнивших деталиданного случая, мы узнаем, что Хабиба бинти Сахл, вчастности, сказала Посланнику Аллаха алайхиссалатувассалам:
— Я не могу обвинять его в его религии или в его нравах, но боюсь допустить куфр в Исламе (то есть боюсь статьгрешницей, не сумев исполнить религиозные предписанияотносительно мужа).
Еще она сказала:
— Однажды я приподняла занавес и увидела его. Он шелвместе с группой людей. Приглядевшись, я осознала, что ончернее и ниже всех, и он был самый некрасивый среди них.
Тогда ее муж сказал:
— О Посланник Аллаха, я даровал ей свое самое лучшееимущество, свой сад, если теперь она вернет мне мой сад, тогда ладно.
Пророк алайхиссалам сказал Хабибе:
— Что скажешь?
А она сказала:
— Если пожелает, дам больше.
Тогда Посланник Аллаха развел их».
Ввиду того, что в семейных делах часто встречаютсяспорные ситуации, в конце аята неоднократно повторяетсяпризыв к богобоязненности — страху перед Аллахом.
«Это — границы Аллаха. Не преступайте же их. Акто преступит границы Аллаха, так они самые и [есть]несправедливые».
Хулуъ — это благой путь, который был открыт для того, чтобы женщины защищали свои права. Из этого виднанеобоснованность высказывания некоторых людей о том, что вИсламе женщины, якобы, не имеют права разводиться. Еслиженщина не видит будущего в совместной жизни с мужем, тогда она может обратиться к судье (кади)и развестисьпосредством хулуъ. То, что такие ситуации были, подтверждается и еще одним случаем, имевшим место вовремена почтенного Умара радияллаху анху.
К почтенному Умару привели одну женщину, котораявыступила против своего мужа. Он приказал запереть этуженщину в помещении, где был накоплен мусор. Когда пришловремя, он велел привести женщину и спросил, как у нее дела. Женщина сказала:
— С тех пор, как вышла замуж, я отдохнула только в день, когда вы заперли меня.
Когда почтенный Умар сам увидел мужа этой женщины, тосказал ему:
— Сделай ей хулуъ, пусть даже взяв у нее ее серьги» .
Далее речь идет о том, что будет, если муж даст своейжене талак в третий раз после того, как помирился с ней, давуже два развода, и прожил некоторое время.
230. И если дал ей развод [в третий раз], то не будет[она] халалной ему после этого, пока не выйдет замуж задругого. И если [следующий муж] даст ей развод, то нетгреха на них [обоих — первом муже и жене], что вернутся(оба) друг к другу, если уверены, что выполнятограничения Аллаха. И это — границы Аллаха; (Он)разъясняет их людям, которые знают.
Этот священный аят является продолжением предыдущего. В предшествующем аяте было сказано: «Развод двукратен: после — удержание с достоинством или отпускание по-доброму». Скажем, человек прежде два раза дал талак — развод, а затем помирился и стал жить снова вместе с женой. Теперь:
«...если дал ей развод [в третий раз], то не будет [она]халалной ему после этого, пока не выйдет замуж задругого».
То есть если вдобавок к предыдущим двум разводам онеще раз даст развод, то всего их будет три. А послеобъявления трех талаков женщина становится не дозволенной, чужой для мужчины, который дал ей развод. Теперь им нельзяжить как муж и жена. Есть лишь один способ восстановить ихсоюз и он заключается в следующем: женщина должна выйтизамуж за другого мужчину и жить полноценной супружескойжизнью, и только если второй муж умрет или даст ей развод, она может снова выйти замуж за своего прежнего мужа.
Фраза «И если [следующий муж] даст ей развод, то нетгреха на них [обоих — первом муже и жене], что вернутся(оба) друг к другу, если уверены, что выполнятограничения Аллаха», означает именно это.
Такая женщина должна вступить в никах со вторым мужембез всяких условий, как в обычной ситуации, с намерениемпостоянной совместной жизни. Впоследствии, если вдруг, какмы уже говорили, он умрет или произойдет талак, только тогдаона может выйти замуж за первого мужа.
Не годится, чтобы в этом вопросе всякий поступал так, какпожелает его душа. Это очень важное и требующее большоговнимания дело:
«И таковы границы Аллаха; (Он) разъясняет ихлюдям, которые знают».
Здесь подразумевается количество обратимых разводов, так как третье объявление о разводе является необратимым.
المهر) — имущество, предоставление которого возлагается на мужа и которое вручается жене при заключении между ними никаха. Махр становится собственностью жены, которая вправе распоряжаться этим имуществом единолично, по собственному усмотрению и без согласования с кем-либо.
Махр (قاضية, также кадий) — досл. «выносящий приговор», «решающий»; шариатский судья, деятельность которого направлена на обеспечение соблюдения шариатских положений и норм, вынесение решений по тяжбам, прекращение раздоров.
Кади (Здесь подразумевается, что Умар ибн Хаттаб радияллаху анху, увидев того мужчину, по его внешнему виду и источающему из его рта запаху, осознал причину такого поведения его жены и, сочувствуя ей, он сам рекомендовал мужу дать ей развод, пусть даже если тот для этого будет склонен получить ее серьги.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....