В следующем священном аяте даются указания мужчинам, которые дают развод. В нем подчеркивается необходимостьсовершения этого дела по-доброму, по-хорошему:
231. И когда вы дали развод женщинам, а онидостигли своего срока, то удерживайте их сдостоинством или отпускайте их с достоинством, но неудерживайте зловредно, чтобы посягать. А кто содеялэто, то, действительно, совершил зулм себе. И не беритеаяты Аллаха в насмешку и вспоминайте благо Аллахавам и то, что (Он) ниспослал вам из Книги и мудрости, увещевая вас ими. И бойтесь Аллаха и знайте, что, поистине, Аллах о каждой вещи Знающий.
Из предыдущих аятов мы узнали, что женщина остается враспоряжении мужа даже после получения развода до тех пор, пока не завершится срок ее идды. А после окончания срокаидды такая привилегия, данная мужу, теряет свою силу. Чтонужно делать, когда закончится срок ее идды? Священный аятдает указание: «И когда вы дали развод женщинам, а онидостигли своего срока, то удерживайте их с достоинством илиотпускайте их с достоинством, но не удерживайте зловредно, чтобы посягать».
То есть в таком случае делайте одно из двух:
Первое и нужное: «удерживайте их с достоинством». Станьте снова супругами и продолжайте семейную жизнь сдостоинством. Выражение «с достоинством» означает безпопрекания жены, упреков, оскорбления и избиений.
Второе и случающееся при безвыходности — отпустить ее. Раз уж и после развода по окончании срока идды нетнамерения мириться, тогда пусть разводятся. Однако и этодолжно происходить по-доброму, по достоинству.
«Но не удерживайте зловредно, чтобы посягать».
Из вышеприведенного примера мы увидели, каким бываетудерживание жены в зловредных целях, ради причинениястраданий и мук. Ислам сбрасывает с плеч женщин подобнуюнесправедливость. Пусть мужчины почувствуют своюответственность, не станут причинять муки женщинам.
И если из них «…кто содеял это, то, действительно, совершил зулм себе».
Потому что этим своим поступком тот человек навлекаетна себя гнев Самого Аллаха.
«И не берите аяты Аллаха в насмешку», относитесь к нимсерьезно. Если бы семейный вопрос, развод и относящиеся к этомудела не были чрезвычайно серьезными, Всевышний Аллах не сталбы ниспосылать о них аяты Куръана. В Исламе подход к семейнойжизни, к вопросам талака — развода, чрезвычайно серьезен.
Разрешение на талак было дано из-за безвыходности, ондозволен для применения в случаях, когда отсутствуют другиеспособы решения вопроса. Пророк алайхиссалам сказал:
«Из всего дозволенного Аллахом более всего неприятенЕму талак. Из-за него содрогается Арш Рахмана».
По причине особой важности семейных вопросов в нихкатегорически не разрешаются насмешки и шутки.
В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абу Хурайрырадияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхивасаллам сказал:
«В трех вопросах серьезное серьезно, и шуточное серьезно: это никах, талак и возвращение (после развода)».
То есть в этих делах нельзя что-либо сказать или сделать, а потом оправдываться, что пошутил. Для мусульманнедопустимо воспринимать жизнь как шутку, чувствовать себябезответственным. Всевышний Аллах возложил на плечи этойуммы огромную ответственность быть Его наместниками наземле. И посему следует перестать шутить, отложить своюбезответственность.
«И вспоминайте благо Аллаха вам и то, что (Он)ниспослал вам из Книги и мудрости, увещевая васими».
Ниспослание Ислама религией и Мухаммада алайхиссалампророком — великое благо Аллаха. Книга, которую Он ниспустил для увещевания — Священный Куръан. А мудрость — сунна Пророка алайхиссалам. Только постоянное поминаниеэтих благ, жить на их основе, следование божественнымуказаниям может принести человеку счастье, в том числе и всемейной жизни.
В конце священного аята Аллах еще раз пробуждаетсердца мусульман и говорит:
«И бойтесь Аллаха и знайте, что, поистине, Аллах окаждой вещи Знающий».
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....