В представленных ранее священных аятах, посвященныхсемейной жизни, были рассмотрены следующие темы: коговыбирать в спутники жизни, как вести семейную жизнь, атакже обсуждались вопросы махра, талака, хулуъ, идды, примирения, вмешательства родственников в дела супругов, кормления ребенка грудью при разводе родителей. Однакосупруги разлучаются друг с другом не только по причинеразвода или хулуъ. Порой причиной разлуки мужа с женойстановится и смерть.
В следующем священном аяте речь пойдет о положениях, применяемых в тех случаях, когда муж умирает, оставив послесебя жену.
234. И те из вас, которые упокоятся и оставят жен,[их жены] выжидают сами четыре месяца и десять [дней]. Когда же они достигли своего срока, то нет греха на вас[о мусульмане,] в том, что они сделали сами с собойсогласно принятому. И Аллах — о том, что делаете, Всеведущий
В доисламский период женщины как отдельная особьподвергались всяческим мучениям, страданиям и унижениям. Втом числе ее унижали и оскорбляли, попирали ее права дажепосле смерти мужа. Согласно обычаю людей джахилии, если на женщину, у которой умер муж, накидывал свою рида кто-то из родственников покойного, бедная женщинаавтоматически становилась его собственностью. После этого онмог при желании сделать ее своей женой или выдать замуж задругого и брать себе причитающийся ей махр или же вообщемог продать ее.
На женщину, у которой умер муж, надевали самые худшиеодеяния и помещали в опустелый дом. Она в течение годасидела не моясь и не пользуясь благовониями, а такжепереносила все притеснения, связанные с прочими суевериями.
Ислам убрал с плеч женщины эту несправедливость. Ограничил до определенных пределов идду женщины, укоторой умер муж:
«И те из вас, которые упокоятся и оставят жен, [ихжены] выжидают сами четыре месяца и десять [дней]».
В этом заключено много мудрости. Во-первых, в течениеэтого периода становится известным, есть или нет плод в утробе (матке) женщины.
Во-вторых, женщина соблюдает траур в знак уважения ксвоему мужу, в знак почтения к совместно прожитой жизни. Ипотом, это является еще и бальзамом для раненой душиродственников ее покойного мужа.
Во время идды женщина не красится, не носит украшенийи не наряжается в красивые одеяния. Но и не обязательно ейнадевать одежду определенного цвета или покроя.
В хадисе, переданном от матери правоверных Зайнаббинти Джахш радияллаху анха, Посланник Аллаха саллаллахуалайхи васаллам сказал: «Женщине, которая уверовала вАллаха и в ахират, не дозволяется носить траур по умершему более трех дней. Разве что по мужу она соблюдает траурчетыре месяца и десять дней».
«Когда же они достигли своего срока, то нет грехана вас [о мусульмане,] в том, что они сделали сами с собойсогласно принятому».
То есть после того, как идда женщин закончится, наверховодах обеих сторон супругов, на опекунах женщин, ивообще на общине мусульман, а также на самих вышедших изидды женщинах не будет вины, если эти женщины станутожидать для себя сватов согласно шариату. Стало быть, если по прошествии четырех месяцев и десяти дней после смертимужа жена, нарядившись и приукрасившись станет ожидатьсватов для последующего замужества, то это ее дело. Теперь за это никому не будет греха. Таково предписание шариата. Ато, что в жизни встречаются иные, помимо этого, ситуации, такони являются бидъой или предрассудками. Предрассудковнужно остерегаться. Потому что:
«И Аллах — о том, что делаете, Всеведущий».
Здесь это слово используется в значении одеяния-накидки для верхней части тела.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....