В следующем священном аяте даются указания мужчинам, которые дают развод. В нем подчеркивается необходимостьсовершения этого дела по-доброму, по-хорошему:
231. И когда вы дали развод женщинам, а онидостигли своего срока, то удерживайте их сдостоинством или отпускайте их с достоинством, но неудерживайте зловредно, чтобы посягать. А кто содеялэто, то, действительно, совершил зулм себе. И не беритеаяты Аллаха в насмешку и вспоминайте благо Аллахавам и то, что (Он) ниспослал вам из Книги и мудрости, увещевая вас ими. И бойтесь Аллаха и знайте, что, поистине, Аллах о каждой вещи Знающий.
Из предыдущих аятов мы узнали, что женщина остается враспоряжении мужа даже после получения развода до тех пор, пока не завершится срок ее идды. А после окончания срокаидды такая привилегия, данная мужу, теряет свою силу. Чтонужно делать, когда закончится срок ее идды? Священный аятдает указание: «И когда вы дали развод женщинам, а онидостигли своего срока, то удерживайте их с достоинством илиотпускайте их с достоинством, но не удерживайте зловредно, чтобы посягать».
То есть в таком случае делайте одно из двух:
Первое и нужное: «удерживайте их с достоинством». Станьте снова супругами и продолжайте семейную жизнь сдостоинством. Выражение «с достоинством» означает безпопрекания жены, упреков, оскорбления и избиений.
Второе и случающееся при безвыходности — отпустить ее. Раз уж и после развода по окончании срока идды нетнамерения мириться, тогда пусть разводятся. Однако и этодолжно происходить по-доброму, по достоинству.
«Но не удерживайте зловредно, чтобы посягать».
Из вышеприведенного примера мы увидели, каким бываетудерживание жены в зловредных целях, ради причинениястраданий и мук. Ислам сбрасывает с плеч женщин подобнуюнесправедливость. Пусть мужчины почувствуют своюответственность, не станут причинять муки женщинам.
И если из них «…кто содеял это, то, действительно, совершил зулм себе».
Потому что этим своим поступком тот человек навлекаетна себя гнев Самого Аллаха.
«И не берите аяты Аллаха в насмешку», относитесь к нимсерьезно. Если бы семейный вопрос, развод и относящиеся к этомудела не были чрезвычайно серьезными, Всевышний Аллах не сталбы ниспосылать о них аяты Куръана. В Исламе подход к семейнойжизни, к вопросам талака — развода, чрезвычайно серьезен.
Разрешение на талак было дано из-за безвыходности, ондозволен для применения в случаях, когда отсутствуют другиеспособы решения вопроса. Пророк алайхиссалам сказал:
«Из всего дозволенного Аллахом более всего неприятенЕму талак. Из-за него содрогается Арш Рахмана».
По причине особой важности семейных вопросов в нихкатегорически не разрешаются насмешки и шутки.
В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абу Хурайрырадияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхивасаллам сказал:
«В трех вопросах серьезное серьезно, и шуточное серьезно: это никах, талак и возвращение (после развода)».
То есть в этих делах нельзя что-либо сказать или сделать, а потом оправдываться, что пошутил. Для мусульманнедопустимо воспринимать жизнь как шутку, чувствовать себябезответственным. Всевышний Аллах возложил на плечи этойуммы огромную ответственность быть Его наместниками наземле. И посему следует перестать шутить, отложить своюбезответственность.
«И вспоминайте благо Аллаха вам и то, что (Он)ниспослал вам из Книги и мудрости, увещевая васими».
Ниспослание Ислама религией и Мухаммада алайхиссалампророком — великое благо Аллаха. Книга, которую Он ниспустил для увещевания — Священный Куръан. А мудрость — сунна Пророка алайхиссалам. Только постоянное поминаниеэтих благ, жить на их основе, следование божественнымуказаниям может принести человеку счастье, в том числе и всемейной жизни.
В конце священного аята Аллах еще раз пробуждаетсердца мусульман и говорит:
«И бойтесь Аллаха и знайте, что, поистине, Аллах окаждой вещи Знающий».
Среди народа бытуют необоснованные поверья,...
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
По случаю окончания священного месяца...
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...
Мы продолжаем публикацию цикл статей,...
Сегодня мы поговорим о достоинствах...